Вадим Андронов: «Вопрос транспортной доступности – вопрос территориальной целостности страны»

7 апреля 2014 г.

Заместитель председателя Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Вадим Андронов (фракция «Справедливая Россия») выступил в Общественной палате Российской Федерации с докладом, в котором поднял проблему транспортного обеспечения отдаленных населенных пунктов. Публикуем основные тезисы доклада карельского депутата.

***

«Вопрос транспортной доступности отдаленных территорий, населенных пунктов, на мой взгляд, уже становится вопросом национальной безопасности. Вопросом территориальной целостности страны. Я представляю небольшой в масштабах России город Костомукшу, расположенный на Северо-Западе нашей страны. Рядом – граница с Финляндией. Час езды по хорошей дороге – и ты в Евросоюзе. Другой мир, другой уровень жизни. Люди ездят в Финляндию просто, чтобы купить продукты в магазине. А кому нужно – тому открыт путь во все страны мира, сообщение со всеми мировыми столицами. С другой стороны – необъятная Россия и 500 километров до административного центра региона. Причем дорога, проложенная через тайгу и болота, местами может только условно называться дорогой. Это, скорее, направление. Есть железная дорога. Но поезда сокращают и отменяют. Съездить в Петрозаводск и обратно одним днем, без ночевки – задача неразрешимая. Люди не могут получить элементарные медицинские и государственные услуги, выехать в отпуск и вернуться домой. До Москвы – двое суток с пересадками… Как вы думаете, не является ли эта ситуация предвестником разрушения России? Нормально ли, что до столицы родного государства человеку добраться в сто раз сложнее и дороже, чем до центра Европы? И куда нас выведет такая транспортная схема»?

***

«Из совокупности статей 7, 19 и 27 Конституции РФ следует, что мы живем в социальном государстве, которое гарантирует нам социальную защиту, равенство прав и свобод, в том числе право свободно передвигаться, независимо от нашего места жительства. Как обеспечены эти наши права? Пример. Житель Петрозаводска имеет доступ к медицинским услугам, образованию, работе и ко всем видам транспорта во всех направлениях. Житель районного поселка имеет низкий доход, не имеет больницы, учебных заведений, работы… А транспорт, который ему обеспечивает доступ к услугам в Петрозаводске, дорогой, некачественный, не ежедневный, а, следовательно, к затратам на поездку прибавляются затраты на проживание и питание в столице. Кроме наценки на товары и продукты, которые доставляют в такие отдаленные уголки, возникает «транспортная наценка» на доступ к театру, музею, больнице, учебному заведению… Будет ли молодой, крепкий человек закладывать фундамент своей жизни в таком месте? Придет ли на эту территорию бизнес? Сокращение пассажирских перевозок – индикатор стагнации».

***

«Перевозчик хочет прибыли. Перевозки переданы бизнесу, а эффективность бизнеса оценивается по увеличению прибыли. В итоге и перевозчики, и пострадавшие от сокращений и оптимизации люди обращаются к властям субъектов, возлагая надежды на региональные бюджеты. Нам ежегодно сообщают суммы убытков, которые несут перевозчики, 150, 200, 300 миллионов рублей... Комитет по ценам и тарифам пытается предоставить свои расчеты, с меньшими суммами. Идут постоянные непродуктивные споры. Единственное решение, которое находит перевозчик, это сокращение количества поездов с семи до одного в неделю на направлении Костомукша-Санкт-Петербург, и с семи до трех в неделю на направлении Костомукша-Петрозаводск».

***

«Сокращая поезда, железнодорожный перевозчик ссылается, как на оправдание, на низкую наполняемость вагонов. Мол, сократим количество поездов, и наполняемость возрастет. Но практика полностью опровергает эту логику. С сокращением поездов падает и наполняемость. Чем неудобнее становится железнодорожное сообщение, тем меньше людей им пользуется. Поезда можно сокращать до полной отмены и что, это повысит наполняемость? Все мы понимаем, что это путь, ведущий в тупик. Значит, нужно искать решение проблемы в чем-то другом. Не разбираться с этим опасно.

***

«Транспортная инфраструктура устроена так, что со многими населенными пунктами имеется только железнодорожное сообщение, а на строительство и реконструкцию автодорог нет средств. В Карелии мелкие населенные пункты расположены за сотни километров от административных центров. Например, автобус от Костомукши до Петрозаводска идет как минимум восемь часов. Пожилой человек не в силах вынести такую поездку. А если еще надо провести день в столице и вернуться назад? Будет тяжело даже молодому здоровому человеку. В республиканскую больницу ежегодно направляются десятки тысяч больных, которые не способны преодолеть такой путь автотранспортом. А многие больные не могут ждать поезда по несколько дней. Если такие условия представляют угрозу человеческой жизни, то важность железнодорожного пассажирского сообщения трудно переоценить».

***

«Необходимо добиваться прозрачности ценообразования. Опять пример с костомукшским поездом. Плацкартный билет не всегда можно достать, а купе стоит 2,5 тысячи. Туда-обратно – это 5 тысяч рублей, с ночевкой и питанием – уже 7-8 тысяч. А это – уровень прожиточного минимума в Карелии. Такая вот «социальная защищенность».

Необходимо пересмотреть норму 200-километровой протяженности, которая разделяет поезда на пригородные и дальнего следования. В малонаселенных регионах 500 километров между населенными пунктами – норма. Нужно рассматривать все поезда, курсирующие в границах субъекта федерации как пригородные, каковыми они, по сути, и являются.

Необходимо пересмотреть нормы наполняемости поездов: 70 процентов мест состава, и 14 вагонов туда-обратно. В начале отпускного сезона не достать билетов на выезд, а в конце сезона – обратно. При этом поезда наполняются на 49 процентов, и перевозчик сокращает их количество.

Необходимо сократить время в пути. Поезд Костомукша–Петрозаводск находится в пути 14 часов, автобус преодолевает то же расстояние за 8 часов. Ведь это влияет на затраты железнодорожников.

Необходимо установить стандарт качества услуг. Состояние вагонов, которые идут на периферию, качество услуг – очень низкие. Это просто оскорбляет и унижает людей: северяне едут в центр страны на двух поездах с пересадкой, при этом на местном направлении это не вагон, а старая развалина, а на московском – шик и блеск! Необходима коренная реконструкция вокзальной инфраструктуры – перроны, вокзалы, туалеты»…

***

«Пассажирский транспорт – государева задача. Есть дорога – есть жизнь! Не будет дороги – не будет ни жизни, ни страны».

 

По материалам газеты «Новости Костомукши»