Отчет о заседании 8 декабря

8 декабря 2005 г.
На заседании Законодательного Собрания Республики Карелия 8 декабря первыми были рассмотрены законопроекты, принятие которых требует финансирования из республиканского бюджета уже в 2006 году. Это региональные целевые программы, а также целый ряд законопроектов, регулирующих вопросы социальной поддержки граждан, имеющих детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий граждан. В частности, "рассмотрен проект закона "О внесении изменений в Закон РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Карельские парламентарии согласились с рядом предложений Правительства РК, в числе которых распространение такой меры социальной поддержки, как льготная оплата коммунальных услуг, на социальных работников муниципальных учреждений, проживающих и работающих за пределами городов; увеличение ежемесячных денежных выплат с 268 до 280 рублей и с 322 до 335 рублей.

 

     Возражения депутатов вызвали предложения не предусматривать меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в поселках городского типа, а также признать утратившей силу часть третью статьи четвертой закона, устанавливающую порядок индексации ежемесячных денежных выплат.

 

     Поправками, подготовленными группой депутатов в составе Галины Погудаловой, Валерия Тольского, Николая Зайкова, Владимира Матросова, Светланы Токаревой, Анатолия Папченкова, Александра Кривкина, Людмилы Афанасьевой, Елены Ворошило, Михаила Мрыхина, Марины Маркеловой и Владимира Миронюка, эти меры сохранены.

 

      Законопроект, вносящий изменения в закон РК о социальной поддержке, принят в окончательном чтении и направлен на подпись Главе Республики Карелия.

 

      Законодательным Собранием принят в окончательном чтении Закон РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», внесенный Правительством РК. Он предусматривает единовременное пособие при рождении первого ребенка в сумме 2000 рублей, второго – 3000 рублей, третьего – 4000 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума составит 150 рублей и увеличивается на величину районного коэффициента. Компенсационная выплата на приобретение школьных принадлежностей для детей из многодетных семей, обучающихся в начальных классах,  устанавливается в размере 1000 рублей. Парламентарии согласились со  своими коллегами, подготовившими поправку, которая увеличивает размер ежемесячного пособия на ребенка из многодетной семьи с 300 до 400 рублей и приняли ее. 

 

      Направлен на подпись Главе Республики и Закон РК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», передающий полномочия по образованию и обеспечению деятельности комиссий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карелии, а также предусматривающий средства для реализации этих полномочий.

 

      Общая сумма, необходимая на выполнение закона, составляет более четырех миллионов рублей.

 

В окончательном чтении принят Закон РК «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», восстанавливающего право педагогов, работающих и проживающих на селе, «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии законодательством РФ».

 

      Направленный на подпись Главе РК закон о внесении изменений в Закон «О стипендиях Республики Карелия для учащихся, студентов и аспирантов дневной формы обучения образовательных учреждений профессионального образования и научных учреждений» с 1 января 2006 увеличивает размер академических и социальных стипендии. Стипендия для аспирантов увеличивается в два раза и достигает 1000 рублей. Студенты учреждений высшего профессионального образования будут получать стипендию в сумме 750 рублей, студенты учреждений среднего профессионального образования – в сумме 600 рублей, учащиеся учреждений начального профессионального образования – в сумме 500 рублей.

 

      Законодательное Собрание приняло в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия». Это связано с необходимостью приведения ряда законов, регулирующих деятельность системы здравоохранения республики, в соответствие с федеральным законодательством. Законопроект уточняет, что на компенсацию расходов на проезд в другие регионы России по направлению для медицинской консультации или лечения имеют право неработающие граждане, на которых не распространяется действие Федерального закона «О государственной социальной помощи», так как финансирование проезда этих категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Работа над законопроектом будет продолжена до следующего заседания Законодательного Собрания, которое состоится 15 декабря.

 

      Работа над поправками в Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связана с необходимостью приведения его в соответствие с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Поправками уточняется порядок определения объема субвенций для финансирования расходов по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,  жилыми помещениями. Законопроект принят в первом чтении.

 

      В целях приведения закона РК «Об упорядочении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Карелия» в соответствие с федеральным законодательством,  Глава республики С.Катанандов внес в него изменения. Законопроект представил депутатам  министр экономического развития РК  Александр Грищенков. Он доложил, По Федеральному  закону  № 131 органы местного самоуправления муниципальных образований  наделяются отдельными государственными полномочиями в указанной сфере. В частности, это касается лицензирования  розничной продажи алкогольной продукции. Для исполнения указанных полномочий органам местного самоуправления передаются в безвозмездное пользование  материальные средства, перечень которых устанавливается органом  исполнительной власти РК по управлению государственным имуществом. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.  Контроль  за осуществлением органами местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции осуществляется органом исполнительной власти  в порядке, установленном  Правительством Республики Карелия.

 

        Некоторые положения законопроекта вызвали вопросы. Так,  размер  уставного фонда организаций, осуществляющих  розничную продажу алкогольной продукции (за исключением общественного питания), должен быть не менее 100 тысяч рублей. Сбор  за выдачу лицензии равен 50 тысячам рублей.

 

        В проекте бюджета РК на 2006 год объем субвенций на выполнение  органами местного самоуправления государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен в размере 3961 тысяча рублей.

 

        Наделение органов  местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями РК  предусмотрено и в сфере  регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг (глава 4 Федарального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Глава республики также внес соответствующий законопроект в Законодательное Собрание. На его реализацию ежегодно потребуется ежегодное представление субвенций  местным бюджетам за счет средств бюджета РК в размере 2231,6 тысячи рублей.  

 

        Законодательное Собрание приняло оба законопроекта в первом чтении. Установлены сроки внесения поправок к ним – до 14 декабря 2005 года.  Законы должны вступить в силу с 1 января 2006 года.

 

          Парламент утвердил отраслевую   целевую   программу  «Развитие территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Карелия на 2006-2010 годы» и     региональную  целевую  программу «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия на 2006-2010 годы».

 

           Законодательное Собрание рассмотрело принятый  в первом чтении  проект закона Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2006 год».  Как доложил председатель Комитета по бюджету  Николай Зайков, к законопроекту поступило  более 34 поправки, что меньше, чем обычно. Н.Зайков объяснил это большой предварительной работой депутатов с Министерством финансов и с отраслевыми министерствами и ведомствами. Комитет по бюджету предложил коллегам поддержать 23 поправки и отклонить 11. Законодательное  Собрание поддержало позицию Комитета. В результате поддержаны  поправки Главы республики, направленные на реализацию объявленных Президентом России национальных программ. Это субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на вознаграждение  за классное руководство в муниципальных общеобразовательных школах -  в сумме 38 миллионов 722 тысячи рублей, на внедрение  инновационных образовательных программ – 14 миллионов рублей,  на поощрение лучших учителей – 4 миллиона 700 тысяч рублей. 24 миллиона 637 тысяч рублей предполагается выделить в виде субсидий на денежные выплаты медицинскому персоналу  фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи.

 

        Законопроект дополнен новой статьей, устанавливающей условия  для получения субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.  Поддержана важная   социальная  инициатива Галины Погудаловой, которая предусматривает выделение  2 миллионов рублей на дотации транспортникам – в качестве компенсации за перевозку республиканских льготников. Депутаты  также нашли возможность  по инициативе Ирины Русановой перераспределить средства и  выделить 60 миллионов рублей на начало в 2006 году капитального ремонта исторического здания Русского Музыкально-драматического театра. 

 

        В процессе рассмотрения поправок председатель Комитета по бюджету Н.Зайков напомнил, что при втором чтении утверждаются расходы в рамках реализации адресной инвестиционной программы Республики Карелия в целом на отрасли, а не на отдельные объекты. Учитывая, что депутаты все-таки внесли поправки по отдельным объектам, Председатель ЗС РК Николай Левин, ведущий заседание, предложил сделать протокольную запись: поручить  министерствам строительства,   культуры и по связям с общественностью проработать вопрос о реконструкции  Дома культуры на 180 мест в поселке Гирвас Кондопожского района (по инициативе Виктора Богданова), министерству здравоохранения, социального развития и спорта  - решить вопрос об  организации  оказания скорой медицинской помощи жителям поселков Пиндуши и Повенец Медвежьегорского района (по инициативе Владимира   Миронюка). Депутаты также приняли к сведению заявление министра строительства РК Валерия Момотова о строительстве в 2006 году  моста в поселке Ладва Прионежского района (поправка Галины Погудаловой). 

 

          Законопроект принят во втором чтении. Окончательное принятие закона планируется 15 декабря. Напомним, что проект бюджета РК на 2006 год утвержден  по доходам в сумме 10 миллиардов  564 миллиона  рублей, по расходам - 11 миллиардов 588 миллионов  рублей,  при дефиците в 1 миллиард 23  миллиона  рублей, или 12,9 процента, без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

 

         Депутаты рассмотрели проект закона РК «О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год», принятый в первом чтении. К нему поступила поправка от депутата ЗС РК Николая Ершова, решение о судьбе которой (принять или отклонить) Комитет по бюджету принять не смог.  Дискуссия вылилась на заседание Законодательного Собрания. Николай Ершов считает, что карельские законодатели вправе своим законом разрешить лечебно-профилактическим учреждениям, работающим в системе ОМС, производить расходы, не предусмотренные перечнем, устанавливаемым решением Республиканской межведомственной (согласительной) комиссией по ОМС, за счет средств ОМС по статьям экономической классификации расходов, не включенным в состав тарифа, в объеме до 25 процентов, при отсутствии просроченной задолженности по оплате труда и начислениям на оплату труда. Поправку не поддерживают специалисты, считая принятие такой нормы на региональном уровне нарушением федерального законодательства. Исполнительный директор Карельского ФОМС Антонина Лисина заявила, что в республике существует дефицит финансовой обеспеченности страхования неработающего населения – 63 процента. По всем нормативам, объем страхования должен достигать 902 миллиона рублей, у нас эта сумма равна 337 миллионам рублей.  Николай Ершов убедил коллег, что территориальная программа страхования неработающего населения обеспечена средствами, только они разделены, и как раз той их частью, которая  есть у органов местного самоуправления, могли бы воспользоваться лечебные учреждения. Поправку поддержали Валерий Тольский,  Галина Погудалова, Римма Русакова, Михаил Мрыхин, утверждающие, что эту позицию разделяют также  главные врачи районных больниц.

 38 голосами  против 3  Законодательное  Собрание приняло поправку Николая Ершова. Закон принят в окончательном виде. Бюджет Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год утвержден по доходам и расходам  в сумме  1миллиард  360 миллионов  21 тысяча рублей ( без дефицита).

 

         В связи с уточнением поступления в 2005 году налогов и взносов на социальные нужды, увеличением сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и плана по неналоговым платежам, другим поступлениям в ФОМС, и, как следствие, увеличением расходов на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования и на реализацию мер социальной защиты отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, Глава РК С.Катанандов внес в Законодательное Собрание проект закона РК «О внесении изменений в Закон РК «О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год». Объем доходов предусматривается в сумме 1 136 911 тысяч рублей, что на 139 079 тысяч рублей больше, чем указано в законе, расходная часть увеличена соответственно.

 Законодательное  Собрание приняло  закон в окончательном чтении.

 

         Законодательная инициатива депутата  Владимира Степанова о  внесении изменений в Закон Республики Карелия «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия» была одобрена Комитетом по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики ЗС РК, поскольку ее автор  не просто конкретизировал уже имеющиеся  в законе нормы  материального обеспечения депутатской деятельности, а  в результате добивался экономии  бюджетных средств.  Однако законопроект вызвал категорическое несогласие у Ирины Петеляевой, предложившей сначала направить его на заключение Главе республики как не имеющий  экономического обоснования, а после пояснения юридической службы, что речь идет о средствах Законодательного Собрания и поэтому заключение Главы республики не требуется, -   поставить его на поименное голосование.  За инициативу Владимира Степанова проголосовали 24 депутата, против – 12.

 

        Законопроект  отклонен.

 

        Продолжая  работу по законодательному обеспечению реформы местного самоуправления, Законодательное Собрание рассмотрело  поправки в законы, принятые в первом чтении - «О внесении изменений в Закон РК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в РК» и «О внесении изменений в закон РК «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия». Депутаты  поименным голосованием  (за 32, против 7) поддержали  поправку Галины Погудаловой в первый из названных законопроектов о несогласии с существенными изменениями условий труда только что избранных руководителей новых органов власти. Речь идет о значительном уменьшении суммы средств в бюджете Республики Карелия на обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в 2006 году, в частности, на заработную плату. 

 

       Оба закона приняты в окончательном виде и направлены  на подпись Главе республики.

 

 По инициативе  Александра Кривкина внесены  изменения  в  законы «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и «О муниципальных районах Республики Карелия».  Они касаются уточнения в части картографического описания границ Прионежского и Пряжинского муниципальных районов РК.

 

       Законодательное  Собрание приняло  постановления  о  признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (законодательные  инициативы Николая Левина). Речь идет о постановлениях  ЗС РК , регистрирующих (перерегистрирующих) уставы муниципальных образований, которые в настоящее время фактически не действуют.

 

        Решением Законодательного Собрания в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение модернизации системы оказания медицинской помощи населению Российской Федерации», проводимых Советом Федерации ФС РФ, примет участие Михаил Мрыхин. Марина Маркелова поедет в Государственную Думу на парламентские слушания на тему «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

 

 

        Принято также постановление о направлении для участия в семинаре «Актуальные вопросы местного самоуправления  в условиях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации»  депутата ЗС РК Людмилы Афанасьевой.

 

         В заседании Законодательного Собрания приняли участие Премьер-министр  Правительства РК Павел Чернов, его первый заместитель- Министр финансов РК Александр Колесов, ответственные лица Администрации Главы РК, министры, председатели госкомитетов РК, представители судебной власти, другие заинтересованные лица.  Вел заседание Председатель  Законодательного Собрания РК Николай Левин.