Отчет о заседании 24 марта

24 марта 2005 г.

В повестке дня Законодательного Собрания Республики Карелия, состоявшегося 24 марта, было более пятидесяти вопросов. Первым рассмотрен законопроект с поправками в Конституцию Карелии. Депутаты приняли его в окончательном чтении. Внести коррективы предписывало федеральное законодательство. Изменения касаются положений о выборах Главы Республики Карелия, включаются нормы о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента России полномочиями Главы РК.

Поправки касаются и формирования Законодательного Собрания. Число его депутатов с нового созыва уменьшается на семь и составит пятьдесят. Число депутатов, работающих на постоянной основе, по новому законопроекту не может быть более одной трети от установленного Конституцией Карелии числа депутатов ЗС РК. Предусматривается несколько заместителей Председателя ЗС РК.

Пятьдесят депутатов – наиболее оптимальный вариант в связи с новым порядком выборов: минимальное нарушение границ районов и четное количество депутатов. Законодатели проголосовали против поправки Сергея Яскунова, предлагавшего уменьшить количество депутатов до двенадцати. Не нашел поддержки и Алексей Мосунов, уверенный, что депутатский корпус должен состоять из пятидесяти шести человек

В окончательном чтении приняты также поправки к законам «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия» и «О референдуме в Республике Карелия», что вызвано необходимостью приведения названных законов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Законодательное Собрание согласилось с предложением Главы РК о дате проведения выборов депутатов представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований в Карелии - 2 октября 2005 года. С предложениями своих коллег о проведении выборов 16 октября большинство депутатов не согласилось, поскольку более ранние сроки были в интересах избирателей. Вновь избранным представительным органам предстоит провести огромную подготовительную работу, в том числе и по созданию нормативно-правовой базы.

Законодательное Собрание приняло в первом чтении поправки в Закон РК «О государственной молодежной политике», внесенные Главой Республики Карелия в связи с необходимостью приведения этого закона в соответствие с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти теряют право привлекать молодежные объединения к выполнению государственного заказа.

Во втором чтении принят проект Закона Республики Карелия «Об образовании». Депутаты проголосовали за поправки, касающиеся вопросов воспитания и обучения детей-инвалидов, финансирования связанных с этим процессов, а также поправку, предусматривающую индексацию ежемесячной денежной компенсации педагогам.

Ряд поправок по лицензированию общеобразовательных учреждений, доступности дошкольного образования, финансированию расходов по организации питания учащихся депутаты перенесли на период рассмотрения закона в третьем чтении.

В третьем чтении будут решены все вопросы с определением условий возмещения расходов, связанных с первоочередным предоставлением жилой площади сельским педагогическим работникам, и заработной платой работникам дошкольных учреждений.

Комитет по законности и правопорядку представил на рассмотрение всех депутатов два альтернативных проекта постановления по законопроекту «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Карелия» - отклонить его или принять в первом чтении. Законопроект внесен Главой Республики РК Сергеем Катанандовым в целях реализации федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Члены комитета по-разному поняли слово «отказ», употребленное в двух статьях законопроекта: как отказ – запрет на проведение публичного мероприятия (что противоречит федеральному закону) и как отказ в регистрации уведомления по чисто формальным признакам. На заседании ЗС РК Депутаты А.Мосунов, И Петеляева, А.Лукин заявили, что законопроект уже в самой концепции противоречит федеральному законодательству и поэтому его нельзя принимать даже в первом чтении. В результате поименного голосования законопроект отклонен.

Федеральное законодательство выдвинуло новые, повышенные требования к претендентам на должность руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации. В связи с этим Глава Республики Карелия внес в Законодательное Собрание РК законопроект «О внесении изменения в статью 9 закона РК «О Правительстве Республики Карелия». Законопроектом устанавливается, что назначение на должность Министра финансов Республики Карелия осуществляется с учетом нормативных предписаний федерального законодательства, на основании результата проверки Министерством финансов Российской Федерации соответствия кандидата на замещение указанной должности квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Напомним, что по действующему закону «О Правительстве Республики Карелия» министр финансов назначается Главой Республики Карелия на срок своих полномочий с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия.

Законодательное Собрание приняло проект закона «О внесении изменений в Закон РК «О Правительстве Республики Карелия» в первом чтении. Установлен срок для внесения поправок – до 7 апреля.

Во втором, окончательном чтении принят закон «О внесении изменения в Закон РК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия». В результате поправок депутатов Н.Ершова, С.Токаревой, Н.Левина, Д.Беляева, Н.Зайкова, А.Мосунова, В.Колоушкина, А.Папченкова, О.Сабинина из ранее образованных сельских и городских поселений по просьбам с мест выделены новые. Среди них – Нюхчинское сельское поселение (из Сумпосадского), Крошнозерское сельское поселение (из Ведлозерского), в его состав входят село Крошнозеро, административный центр, деревни Гонганалица, Ершнаволок, Каскеснаволок, Коккойла, Котчура; Мийнальское сельское поселение ( из Куркиекского), в состав которого входят поселок Мийнала – административный центр, поселки Ихала, Коконниэми, Кортела, Лумиваара, Метсямикли,Микли, Нива, Оппола, Пайкъярвенкюля, Парконмяки, Райвио, Раухала, Сикопохья, Сорола, Уусикюля, Ханканмяки, Харвиа; Плотинское сельское поселение (из Малиновараккского) – поселок Плотина (административный центр) и поселок Чкаловский. Муниципальные образования «Город Петрозаводск» и «Город Костомукша» наделены статусом городского поселения. После внесения изменений в закон в Карелии осталось, как и было, 24 городских поселения и на 7 увеличилось количество сельских поселений – было 80.

Законодательное Собрание рассмотрело инициативу региональной общественной организацией ветеранов (пенсионеров) государственной службы Республики Карелия о внесении изменений в закон РК «О государственной службе Республики Карелия». Законопроект вызван необходимостью уточнения понятия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, в связи с принятием федерального закона. Депутаты приняли его в первом чтении.

Законодательное Собрание без обсуждения приняло закон «О приватизации в 2005 году акций открытого акционерного общества «Кондопожская птицефабрика».

Внесенный Главой Республики С.Катанандовым законопроект не встретил в парламенте практически никакого сопротивления. Скорее наоборот. Комитет по экономической политике и налогам поддержал его единогласно, комитет по аграрной политике и развитию села был осторожнее, но, чтобы не превратить Кондопожскую птицефабрику в Сунскую, прекратившую свое существование из-за неэффективного управления государством, тоже решил дать «добро» на приватизацию как единственный в данном случае способ спасти предприятие. Законопроект поддержала и Администрация Кондопожского района.

Такое единодушие становится понятным, когда узнаешь, что платежеспособность ОАО «Кондопожская птицефабрика» стремительно падает. Непокрытый убыток от деятельностии предприятия составляет 5,3 миллиона рублей. Оборудование старое, износ составляет от 70 до 90 процентов. Между тем здесь есть что спасать – 7 птичников промышленного стада и 2 – по выращиванию молодняка. Предприятие остро нуждается в инвестициях, в эффективном собственнике.

В первом чтении принят проект закона «О внесении изменений в закон РК «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании». Закон приводится в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 года. Изменения касаются статьи 33, предусматривающей условия и порядок внеочередного предоставления жилья, а именно пунктов 4 и 9 – о судьях, прокурорах и следователях органов прокуратуры, которые обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета согласно федеральным законам «О прокуратуре Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации». Уточнения вносятся также в порядок предоставления гражданам субсидий на уплату жилья и коммунальных услуг. Поправки к законопроекту принимаются до 7 апреля.

Статья 18 закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», устанавливающая льготу организациям газового хозяйства по уплате земельного налога, признана утратившей силу. С 1 января 2005 года органы законодательной власти субъектов Российской Федерации лишены права устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм, находящихся в их распоряжении.

Депутаты продолжили работу над принятым 16 декабря 2004 года и отклоненным Главой Республики законом «О внесении изменения в статью 21 Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия».

16 декабря Законодательное Собрание признало утратившей силу (попросту отменило) статью 21 закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». В ней было закреплено положение о том, что налоговые льготы, пониженные ставки налогов, установленные законом для предприятий и организаций, предоставляются при отсутствии у них увеличения недоимки по налогам и сборам в бюджеты Республики Карелия с начала календарного года по первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

Глава Республики отклонил принятый закон как противоречащий общим принципам налогообложения, и на одном из прошлых заседаний Законодательному Собранию не хватило двух голосов, чтобы преодолеть его вето. Тем не менее, защищая интересы сельскохозяйственных предприятий, депутат В.Колоушкин внес новую редакцию спорной статьи, предложив исключить из нее одно из условий предоставления налоговых льгот - отсутствие у организации увеличения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты с начала календарного года по первое число месяца, следующего за отчетным периодом. Для сельскохозяйственных предприятий и организаций это очень важно. Остается условие раздельного учета доходов по видам деятельности и имущества, в целях правильного применения льгот.

Законодательное Собрание приняло новый законопроект в первом чтении. Поправки к нему принимаются до 5 апреля.

В окончательном виде принят закон РК «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений Закона РК «О бюджетном процессе в Республике Карелия». Он направлен на совершенствование бюджетного процесса при осуществлении контроля за исполнением бюджета Республики Карелия.

Законодательное Собрание рассмотрело кандидатуры для назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Карелия. В результате рейтингового голосования (из пяти кандидатур) представителями общественности в квалификационную коллегию судей РК назначены Бубнов Борис Васильевич, Несвижский Юрий Александрович и Тайбаков Алексей Алексеевич.

От группы депутатов Государственной Думы в Законодательное Собрание Республики Карелия, законодательно разрабатывающее идею о возрождении народных дружин, поступил проект федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка». Комитет по законности и правопорядку ЗС РК расценил это как прямое свидетельство поддержки своих неоднократных усилий внести посильный вклад в разработку законодательства в этой области общественной деятельности. Федеральный законопроект дает ответы на многие спорные моменты, возникшие при разработке подобного регионального закона. Так, закон предлагает следующие формы участия граждан РФ в обеспечении правопорядка: внештатное сотрудничество с государственными органами, общественные объединения, государственно-общественные объединения, - и устанавливает общие принципы организации и деятельности государственно-общественных объединений. Устанавливается также, что контроль за деятельностью граждан и их объединений, участвующих в обеспечении правопорядка, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Законодательное Собрание Республики Карелия поддержало проект Федерального Закона и направило соответствующее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Как продолжение своей начатой работы законодатели Карелии восприняли и проект федерального закона «Об особых экономических зонах», на прошлой неделе направленный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. В Карелии разработка проекта организации особой экономической зоны идет с 1997 года. В 2002-2003 годах эта работа была продолжена в рамках Программы приграничного сотрудничества ТАСИС ЕС (СВС). В соответствии с проектом предполагалось создать в районе города Костомукша индустриальный комплекс, в котором бы наряду с российскими функционировали финские и другие европейские предприятия. При разработке проекта особой экономической зоны была проведена работа по подготовке документов, выбору вариантов размещения зоны, проведению оценочных исследований выбранных площадок, подготовлен соответствующий проект закона Республики Карелия. Однако действующее федеральное законодательство не позволило его принять.

Законодательное Собрание приняло Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.Фрадкову, в котором, с учетом выгодного географического положения и всего уже сделанного в республике, просит включить Карелию в число регионов, где предполагается создавать особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Создание и функционирование промышленной ОЭЗ явится стимулом для привлечения инвестиций и создаст благоприятные условия для диверсификации экономики и дальнейшего развития экономического потенциала как Карелии, так и страны в целом.

Карельский парламент поддержал целый ряд обращений законодательных органов субъектов Российской Федерации к федеральным органам власти. Это Обращение Законодательного Собрания Нижегородской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Фрадкову о необходимости скорейшего принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Жилищного кодекса Российской Федерации; Обращение Государственной Думы Томской области к Президенту РФ В.Путину о необходимости принятия федеральной программы развития отечественного промышленного производства и повышения его конкурентоспособности; Обращение Орловского областного Совета народных депутатов к Председателю Правительства РФ М.Фрадкову и руководителям палат Федерального Собрания России С.Миронову и Б.Грызлову о необходимости усиления законодательного регулирования проблем, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции; Обращение Законодательной Думы Хабаровского края к депутатам Государственной Думы ФС России о необходимости принятия федерального закона, устанавливающего общие принципы административно-территориального устройства Российской Федерации. Соответствующие постановления Законодательного Собрания РК направлены адресатам.

Законодательное Собрание РК отказало в регистрации изменений, внесенных в Устав муниципального образования «Лахденпохский район Республики Карелия», в связи с их несоответствием федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и закона РК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». В Лахденпохья решили исключить из состава управления по социальным вопросам Администрации местного самоуправления комиссию по делам несовершеннолетних и, соответственно, отразить это изменение в Уставе муниципального образования. А именно этим Уставом определяется порядок создания и состав комиссии по делам несовершеннолетних.

Принят ряд постановлений об участии представителей Законодательного Собрания РК в мероприятиях федерального уровня.

На подпись Главе Республики направлен принятый Закон, вносящий изменения в Закон РК «О прожиточном минимуме», в котором словосочетание «государственная адресная помощь» заменяется словом «поддержка».

Карельские законодатели отклонили поправки в закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Поправки, внесенные группой депутатов, входящих во фракцию «Яблоко-НПСР», увеличивали денежные выплаты с 250 и 300 рублей до 500 и 400 рублей

Суммы денежных компенсаций, действительно, невелики. Но карельские парламентарии, утверждая их, по мнению председателя комитета по бюджету Николая Зайкова, учли реальные возможности республиканского бюджета. К тому же, как поясняет председатель комитета по бюджету, сегодня разницу в двести сорок рублей между реальной стоимостью проездного билета и его ценой для пассажиров, нуждающихся в социальной поддержке, взял на себя республиканский бюджет. Плюс компенсация за телефон - получается, что фактическая стоимость натуральных льгот в Петрозаводске составляет около пятисот рублей. Введены льготные проездные билеты и на пригородном транспорте.

Цена предложенного законопроекта около 375 миллионов рублей. На совместном заседании комитетов по социальной политике и бюджету предлагалось отложить рассмотрение этого законопроекта, о чем напомнила председатель комитета Галина Погудалова. По ее мнению, сейчас важно отстаивать достойный уровень зарплат и пенсий. На это направлены поправки в федеральные законы, автором которых является Галина Погудалова.

Не могли депутаты оставить без внимания и заключение юридического отдела Аппарата ЗС РК на предложенный законопроект, в котором говорилось, что его принятие в первом чтении до внесения соответствующих изменений в Закон «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» и без дополнительных доходов по итогам исполнения бюджета за первый квартал 2005 года не представляется возможным.

К теме увеличения суммы денежных компенсаций депутаты неизбежно вернутся вновь и теперь уже по итогам мониторинга исполнения закона о монетизации, поскольку окончательные выводы по этому закону решено было сделать по итогам первого квартала.

Карельские парламентарии поддержали законодательную инициативу своих коллег Галины Погудаловой и Людмилы Афанасьевой, предложивших поправки в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поддержано и изменение в закон «О ветеранах». Галина Погудалова предлагает восстановить социальную поддержку в виде льгот на проезд лицам, сопровождающим инвалидов и детей-инвалидов. Людмила Афанасьева восстанавливает социальную справедливость по отношению к донорам, лишившимся ряда предоставляемых им льгот.

Утверждена республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Карелия» на 2005-2006 годы. На реализацию программы предусматривается более 317 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на обеспечение безопасности в общеобразовательных учреждениях, создание условий для организации общеобразовательного процесса, повышение качества образования, информатизацию системы образования и другое.

Карельский парламент поддержал законодательную инициативу Карельской региональной общественной организации «Молодежное единство». Ее представители выступили с предложением в образовательные программы включать программы воспитательной деятельности. Поправка, предложенная в Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентирована на повышение общественного и государственного статуса воспитания в общеобразовательных учреждения РФ всех типов, на обновление содержания и структуры процесса воспитания.

Карельские парламентарии приняли ряд обращений, направленных на улучшение положения наименее защищенных граждан, адресат одного из них Президент Российской Федерации: «Уважаемый Владимир Владимирович, обращаемся к Вам, как гаранту Конституции Российской Федерации, а также в преддверии шестидесятилетия Победы над фашизмом с просьбой принять меры, направленные на улучшение материального положения лиц пенсионного возраста, родившихся в довоенное и военное время, увеличив для них размер страховой части пенсии».

В Обращении к руководителям Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства РФ депутаты ЗС РК напоминают о предложенных ими поправках в Трудовой Кодекс РФ и Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда», которые ускоряют темпы приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Основным фактором, сдерживающим эти законодательные инициативы, как следует из заключения, полученного от Правительства России, является несбалансированность бюджетов значительной части субъектов России, получающих трансферты.

ЗС РК просит вернуться к рассмотрению этой проблемы и принять действенные меры по сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Необходимость увеличения финансовой помощи Карелии на 2 млрд. рублей – в этом суть еще одного Обращения к Председателю Правительства России. Объемы финансовой помощи республике из федерального бюджета сократились в этом году почти на сорок процентов. Потери консолидированного бюджета РК в связи с изменениями федерального налогового и бюджетного законодательства составят сто восемьдесят пять млн. рублей. Правительство РК принимает меры по снижению теневого оборота денег, увеличению темпов роста промышленного производства, тем не менее, выполнение требований федерального законодательства о сохранении в этом году ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан без полноценного межбюджетного регулирования становится невозможным.

Решить проблему по обеспечению медицинских учреждений республики компьютерной техникой призвано Обращение, направленное Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Карельские парламентарии просят Михаила Зурабова оказать содействие в создании дополнительных нормативных актов, необходимых для решения возникшей проблемы.

Карельские парламентарии поддержали своих коллег из Читинской областной Думы, обратившихся к Председателю Правительства России и руководителям Федерального Собрания РФ. Депутаты выражают серьезную обеспокоенность политикой ВГТРК в отношении региональных гостелерадиокомпаний, которая приводит к резкому уменьшению объемов передач и массовому сокращению творческих коллективов.

Снижение заработной платы с 1 января этого года у ряда работников, относящихся к сельской интеллигенции, стало поводом для обращения Законодательного Собрания к Главе Республики Карелия, Полномочному представителю Президента по Северо-Западному округу и Генеральному прокурору Российской Федерации. Законодатели просят устранить возникшую несправедливость.

Законодательное Собрание Республики Карелия дополнило Регламент ЗС РК статьей 117 следующего содержания: «Согласно статье 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации смета доходов и расходов ЗС РК утверждается Председателем Законодательного Собрания. Депутат Законодательного Собрания вправе ознакомиться со сметой доходов и расходов Законодательного Собрания».

На заседании Законодательного Собрания выступила депутат Государственной Думы РФ, Председателю комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. Она обратилась к законодателям с предложением принять активное участие в работе над поправками в Федеральный Закон № 122, поскольку 13 апреля Государственная Дума будет рассматривать поступившие в этот закон изменения.

В заседании Законодательного Собрания принял участие член Совета Федерации от Карелии Владимир Федоров.

Пресс-служба ЗС РК