Отчет о заседании 16 декабря

16 декабря 2004 г.

Второе в декабре заседание Законодательного Собрания – 16 декабря – было вызвано необходимостью не затягивать принятие закона о бюджете Республики Карелия на 2005 год. Наконец прошли те времена, когда дискуссии о главном финансовом документе будущего года продолжались, можно сказать, под звон курантов и не всегда заканчивались нужным результатом. Бюджет 2005 года депутаты основательно рассмотрели в комитетах, на пленарных заседаниях, внесли необходимые поправки (в рамках возможного) и к третьему чтению законопроекта подошли лишь с рекомендациями Правительству – как исполнять закон о бюджете. Председатель комитета по бюджету ЗС РК Николай Зайков предложил протокольно записать: в процессе исполнения бюджета РК в 2005 году Правительству рекомендуется принять меры к увеличению доходной части бюджета РК, сокращению расходов на содержание органов государственной власти РК, финансированию в полном объеме закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». По предложению главы местного самоуправления Кемского района Алексея Коккова в рекомендации добавили еще один пункт: принять меры к обеспечению контроля за жизнедеятельностью местного самоуправления.

Закон РК «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» принят в окончательном чтении. По расходам бюджет утвержден в сумме 7 миллиардов 263 миллиона 548 тысяч рублей исходя из прогнозируемого объема доходов 6 миллиардов 749 миллионов 071 тысяча рублей. Дефицит бюджета составит 514 миллионов 477 тысяч рублей, или 10 процентов к объему доходов без учета финансовой помощи из федерального центра.

Принят закон РК «О внесении изменений в Закон РК «О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год». По доходам бюджет ФОМСа утвержден в сумме 959 миллионов 362 тысячи рублей, по расходам – в сумме 961 миллион 542 тысячи рублей.

В связи с изменениями в Лесном кодексе Российской Федерации Глава РК внес в ЗС РК проект закона «О ставках платы за древесину, отпускаемую на корню». Представил законопроект и.о. председателя Государственного комитета РК по лесному и горнопромышленному комплексу Владимир Аминов. Он доложил депутатам, что над законопроектом работала межведомственная комиссия, предложенные понижающие коэффициенты к минимальным ставкам попенной платы – это компромисс, достигнутый в результате переговоров с руководителями лесозаготовительных предприятий. В.Аминов заверил, что доходная часть республиканского бюджета не пострадает от нового закона, скорее наоборот – может увеличиться примерно на 10 миллионов рублей (такая возможность заложена в договорах аренды с лесопользователями).

Законопроект поддержала группа депутатов от лесного комплекса, а также комитет по экономической политике и налогам. Закон РК «О ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» принят сразу в двух чтениях и окончательно.

В первом чтении принят проект закона «Об установлении перечня видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Карелия по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Карелия, государственных гражданских служащих Республики Карелия, работников государственных унитарных предприятий Республики Карелия и работников государственных учреждений Республики Карелия». Законопроект внесен Главой РК в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Поправки к законопроекту предлагается вносить до 15 января.

В целях совершенствования законодательства Республики Карелия в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Законодательное Собрание сразу в двух чтениях приняло законопроект «О внесении изменения в статью 11 закона РК «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия». Отныне действие закона будет распространяться и на хозяйственные общества, созданные в процессе приватизации.

Законодательное Собрание рассмотрело два альтернативных законопроекта о внесении изменений в закон «О приватизации государственного имущества Республики Карелия».

Глава Республики предложил исключить из текста закона положение о том, что акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, балансовая стоимость которых на дату утверждения последнего балансового отчета превышает двадцать миллионов рублей, включаются в программу приватизации государственного имущества. Законопроект представил депутатам министр государственной собственности и природных ресурсов РК Сергей Денисов. Практически речь идет обо всех открытых акционерных обществах с республиканской долей собственности. Это означает, что они не будут подконтрольны Законодательному Собранию – решения о продаже государственных акций в ОАО принимаются законом, программа приватизации, отчет о ее исполнении ежегодно направляются в парламент. Предложено исключить из закона и статью, где прописаны права и действия представителей интересов Республики Карелия в ОАО.

Законопроект, под которым подписались депутаты Галина Погудалова, Александр Кривкин и Валерий Тольский (представивший его коллегам) обеспечивает участие Законодательного Собрания в процессе приватизации государственного имущества Республики Карелия. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в программу приватизации государственного имущества на основании закона РК после принятия Главой РК решения об уменьшении степени участия Республики Карелия в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических. Все иные объекты, подлежащие приватизации, включаются в программу приватизации.

Законодательное Собрание отклонило законопроект Главы Республики и приняло в первом чтении проект закона, внесенный Г.Погудаловой, А.Кривкиным, В.Тольским. Здесь дело в принципе, подчеркивали депутаты, принявшие участие в обсуждении обоих законопроектов (В.Степанов, А.Лукин, А.Папченков) – будет Законодательное Собрание участвовать в процессе приватизации или нет. Срок внесения поправок - до 15 января.

В соответствии с новым федеральным законодательством ЗС РК признало сразу несколько законодательных актов Республики Карелия утратившими силу. Речь идет о законе РК «О государственной поддержке районных (городских) газет Республики Карелия», принятом 31 декабря 1995 года, и о законах, вносивших в него изменения. Это, однако, не означает, что районки останутся один на один со своими финансовыми проблемами. По поручению Правительства Республики Карелия соучредителем районных (городских) газет является ГУ «Издательский Дом «Карелия», их поддержка осуществляется на основании учредительных договоров.

В окончательном виде принят закон РК «О внесении изменений в закон РК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия» (законодательная инициатива Александра Лукина). Депутаты поддержали поправку Людмилы Афанасьевой: в перечень приоритетных для инвестирования направлений включены строительство и реконструкция объектов здравоохранения и культуры.

Также в окончательном виде принят закон РК «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия». Ряд внесенных поправок носит технический характер. Кроме того, сокращен срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе – с не менее чем 45 дней до не менее чем 30 дней со дня опубликования в газете «Карелия» извещения о его проведении. Принята поправка, разрешающая государственным заказчикам самостоятельно, без согласования, осуществлять закупки товаров (работ, услуг) на сумму не свыше 60 тысяч рублей, а также производить оплату отопления и технологических нужд, газа, электрической энергии, водоснабжения помещений, содержания и аренды помещений, земли и другого имущества, услуг почтово-телеграфной и телефонной связи, статистической информации.

Законодательное Собрание во втором и окончательном чтении приняло закон «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». Утратившей силу признается статья 21, устанавливающая условия применения налоговых льгот и пониженных ставок, а также ссылки на нее в других статьях. Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В ноябре Законодательное Собрание поддержало законодательную инициативу депутата Алиханова - заменить транспортный налог сбором, взимаемым непосредственно при покупке автомобильного топлива. Переход на подобную схему опосредованного налогообложения практически снимет проблему уклонения от налогов, массовых неплатежей. ЗС РК приняло Обращение по этому поводу к Председателю Государственной Думы Борису Грызлову и к Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Предложение нашло отклик во многих авторитетных структурах. Во многом по этой причине комитет по экономической политике и налогам не рекомендовал Законодательному Собранию поддерживать альтернативную инициативу депутата Олега Фокина, подготовившего проект федерального закона «О внесении изменений в статью 361 Налогового кодекса Российской Федерации». Законодательная инициатива О.Фокина не поддержана Законодательным Собранием.

Продолжая реформу местного самоуправления, Законодательное Собрание Республики Карелия рассматривает все новые проекты законов, подготовленные в целях реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В первом чтении депутаты приняли проекты законов «О представительных органах первого созыва и главах городских и сельских поселений в Республике Карелия» и «О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия», внесенные в ЗС РК Главой Республики Карелия. Их представил депутатам заместитель руководителя Администрации Главы РК Владимир Войнов.

Устанавливается численность депутатов представительных органов первого созыва городских и сельских поселений: 7, 10, 15, 20 и 25 человек при численности населения соответственно менее 1000 человек, от 1000 до 10 000, от 10 000 до 30 000, от 30 000 до 100 000, от 100 000 до 500 000 человек. Срок полномочий представительных органов первого созыва - четыре года.

Следуя установившейся в России традиции, Глава Республики Карелия предлагает и впредь называть представительные органы муниципальных образований городских и сельских поселений, городских округов – Советами. Предполагается, что это будет самый близкий к людям орган власти. Представительные органы муниципальных районов предлагается именовать Советами представителей. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований будут именоваться тоже привычно – администрациями, а их руководители – главами.

Поправки к этим законопроектам можно вносить в Законодательное Собрание до 15 января.

В окончательном чтении приняты законы о внесении изменений в статью 19 закона РК «О государственной службе Республики Карелия», в статью 14 закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» и в статью 11 закона РК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия». Напомним, что Сергей Катанандов выступил с законодательной инициативой о пересмотре в сторону уменьшения базовой величины МРОТ – с 0,6 до 0,5. Проще говоря – об уменьшении окладов государственным и муниципальным служащим и лицам, замещающим государственные должности (депутатам, работающим на постоянной основе), и главам местного самоуправления.

Логику принятия последовательных решений о сокращении расходов на содержание управленческого аппарата (выплата премий чиновникам уже была приостановлена в 2004 году) диктует депутатам только что принятый ими бюджет на 2005 год с его возросшими расходными обязательствами, большая часть которых передана республике из федерального центра. Это новые полномочия по социальной защите отдельных категорий граждан, обеспечение мероприятий по замене натуральных льгот денежной компенсацией и повышение на 20 процентов зарплаты работникам бюджетной сферы.

Валерий Тольский и Сергей Ушаков внесли в ЗС РК законодательную инициативу о поправке в статью 17 закона РК «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия» - о праве депутата на получение и распространение информации. Законопроект принят сразу в двух чтениях. Установлено, что депутат Законодательного Собрания имеет право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Карелия или уполномоченные на это государственные учреждения Республики Карелия, которые являются получателями средств из республиканского бюджета.

Во втором чтении принят закон «О внесении изменений в Закон РК «Об административных правонарушениях». Закон дополняется статьями о размерах административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц за нанесение и (или) демонстрацию доступных для зрительского восприятия надписей, рисунков (изображений), противоречащих общим принципам морали и нравственности, в общественных местах, а также за размещение объявлений об оказании сексуальных услуг в средствах массовой информации, не специализирующихся на этой тематике.

Законодательное Собрание признало утратившим силу постановление Верховного Совета Карельской АССР от 5 июля 1991 года «О порядке изменения национальности граждан в Карельской АССР». Оно утратило свое правовое значение и на практике не применяется (в паспорте гражданина Российской Федерации нет графы «национальность»). Утратившим силу признан также Указ Президиума Верховного Совета Карельской АССР «О полномочиях Совета Министров Карельской АССР в управлении государственной собственностью Карельской АССР».

Парламент Карелии поддержал ряд обращений законодательных органов других субъектов Российской Федерации (Рязанской областной Думы, Государственного Совета Чувашской Республики, Законодательных Собраний Вологодской области и Краснодарского края) к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания, Правительству России, к Председателю Конституционного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ по поводу регулирования цен на горюче-смазочные материалы и энергоносители, а также по вопросам налогообложения.

Приняты поправки в закон «О Конституционном Суде Республики Карелия». Одной из поправок из текста присяги судьи исключаются слова «Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия». Таким образом, текст присяги будет буквально совпадать с предусмотренным федеральным законом текстом присяги судьи федерального суда. Второй поправкой судья, ранее приносивший присягу, освобождается от ее повторного принесения в случае назначения на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия.

Принят закон, исключающий части 4 и 5 статьи 55 из закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», в силу чего ЦИК РК лишается права заимствовать финансовые средства в коммерческих структурах на проведение выборов, поскольку на уровне федерального законодательства такая норма признана утратившей силу.

Законодательное Собрание признало утратившими силу ряд законов Республики Карелия. Отменяемые законы в области физической культуры и спорта в основном дублируют нормы федерального законодательства, а потому пробелов в нормативной базе возникнуть не должно. Вопрос о нормативном регулировании деятельности заведений детского дополнительного образования, в частности филиалов спортивных школ, будет рассмотрен на очередном заседании комитета по образованию, культуре и делам молодежи.

Утратившими силу признан закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия» и поправка к нему. Расходы на оказание финансовой помощи на организацию питания включены в целевую республиканскую программу «Адресная социальная помощь» на 2005 год исходя из суммы три рубля в день на одного ребенка. Компенсационные выплаты предусмативаются  детям, среднедушевой доход в семьях которых ниже величины прожиточного уровня.

Принят в окончательном чтении и направлен на подпись Главе РК Закон РК «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», устанавливающий квоту для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников в организациях, где трудятся более ста человек.

На подпись Главе Республики Карелия направлены и принятые в Закон РК «О культуре» поправки, которыми этот закон приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Принят представленный Главой Республики Карелия проект закона «О гарантиях и компенсациях для отдельных категорий лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Карелия». Он устанавливает, что гарантии и компенсации для жителей нашей республики финансируются из бюджета Карелии, а также за счет средств работодателя. Закон предусматривает сохранение гарантий и компенсаций, которые были ранее утверждены законодательством Российской Федерации.

Продолжена работа над законопроектом с поправками в Закон РК «О патронатном воспитании». Законопроект принят во втором чтении. Возможные изменения комитетом по социальной политике принимаются до 15 января следующего года.

Карельские парламентарии поддержали Галину Погудалову и Елену Ворошило, которые вносят поправки в статью 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и статью 10 Федерального Закона «О ветеранах». В соответствии с этой законодательной инициативой заботу о ветеранах труда, тружениках тыла и репрессированных должен взять на себя с 1 января 2006 года федеральный бюджет.

Законодательное Собрание поддержало обращение Государственной Думы Ярославской области к Председателю Правительства РФ и руководителям Совета Федерации и Государственной Думы. Ярославские парламентарии предлагают предусмотреть в федеральном бюджете на следующий год средства на финансирование расходов по повышению заработной платы работников бюджетной сферы не менее, чем в два раза в рамках соответствующего увеличения финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.

Поддержали карельские парламентарии и своих коллег из Государственной Думы, которые вносят поправку в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленную на развитие и улучшение спорта среди инвалидов и детей с отклонениями в физическом развитии.

Утверждены изменения в республиканскую целевую программу «Адресная социальная помощь» на 2004 год. Суть их в том, что оставшиеся не использованными деньги – порядка двух миллионов рублей – пойдут на новогодние подарки детям из малообеспеченных семей, погашение задолженности по льготам за коммунальные услуги и другие цели.

В связи с выплатой ряда социальных пособий со следующего года через программу «Адресная социальная помощь» на 2005 год депутаты обратились к Главе Республики Карелия с просьбой предусмотреть упрощенный подход к оформлению документов для получения пособий.

Карельские парламентарии заслушали и приняли к сведению информацию Правительства РК о выплате заработной платы в республике и ситуации с запасом топлива, которая позволяет надеяться, что новогодние праздники не будут омрачены.

В работе Законодательного Собрания приняли участие представитель Законодательного Собрания в Совете Федерации Владимир Федоров и премьер-министр Правительства РК Павел Чернов. Владимир Федоров был награжден Почетной грамотой Законодательного Собрания Республики Карелия.