Отчет о заседании 17 ноября

17 ноября 2004 г.

17 ноября Законодательное Собрание Республики Карелия рассмотрело проект закона РК «О бюджете Республики Карелия на 2005 год», внесенный Главой Республики Карелия.

Как и ожидалось после обсуждения проекта бюджета в парламентских комитетах, на заседании состоялась серьезная дискуссия, накал которой во многом был вызван и состоявшимся утром около здания ЗС РК многочисленным пикетом, организованным политическими партиями коммунистов, «Яблоко», общественной организацией «Голос». Пикетчики требовали социальной справедливости. Собственно, о социальной справедливости говорили в своих докладах и министр экономического развития Александр Грищенков, представивший сценарные условия социально-экономического развития республики на 2005 год, и вице-премьер Правительства, министр финансов РК Александр Колесов. В качестве основного принципа при формировании параметров проект бюджета поставлен принцип концентрации бюджетных ресурсов на важнейших направлениях, действительно нуждающихся в первоочередной поддержке. 67 процентов пойдет на заработную плату бюджетникам (с повышением на 20 процентов), примерно по 10 процентов – на социальные выплаты и в дорожный фонд. Больше всего средств планируется дать социальным отраслям, даже в ущерб другим.

В предложенном Главой Республики законопроекте расходы бюджета республики утверждены в сумме 7 236 млн. рублей, доходы – в сумме 6 722 млн. рублей. Дефицит бюджета - 10 процентов.

В прениях по докладам приняли участие депутаты ЗС РК Алексей Мосунов, Ирина Петеляева, Владимир Степанов, Девлетхан Алиханов, Василий Попов, Ирина Русакова, Валерий Колоушкин, Михаил Мрыхин, глава местного самоуправления Петрозаводска Виктор Масляков.

За принятие проекта закона «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» проголосовали 31 депутат, против – 15.

В первом чтении принят также проект закона РК «О бюджете Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год», внесенный Главой Республики Карелия. Объем доходов запланирован в сумме 997 832 тысячи рублей, с увеличением к уровню текущего года на 63 721 тысячу рублей, или на 6,8 процента. Основными источниками являются единый социальный налог, в части, подлежащей зачислению в фонд, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Расходная часть проекта бюджета Карельского территориального фонда ОМС на 2005 год составляет 997 832 тысячи рублей, она увеличена на 63 721 тысячу рублей.

Для внесения поправок в срок до 3 декабря оба законопроекта направлены субъектам права законодательной инициативы.

Законопроект «О внесении изменений в закон РК «О бюджетном процессе в Республике Карелия» также принят в первом чтении. В нем учтены изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также положения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в части приостановления отдельных статей Бюджетного кодекса. Изменения вносятся в целях уточнения редакции отдельных положений закона, в том числе устанавливающих порядок расчета дотации территориям, с учетом рекомендаций Контрольно-бюджетного комитета ЗС РК.

Законодательное Собрание приняло решение о назначении мировыми судьями на трехлетний срок полномочий Ватанен Любови Васильевны (судебный участок номер 1 города Костомукша) и Елисеевой Татьяны Петровны (судебный участок Прионежского района). По представлению Главы Республики Карелия избраны также представители общественности в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Республики Карелия. Ими стали Ефимова Нина Николаевна и Максимович Иван Николаевич.

Законодательное Собрание согласилось с новой законодательной инициативой Главы Республики Карелия С.Катанандова о пересмотре в сторону уменьшения базовой величины МРОТ – с 0,6 до 0,5, что уменьшит оклады государственным и муниципальным служащим и лицам, замещающим государственные должности (депутатам, работающим на постоянной основе), и главам местного самоуправления.

Весь пакет законопроектов на эту тему принят в первом чтении. Чтобы соблюсти букву закона и не вызвать нежелательных юридических последствий (протестов прокурора), необходимо дождаться принятия Государственной Думой РФ федерального закона о повышении с 1 января 2005 года минимального размера оплаты труда. Заседание Госдумы назначено на начало декабря. Поправки в статью 19 закона РК «О государственной службе Республики Карелия», в статью 14 закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» и в статью 11 закона РК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», о которых шла речь, для окончательного чтения и принятия планируется вынести на рассмотрение Законодательного Собрания в середине декабря.

В первом чтении принят проект закона о внесении изменений в Закон РК «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия» (законодательная инициатива Главы Республики). Закон сокращает срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе – с не менее чем 45 дней до не менее чем 30 дней со дня опубликования в газете «Карелия» извещения о его проведении. Разрешается государственным заказчикам самостоятельно, без согласования, осуществлять закупки товаров (работ, услуг) на сумму не свыше 60 тысяч рублей.

Депутаты рассмотрели ряд поправок в налоговые законы.

В целях устранения существующей практики исчисления авансовых платежей по транспортному налогу, признанной Конституционным Судом не соответствующей Конституции Республики Карелия, Глава Республики внес в Законодательное Собрание законопроект «О внесении изменений в Закон РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». Устанавливается, что при исчислении авансового платежа по транспортному налогу для физических лиц налоговые органы обязаны учитывать сведения регистрирующих органов о снятии транспортного средства с регистрации, поступившие до направления налогового уведомления. Законопроект принят в первом чтении.

Установлены ставки для новых объектов обложения транспортным налогом на территории Республики Карелия – самолетов, имеющих реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги 100 рублей). Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Транспортный налог, вызвавший уже немало критики, продолжает волновать умы. Законодательное Собрание поддержало

депутата Алиханова, придумавшего, как избавить от непосильного бремени малоимущие слои населения. Алиханов предложил заменить транспортный налог сбором, взимаемым непосредственно при покупке автомобильного топлива. Если одна из главных целей налогообложения – сбор средств на строительство и восстановление дорог, то и больше платить должен тот, кто больше ездит. Переход на подобную схему опосредованного налогообложения практически снимет проблему уклонения от налогов, массовых неплатежей. ЗС РК приняло Обращение по этому поводу к Председателю Государственной Думы Борису Грызлову и к Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову.

Депутаты не поддержали законодательную инициативу главы самоуправления Петрозаводска Виктора Маслякова, предложившего освободить от налога на имущество ряд организаций, деятельность которых носит социальный характер. Имеется в виду такое имущество, как памятники, скульптуры, мемориалы, скверы и парки, бульвары, зеленые насаждения, детские игровые комплексы, автодороги, улицы, мосты, сети питьевого водопровода, пожарные водоемы, ливневая канализация и прочие подобные объекты. После напряженной дискуссии по проекту республиканского бюджета на 2005 год депутаты ЗС РК не смогли проголосовать за выпадающие из бюджета доходы в сумме почти 16 миллионов рублей.

В первом чтении принят законопроект, внесенный Александром Лукиным. Депутат считает необходимым включить в перечень приоритетных направлений инвестирования для предоставления режима инвестиционного благоприятствования пункт 10(в статью 6 закона «О государственной инвестиционной деятельности в Республике Карелия»): строительство, реконструкция и ремонт культурных объектов, объектов здравоохранения, физической культуры и спорта и учреждений социального обслуживания.

Законодательное Собрание поддержало законодательную инициативу Костомукшского городского Совета депутатов о наделении муниципального образования Костомукшское городское поселение статусом городского округа. Это решение повлекло за собой изменения в принятых в первом чтении проектах законов «О наделении Петрозаводского городского поселения статусом городского округа» и «О муниципальных районах в Республике Карелия». Первый законопроект теперь называется «О наделении городских поселений статусом городского округа», он пополнился еще одной статьей - о Костомукше. Из второго законопроекта исчезла статья о Костомукше как о муниципальном районе, а отнесенное к нему ранее Ледмозерское сельское поселение приписано к Муезерскому муниципальному району. Этот законопроект включил в себя также подтвержденные на сходах инициативы жителей Элисенваары, Шокши, Шелтозера, Рыбреки, Марциальных Вод - о создании собственных сельских поселений и включении их в Лахденпохский, Прионежский и Кондопожский муниципальные районы.

Законы приняты в окончательном виде.

Приняты изменения и дополнения, внесенные в Уставы муниципальных образований «Калевальский национальный район» и «Лахденпохский район Республики Карелия».

В качестве законодательной инициативы Карельский парламент решил внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона, предусматривающий формирование представительного органа муниципального района только путем делегирования глав и равного числа депутатов поселений, независимо от их численности (поправка к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Таким образом будет устранено обнаружившееся противоречие отдельных положений названного закона и федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Официальным представителем Законодательного Собрания РК при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе назначен Н.Ершов, автор поправки.

В первом чтении принят проект закона РК «О внесении изменений в статью 10 закона РК «Об административных правонарушениях». Автор законопроект Алексей Мосунов предлагает передать мировым судьям рассмотрение дел, связанных с нарушением норм закона «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия», регулирующих вопросы депутатской деятельности.

  Законопроект о монетизации льгот, получивший после поправки Галины Погудаловой название «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» возвращен в комитет по социальной политике на доработку. Сомнений в необходимости сохранения льгот на коммунальные услуги у депутатов не возникало, а вот по сумме денежной компенсации в двести рублей вопросов было много. Отклонив ряд поправок по увеличению денежных выплат, что было последовательно после принятия поправок Главы РК, принять закон во втором чтении Законодательное Собрание не смогло – не хватило пяти голосов. Это означает, что работа над законопроектом продолжается, и ряд поправок можно будет оформить и рассмотреть ко второму чтению, которое планируется на декабрь.

В первом чтении приняты поправки в Закон Республики Карелия «О культуре». Необходимость их внесения возникла в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

Доплата на питание учащимся с января 2001 года определялась законом «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия» и поправкой к нему, меняющей сумму компенсации с трех процентов в день от минимального размера оплаты труда на три рубля.

Эти законы отменяются законопроектом, внесенным Главой Республики в Законодательное Собрание, поскольку расходы на оказание финансовой помощи на организацию питания включены в целевую республиканскую программу «Адресная социальная помощь» на 2005 год. С 1 января следующего года семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного уровня, будут получать 600 рублей в год на одного ребенка. Карельский парламент принял законопроект в первом чтении.

В первом чтении принят и законопроект «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия в области физической культуры и спорта». Карельские парламентарии согласились с тем, что в основном отменяемые законы дублируют нормы федерального законодательства, но есть частности, которые нельзя оставить без внимания, а потому законопроект будет принят в окончательном чтении, когда появится ясность о правовой основе для деятельности ряда заведений детского дополнительного образования.

Законодательное Собрание начало работу над проектом Закона РК «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», внесенного Главой РК. Законопроект устанавливает квоту в размере трех процентов к среднесписочной численности работников. Это касается организаций всех форм собственности, в которых работают более ста человек. Законопроект принят в первом чтении.

Одной из поправок в закон «О Конституционном суде Республики Карелия», за принятие которой в первом чтении проголосовали депутаты, из текста присяги судьи исключаются слова «Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия». Таким образом, текст присяги будет буквально совпадать с предусмотренным федеральным законом текстом присяги судьи федерального суда. Второй поправкой судья, ранее приносивший присягу, освобождается от ее повторного принесения в случае назначения на должность судьи Конституционного суда Республики Карелия.

Среди поправок в федеральные законы, поддержанных карельскими парламентариями, поправка депутатов Государственной Думы в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которой слова «не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры» меняются словами «не применять запрещенные в спорте средства и методы». А также внесенная Законодательным Собранием Краснодарского края поправка в закон «Об образовании», которой в перечень вопросов, относящихся к компетенции субъектов РФ, добавляется возможность установления обязательных требований к содержанию дополнительных образовательных программ с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей. Карельские парламентарии солидарны и с Законодательным Собранием Калужской области, предлагающим в законе «О ветеранах» включить в категорию участников Великой Отечественной войны бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Поддержана и законодательная инициатива Александра Селянина, который по предложению общественных организаций вносит дополнение в Закон РФ «Об образовании». Предлагается точно определить время обучения в общеобразовательных учреждениях. Оно будет включать в себя период с даты подписания приказа о зачислении гражданина до даты подписания приказа о его отчислении. Это важно для использования учащимися права на льготный проезд к месту учебы и обратно, на отсрочку от армии, на льготное налогообложение родителей.

Законодательное Собрание утвердило республиканскую целевую программу «Адресная социальная помощь» на 2005 год. На ее реализацию запланировано 150 миллионов рублей. Особенность этой программы в том, что в ней предусмотрены средства на выплату ежемесячных пособий различным категориям граждан, имеющим детей. После разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации детские пособия оказались в ведении субъектов РФ.

Впервые в этом году через целевую программу «Адресная социальная помощь» будут предоставляться субсидии на питание в размере три рубля на учебный день, выплачиваться пособия на содержание собак-поводырей, предусмотрен также ряд других мероприятий.

Законодательное Собрание обратилось к Правительству РК с просьбой включить в перечень мероприятий программы выплату ежемесячного пособия в размере 300 рублей на оплату проезда к месту учебы и обратно студентам и учащимся, ежедневно пользующимся пригородным транспортом; выплату ежемесячного пособия родителям погибших военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов; обеспечение аппаратами больных с нарушением слуха и подлежащих слухопротезированию.

Карельские парламентарии обратились к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ с убедительной просьбой разработать все недостающие нормативные акты, чтобы граждане могли получать денежные выплаты, право на которые у них возникнет с 1 января 2005 года. (Федеральный закон № 122-ФЗ).

Продолжая последовательную борьбу за признание пива алкогольным напитком, Законодательное Собрание обратилось к Председателю Государственной Думы, выразив поддержку принятых в федеральное законодательство поправок об ограничении в рекламе пива и административной ответственности за распитие пива в общественных местах.

Карельские парламентарии приняли еще ряд обращений, касающихся проекта Лесного кодекса Российской Федерации, повышения заработной платы бюджетникам, участия граждан в охране общественного правопорядка и других жизненноважных направлений.