Отчет о заседании 22 апреля

22 апреля 2004 г.

22 апреля состоялось заседание Законодательного Собрания Республики Карелия. Депутаты продолжили работу над поправками в Конституцию Республики Карелия. Принятым в первой чтении законопроектом из числа субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, исключаются Верховный и Арбитражный суды, а также Прокуратура РК. Наделив в свое время этим правом названные органы власти, карельский законодатель вышел за рамки своих полномочий. Это заключение заместителя полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе побудило депутатов пересмотреть принятое ранее решение.

Законодательное Собрание приняло во втором чтении законопроект "О референдуме в Республике Карелия", работа над которым ведется в целях устранения противоречий федеральному законодательству положений закона с аналогичным названием от 1 декабря 2001 года. Проект закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", доработанный Конституционным комитетом, принят в третьем чтении. Результат голосования - свидетельство того, что карельские парламентарии согласны с мнением председателя Суда Валентины Сухачевой о том, что действующий закон, принятый десять лет назад, несовершенен.

Депутаты вернулись к рассмотрению законопроекта "О внесении изменений в Закон РК "О Правительстве Республики Карелия", принятому ранее в первом чтении и при голосовании во втором чтении 19 февраля не набравшему необходимого количества голосов, двух третей от числа избранных. Сегодня за этот законопроект проголосовали 49 депутатов. Внесенные изменения имеют в основном технический характер. Закон принят в окончательном виде и направлен Главе Республики для подписания и опубликования.

Практика работы с инвесторами в области государственной поддержки инвестиционной деятельности показала несовершенство действующего закона "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия". Глава Республики внес в Законодательное Собрание новый законопроект "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия", в котором учтен собственный опыт и опыт субъектов Российской Федерации. В нем дополнен перечень видов государственной поддержки и изменен механизм их реализации. Принятие данного законопроекта позволит усовершенствовать механизм предоставления кредитных ресурсов из средств бюджета РК на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе.

Проект закона принят в первом чтении. Для субъектов законодательной инициативы установлен достаточно продолжительный срок для внесения в него поправок - до 20 мая.

Общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе государственного заказа для государственных нужд Республики Карелия регулирует законопроект "О государственном заказе для государственных нужд Республики Карелия", также внесенный Главой Республики в Законодательное Собрание и принятый депутатами в первом чтении. Он обеспечивает эффективное расходование всех средств бюджета Республики Карелия, а не только тех, что направляются на решение социальных проблем. Установлен срок для внесения поправок - до 3 мая 2004 года.

В связи с принятием в первом чтении вышеуказанного законопроекта ряд ранее действовавших сопутствующих законов будут признаны утратившими силу. Речь идет о законе РК "О государственных социальных заказах в Республике Карелия" и части 3 статьи 1 закона РК "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия". Закон о признании утративших силу нормативных актов также принят в первом чтении.

В связи с неоднократным обращением Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и на основании Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" Глава Республики направил в Законодательное Собрание законопроект "О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря". Единый комплекс, изначально предназначенный для осуществления хозяйственной деятельности монастыря, включает в себя Работный дом, Свечную лавку, помещения бани и прачечной Водопроводного дома. Передаваемые объекты были построены в 50-70 годы Х1Х века и сейчас используются по назначению. Все они находятся в оперативном управлении природного парка "Валаамский архипелаг" и требуют капитального ремонта, на который выделено в инвестиционной программе 2004 года только 500 тысяч рублей, которых недостаточно для осуществления указанных работ. Монастырь же готов содержать и поддерживать в надлежащем состоянии памятники истории и культуры.

Законопроект безоговорочно поддержан депутатами и принят. Он предписывает Правительству Республики Карелия осуществить передачу указанного имущества в установленном порядке.

Рассмотрен еще один законопроект о безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в федеральную собственность, внесенный Главой Республики Карелия. Проектом федеральной адресной инвестиционной программы в 2004 году предусмотрено выделение 22 миллионов рублей на реконструкцию объектов культуры и искусства Республики Карелия и, в частности, объектов музея-заповедника "Кижи". Часть этих средств музей готов вложить в реконструкцию расположенного рядом здания бывших учебно-производственных мастерских 1913 года постройки, в настоящее время не используемых по назначению, но это можно сделать только в случае передачи объекта в федеральную собственность.

Законопроект вызвал дискуссию. При том, что комитет по экономической политике и налогам поддержал инициативу Главы Республики, о чем доложил его председатель Н.Макаров, депутаты И.Петеляева, В.Степанов, А.Лукин высказали сомнения в целесообразности бесплатной передачи здания, расположенного в самом центре Петрозаводска и способного, по их мнению, при надлежащей организации дела принести немалый доход в бюджет республики. Тем не менее, законопроект принят в первом чтении (за его концепцию проголосовали 37 депутатов, против - 7). Срок для внесения поправок - до 3 мая.

Депутат Алексей Федотов представил Законодательному Собранию законопроект "О внесении изменения в закон РК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". Он предложил снизить ставку налога на имущество организаций с 2.2 до 1 процента - для тех организаций, которые занимаются переработкой молочной продукции, при условии, что выручка от ее реализации составляет не менее 50 процентов в общей сумме выручки от реализации продукции. Однако принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в бюджет 2004 года, в связи с уменьшением его доходной части на сумму более миллиона рублей. По совокупности причин, среди которых не последнее место занимает убежденность многих депутатов в том, что предложенная льгота предприятиям-переработчикам не снизит цену на молоко для населения, комитет по экономической политике и налогам не поддержал инициативу А.Федотова. После оживленной дискуссии, в которой приняли участие С.Нефедов, В.Степанов, И.Романов, В.Красулин, В.Колоушкин, Л.Афанасьева, А.Лукин, Ю.Спиридонов, Н.Макаров, Законодательное Собрание также приняло решение отклонить внесенный законопроект (за - 26, против - 20).

Во втором чтении рассмотрен проект закона Республики Карелия "О едином балансе активов и пассивов Республики Карелия". Он подготовлен в рамках реализации Программы реформирования управления региональными финансами Республики Карелия на 2002-2005 годы в целях поддержания бюджетной устойчивости Карелии, решения приоритетных задач в области кредитно-денежной политики, управления государственной собственностью и эффективного использования материальных и денежных средств Республики Карелия. Законопроект принят во втором, третьем и окончательном чтениях. Он вступает в силу с 1 января 2005 года, за исключением пункта 3 статьи 4, устанавливающего, что порядок составления единого баланса активов и пассивов РК на 1 января 2005 года определяется Правительством РК до вступления настоящего закона в силу.

Зарегистрированы изменения и дополнения, внесенные в Уставы муниципальных образований "Медвежьегорский район" и "Калевальский национальный район".

Законодательное Собрание в третьем чтении рассмотрело законопроект о внесении изменений в закон РК "Об обязательном экземпляре документов Республики Карелия" и сразу в трех чтениях - о внесении изменений в закон "Об обращениях граждан" (законодательная инициатива Л.Клейковой). Законы приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства и направлены Главе Республики для подписания и опубликования.

Внесены изменения в Положение о Контрольно-бюджетном комитете Законодательного Собрания. Они носят уточняющий характер и не вызвали вопросов у депутатов, чего нельзя сказать о результатах последней проверки, проведенной КБК. Финансовый орган парламентского контроля представил Законодательному Собранию отчет о результатах проверки целевого использования средств бюджета Республики Карелия на реконструкцию Национального театра за 2002 год и 1 полугодие 2003 года. Главный вывод проверки - фактов нецелевого использования средств не выявлено. Деньги потрачены по назначению, отчет принят к сведению. Однако огромные суммы, потраченные на приобретение шикарной мебели и оборудования, по-прежнему вызывают у многих недоумение - как расставляются приоритеты в расходовании бюджетных средств? Депутаты И.Петеляева, А.Мосунов, А.Лукин, некоторые другие высказались по этому поводу вполне откровенно - жить надо по средствам. С ними не согласилась Ирина Русанова. По ее мнению, все объяснимо, храм искусства должен наделять тех, кто входит в него, не только духовной пищей, но и комфортом, красотой, радостью от того, что видишь вокруг. Театр должен блистать красотой. Депутат перевела разговор в другое русло, предложив министру культуры РК Г.Брун обратить внимание на неудовлетворительную, по ее оценке, творческую сторону деятельности Национального театра.

Законодательное Собрание предложило Правительству Республики Карелия рассмотреть результаты проверки, учесть замечания и предложения, обратив особое внимание на обеспечение разработки инвестиционных проектов по всем объектам нового строительства и реконструкции, включаемых в Адресную инвестиционную программу Республики Карелия. Отчет КБК будет направлен Главе Республики Карелия, и от него же депутаты будут ждать к 1 сентября 2004 года информацию о выполнении постановления.

В свой адрес депутаты записали отдельную рекомендацию: не допускать включения в Адресную инвестиционную программу РК объектов капитального строительства, на которые отсутствует утвержденный в установленном порядке инвестиционный проект.

Принято постановление о включении в состав рабочей группы Правительства РК по поиску путей максимального повышения ВРП к 2006-2010-2015 годам депутата Сергея Яскунова.

Принят депутатский запрос к Премьер-министру Республики Карелия П.Чернову, под которым подписалась большая группа депутатов: в какие сроки будет назначен министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия? Другой депутатский запрос, от С.Нефедова, также принятый Законодательным Собранием, адресован главе самоуправления г. Петрозаводска В. Маслякову и председателю Госкомитета РК по реформированию ЖКХ В.Корягину: соответствует ли действительности информация о том, что в связи с финансовой несостоятельностью к жилищно-эксплуатационным участкам в Петрозаводске будут применяться меры по введению процедур банкротства?

Поправки, принятые Законодательным Собранием в закон "Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия" устраняют имеющиеся в нем несоответствия правилам юридической техники, на которые указано в экспертном заключении управления Министерства юстиции РФ по Республике Карелия. Законопроект с поправками направляется субъектам права законодательной инициативы для дальнейшей работы.

Законодательное Собрание обратилось к Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой внести изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 133 этого документа минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако эту норму в настоящее время позволяет не исполнять действие другой статьи - 421, а потому Законодательное Собрание просит Правительство РФ выйти с законодательной инициативой о признании утратившей силу этой статьи. Это позволит вывести размер минимальной оплаты труда на один уровень с величиной прожиточного уровня.

Заботой о гражданах, которые с 1 января 2004 года обрели статус ветеранов боевых действий, но своими правами и льготами реально воспользоваться не могут из-за отсутствия документа, удостоверяющего их права, продиктована поддержка карельскими парламентариями коллег из Государственной Думы Астраханской области, обратившихся к Председателю Правительства РФ. Депутаты просят ускорить исполнение пункта 4 постановления Правительства РФ "Об удостоверении ветерана боевых действий".

Поддержали депутаты и коллег из Законодательного Собрания Вологодской области, принявших поправку в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предлагаемое изменение увеличивает на две недели срок рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Решением Законодательного Собрания в состав конкурсной комиссии на проведение открытого конкурса по поставкам школьных автобусов предложена кандидатура Александра Селянина.

Для участия в Собрании представителей северных территорий России в Салехарде будет направлен Николай Зайков.

Карельские парламентарии поддержали два депутатских запроса Юрия Шабанова. Депутат обратился к директору Водоканала с просьбой предоставить ежедневную информацию с января по март этого года по показателю цветности воды, подаваемую в водопроводные сети Петрозаводска. Второй запрос, с просьбой предоставить информацию о сроках ремонта дорожного покрытия по улицам Сыктывкарской и Попова, адресован главе местного самоуправления столицы Карелии.

По просьбе Риммы Русаковой перед депутатами выступил заместитель министра финансов Сергей Михайлов. Вопрос о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы интересовал всех. По словам заместителя министра финансов, более ста миллионов рублей в общей сумме составляют долги местных бюджетов. Это связано с тем, что районы направляют собственные доходы не на зарплату, прежде всего, но и на другие нужды. Есть регионы, где процент средств, направленных на зарплату, едва достигает пятидесяти. Сказывается и низкий процент сбора платежей за коммунальные услуги. В силу чего деньги уходят, например, на централизованную закупку топлива.

Понимая, что проблему задолженности по зарплате надо решать и как можно быстрее, Правительство РК предприняло ряд необходимых действий. Из федерального бюджета получена авансовая дотация на выплату февральской задолженности и аванса за март.