Отчет о заседании 16 февраля

16 февраля 2006 г.

Карельский парламент на своем сегодняшнем заседании принял в окончательном чтении законопроект с изменениями в Конституцию Республики Карелия, увеличивающий срок полномочий депутатов Законодательного Собрания следующего созыва до пяти лет. Из одиннадцати парламентов Северо-Запада России семь уже приняли такое решение.

Принят во втором чтении и законопроект, вносящий изменения в закон «О референдуме в Республике Карелия» с тем, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством. Предлагаемые изменения касаются порядка сбора подписей, финансирования референдума, назначения членов комиссии референдума, подведения итогов.

Завершена работа над законопроектом о внесении изменений в Закон РК: «О выборах депутатов представительного органа и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия». Он направлен на подпись Главе РК. Работа над законопроектом о внесении изменений в Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», принятом в третьем чтении будет продолжена. Как и ожидалось, появилась поправка, исключающая возможность проголосовать «против всех» во время выборов депутатов ЗС РК, с которой карельские парламентарии согласились.

Во втором чтении принята поправка Елены Ворошило в статьи 2 и 3 закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», предоставляющая право на бесплатное жилье педагогам-пенсионерам, проживающим на селе.

Возможность получить звание «Ветеран труда» скоро появится у жителей Карелии, имеющих на это право по статье 7 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которым звания будут удостаиваться лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости либо за выслугу лет. Звания будут удостоены и те, кто начал трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Закон «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», разработанный в рамках федерального, Карельский парламент принял в окончательном чтении и направил на подпись Главе Республики Карелия.

Звание «Ветеран труда» будет присваиваться уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, который и определит порядок и условия присвоения этого звания.

На заседании ЗС РК были рассмотрены также три законопроекта о присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия». Ерванд Хидишян, первый заместитель Министра здравоохранения, социального развития и спорта РК, представлявший законопроект Главы Республики Карелия «О ветеранах труда Республики Карелия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» отметил, что законопроектом, прежде всего, учитываются заслуги граждан перед Карелией и добросовестный труд на протяжении всей трудовой деятельности.

Авторы второго законопроекта Светлана Токарева и Людмила Афанасьева основным критерием для присвоения звания «Ветеран труда» считают страховой стаж, без учета наград за труд.

Большинство же голосов – 29 – набрал законопроект Галины Погудаловой, восстанавливающий действие Закона РК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия», который на основании статьи 7 Закона РК от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» был приостановлен.

Законопроект Галины Погудаловой по сравнению с законопроектом Главы РК предоставляет рядовому труженику большую возможность получить звание «Ветеран труда».

Об этом неоднократно говорилось представителями общественности, ветеранских организаций на заседаниях рабочей группы.

Законопроект Галины Погудаловой принят Карельским парламентом в первом чтении и будет дорабатываться.

В связи с протестом Прокурора Республики Карелия на отдельные положения Закона «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» Законодательное Собрание поручило Комитету по социальной политике подготовить предложения по приведению этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Законодательное Собрание приняло обращение к Генеральному прокурору РФ с просьбой проверить правомерность заключения договора купли-продажи имущества, арендуемого ООО «Прионежский карьер», между Российским фондом федерального имущества и ООО «Авиапроект». Обращение подготовлено Галиной Погудаловой.

Во втором чтении рассмотрены законопроекты о внесении изменений в законы Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» и «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов». Решено, что работа над ними должна быть продолжена. Установлено время для внесения к ним еще возможных поправок – до 28 февраля к первому и до 10 марта – ко второму законопроектам.

Несмотря на то, что Комитет по экономической политике и налогам рекомендовал к принятию в первом чтении законодательную инициативу депутата Николая Макарова, Законодательное Собрание ее не поддержало. Речь идет о внесении изменения в Закон Республики Карелия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия» - о включении в число приоритетных направлений инвестирования для предоставления режима инвестиционного благоприятствования нового направления: строительство, модернизация и реконструкция объектов жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей. Некоторые депутаты усмотрели здесь лоббирование интересов конкретного предприятия- застройщика – за счет не в пример ему бедствующих других, например, сельскохозяйственных. Законопроект отклонен (за –19, против – 27).

По предложению Комитета по законности и правопорядку Законодательное Собрание решило снять с дальнейшего рассмотрения законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об административных комиссиях при органах местного самоуправления Республики Карелия», принятый в первом чтении. Предполагается, что функции административных комиссий в скором времени будут возложены на институт мировых судей.

В ходе проведения публичных слушаний по проекту Устава Салминского сельского поселения жители поселка Салми обратились к главе местного самоуправления города Питкяранта и Питкярантского района с предложением по изменению границ Салминского сельского поселения, так как часть сельскохозяйственных угодий жителей поселения оказались на территории Питкярантского городского поселения. Специально созданная в районе комиссия установила правомерность таких изменений, поскольку в будущем расположение земельного участка будет связано с оформлением документов и уплатой налогов. Законодательное Собрание внесло изменения в Закон Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» (законодательная инициатива Главы Питкярантского муниципального района В.Г.Захарова). Закон принят сразу в двух чтениях.

Во втором и окончательном чтении принят закон РК «О внесении изменения в статью 7 Закона Республики Карелия «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия». Закон уточняет, что под сельскими населенными пунктами надо иметь в виду села, поселки, деревни, хутора, местечки, станции и разъезды.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Карелия «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» и основываясь на решениях Питкярантского городского Совета от 24 ноября 2005 года и Кемского городского Совета самоуправления от 8 декабря 2005 года, Законодательное Собрание РК определило статус населенных пунктов Питкярантского и Кемского районов. Сельские населенные пункты островов Лункулансаари и Мантинсаари определены как деревни этих островов; сельские населенные пункты 6 км и 14 км дороги Кемь-Калевала определены как поселки 6 км и 14 км дороги Кемь-Калевала.

Активную поддержку у Законодательного Собрания нашла законодательная инициатива депутата ЗС РК Валерия Колоушкина о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта поправок к федеральному закону «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Льготы, которые по закону должны выплачиваться всем северянам, в том числе и тем, кто работает не в бюджетной сфере, стали серьезной проблемой для сельхозпредприятий. В общих расходах на производство сельскохозяйственной продукции сумма затрат на них (с дополнительными отпусками, бесплатным проездом к месту отдыха и обратно и т.д.) составляет более 10 процентов, около 120 миллионов рублей. Это убытки, они включаются в себестоимость произведенной продукции, делают ее неконкурентноспособной, потому что повышают цену. В результате за последние пять лет в Карелии перестали существовать 26 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий; среднемесячная заработная плата работников отрасли остается одной из самых низких в республике и составляет менее 65 процентов к среднереспубликанскому уровню. На селе практически прекратилось строительство благоустроенного жилья, так же, как пять лет назад, лишь четвертая часть селян пользуется водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Какие бы решительные меры ни предпринимали органы власти республики, руководители и коллективы предприятий АПК по преодолению кризисной ситуации в сельскохозяйственном производстве и на селе в целом, она, эта ситуация, не меняется.

Проблема северных льгот – очень серьезная, она касается не только жителей Карелии, но и населения семидесяти процентов территории России, считают депутаты Карельского парламента. На местном уровне ее не решить: потребуется внести поправки в целый ряд федеральных законов, и в первую очередь – в закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Законопроект, подготовленный Валерием Колоушкиным, устанавливает, что средства на дополнительные выплаты за работу и проживание на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях федеральный бюджет будет обеспечивать в том числе и для граждан, являющихся работниками сельскохозяйственных предприятий, не относящихся к бюджетной сфере.

С просьбой поддержать инициативу Карелии законопроект решено направить депутату Государственной Думы ФС РФ Валентине Пивненко, члену Совета Федерации ФС РФ Владимиру Федорову, в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Официальными представителями ЗС РК при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе назначены депутаты Валерий Колоушкин и Владимир Степанов.

Законодательное Собрание поддержало также проект федерального закона «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Николаем Макаровым и Николаем Ершовым. Предлагается освободить от уплаты налога на добавленную стоимость работы по строительству жилых домов независимо от источника их финансирования, что, по мнению депутатов, позволит снизить стоимость жилья, будет способствовать развитию ипотечного кредитования и, как следствие, повысит объемы строительства. Предусматривается, что это положение Налогового кодекса, если оно будет принято, вступит в силу с 1 января 2007 года.

Рассмотрена и также поддержана законодательная инициатива Законодательного Собрания Ленинградской области о внесении изменений в статью 49 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год». Необходимо предусмотреть в федеральном бюджете субвенции на организацию исполнения федеральных полномочий в части оказания мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предлагают депутаты из Ленинградской области. В настоящее время субъекты Российской Федерации несут финансовые потери, направляя средства региональных бюджетов на эти цели.

Карельский парламент поддержал проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный в Государственную Думу РФ Самарской Губернской Думой. Самарцы предложили узаконить создание органа муниципального земельного контроля и установить ответственность граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение его предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

Проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенный депутатом ГосДумы В.Похмелкиным, напротив, не нашел поддержки у карельских депутатов. Они считают, что невозможно возлагать на органы местного самоуправления функции обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах федерального и регионального значения, как предлагает В.Похмелкин. Это мнение Законодательного Собрания будет доведено до Государственной Думы ФС РФ.

По поручению Законодательного Собрания Контрольно-бюджетный комитет ЗС РК провел в Министерстве сельского, рыбного хозяйства и продовольствия РК анализ бюджетного финансирования агропромышленного комплекса Республики Карелия за 2004 год и первое полугодие 2005 года. Цель проведенной проверки: определение полноты и своевременности получения бюджетных средств, предусмотренных на финансирование АПК. Вывод КБК таков: порядок финансирования отрасли, разработанный Правительством, не учитывает особенности сельскохозяйственного производства, в том числе сезонность и пиковость. Предусмотренные Законом РК «О бюджете РК на 2005 год» (с изменениями и дополнениями) бюджетные назначения на поддержку сельскохозяйственного производства не позволили достичь ряда показателей, утвержденных республиканской целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса РК на период до 2006 года». Отклонения объемов реализации субсидируемой продукции на 2005 год от программных показателей составили по мясу минус 2,9 тысячи тонн, яйцу птицы – минус 2,4 миллиона штук, зверопродукции – минус 5,8 тысячи голов.

Законодательное Собрание рассмотрело отчет Контрольно-бюджетного комитета о результатах анализа бюджетного финансирования агропромышленного комплекса Республики Карелия за 2004 год и первое полугодие 2005 года, приняло его к сведению и решило направить Главе Республики Карелия. В специальном постановлении депутаты предлагают Правительству РК предусматривать выделение средств бюджета РК в соответствии с утвержденной республиканской целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2006 года»; разработать и утвердить сетевой график финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающий сезонные особенности отрасли, а также новый порядок выделения средств бюджета РК на условиях финансового лизинга. Постановление содержит целый ряд конкретных предложений, выполнение которых, по мнению депутатов, будет способствовать своевременному и полному финансированию АПК.

Контрольно-бюджетный комитет ЗС РК провел также проверку исполнения органами исполнительной власти Республики Карелия и Администрацией муниципального образования Вепсской национальной волости закона РК «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» в части межбюджетных отношений за 9 месяцев 2005 года.

С 1 января 2006 года Вепсская национальная волость как муниципальное образование прекратила свое существование: три сельских поселения, образованные на ее территории, теперь входят в состав Прионежского муниципального района. Поэтому так важно, считают специалисты КБК и депутаты ЗС РК, сразу высказать рекомендации новой Администрации Прионежского района, чтобы не оставить без внимания и без контроля исправление выявленных недостатков. А они есть. Это задолженность бюджета Вепсской волости перед предприятиями, оказывавшими жилищно-коммунальные услуги учреждениям и населению, предоставлявшими субсидии и меры социальной поддержки гражданам по договорам, действовавшим до 1 января 2006 года. Это неточные и неполные сведения о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Это, наконец, неправильно начисленная сумма платежей за услуги ЖКХ и, соответственно, немыслимая сумма задолженности по квартплате населения поселка Кварцитный – почти четыре миллиона рублей.

В постановлении Законодательного Собрания по этому вопросу также высказаны конкретные предложения по устранению выявленных недостатков. Так, по мнению депутатов, Правительству РК в первом квартале текущего года силами КРУ необходимо провести проверку в Государственном унитарном предприятии РК по материально-техническому обеспечению жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжению (ГУП «МЭО») обоснованности образования указанной выше задолженности в Кварцитном. Необходимо принять дополнительные меры по информированию населения о возможности и порядке предоставления мер социальной поддержки из бюджетов всех уровней, а также обеспечить контроль за реализацией закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (с изменениями) и законом РК «Об образовании».

Отчет о проверке исполнения органами исполнительной власти Республики Карелия и Администрацией муниципального образования Вепсской национальной волости закона РК «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» в части межбюджетных отношений за 9 месяцев 2005 года депутаты решили направить Главе Республики Карелия и главе Прионежского муниципального района для принятия мер по устранению отмеченных недостатков и упущений. Материалы проведенной проверки решено направить также Прокурору РК для принятия мер прокурорского реагирования по фактам непредоставления администрацией муниципального образования Вепсской национальной волости мер социальной поддержки гражданам поселка Кварцитный в 2005 году.

К ситуации в бывшей Вепсской волости ЗС РК вернется в мае.

Законодательное Собрание дало новые поручения Контрольно-бюджетному комитету. Первое - провести проверку исполнения Федерального закона от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» соответствующими органами исполнительной власти РК и Карельским территориальным фондом обязательного медицинского страхования, в пределах их полномочий, в части льготного лекарственного обеспечения населения Республики Карелия за 2005 год и целевого использования средств, выделенных на эти цели муниципальным образованиям города Сортавала и Медвежьегорского района. Второе поручение – провести проверку целевого использования средств бюджета Республики Карелия, выделенных в 2005 году на обеспечение деятельности государственного учреждения «Карельская государственная филармония» ( в связи с обращением в Законодательное Собрание коллектива Симфонического оркестра Карельской госфилармонии).

Законодательное Собрание Республики Карелия приняло обращение к Главе Республики Карелия с просьбой решить вопрос об отпуске древесины на корню бюджетным учреждениям и сельскохозяйственным организациям, с возможностью направлять денежные средства, полученные от реализации части древесины, для удовлетворения собственных потребностей.

Принят ряд постановлений, касающихся взаимодействия Карельского парламента с международными организациями, представительными органами Северо-Запада России, общественными образованиями и органами исполнительной власти республики. Законодательное Собрание подтвердило свое ранее принятое решение о направлении депутатов Михаила Уханова и Александра Чугунова 27– 31 марта 2006 года в Швецию и Норвегию - по программе парламентского обмена Северного Совета (в названные ранее сроки поездка не состоялась).

На XXXI Конференцию Парламентской Ассоциации Северо-Запада России направлены председатель Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики ЗС РК Николай Ершов и депутат ЗС РК Сергей Долгачев.

Представителями Законодательного Собрания Республики Карелия в состав конкурсной комиссии Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия назначены Валерий Дубов и Николай Ершов.

В рабочей группе по разработке проекта потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения Республики Карелия, вводимой в действие с 2007 года, Законодательное Собрание Республики Карелия будут представлять Светлана Токарева и Михаил Мрыхин.

Законодательное Собрание заслушало информацию заместителя Премьер-министра Правительства РК А.Мухина о ходе проведения отопительного сезона 2005-2006 гг. и мерах по его успешному завершению в связи с повышением цен на топливо. Отопительный сезон в республике в целом проходит стабильно, отдельные локальные аварии оперативно устраняются, отметил А.Мухин. Самая большая проблема нынешнего отопительного сезона – резкое удорожание топлива. Выпадающие расходы уже составили 63,6 миллиона рублей. Это обстоятельство надо бы учесть при регулировании тарифов на 2007 год, но при этом тарифы возрастут на 40 процентов, посетовал докладчик.

Ситуация с ростом цен на топливо и другие проблемы отопительного сезона хорошо знакомы депутатам, Комитет по экономической политике и налогам посвятил ее рассмотрению не одно заседание. Однако и сегодня члены других комитетов выступили с предложениями о проведении парламентских слушаний, специально посвященных проблемам ЖКХ. Законодательное Собрание приняло такое протокольное решение, с ориентировочным сроком – апрель 2006 года. А пока депутаты предложили Главе Республики Карелия оказать из бюджета РК финансовую помощь муниципальным районам и городским округам на компенсацию убытков, понесенных теплоснабжающими организациями в связи с ростом цен на топливо, а также рассмотреть возможность введения единого тарифа на теплоснабжение. Возможность снижения максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе Законодательное Собрание поручило рассмотреть комитетам по социальной политике и по бюджету. Комитету по экономической политике и налогам дано поручение подготовить от имени Законодательного Собрания РК Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову, в котором поставить вопрос о необходимости государственного регулирования роста цен на топливные ресурсы.

Принят депутатский запрос Святослава Нефедова Главе местного самоуправления Петрозаводска В.Н.Маслякову с просьбой разъяснить, кем и на основании каких норматовно-правовых актов были утверждены тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.

В заседании Законодательного Собрания РК принимали участие Премьер-министр Правительства РК Павел Чернов, его заместитель Александр Мухин, ответственные лица Администрации Главы РК, министры, председатели госкомитетов РК, представители судебной власти, другие заинтересованные лица.

Вел заседание Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин.