Отчет о заседании 22 сентября

27 сентября 2004 г.

22 сентября состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Республики Карелия. В утвержденной повестке дня – более тридцати вопросов.

Депутаты рассмотрели законопроекты «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», внесенные Главой Республики Карелия и рядом депутатов Законодательного Собрания. Необходимость разработки этих законопроектов диктуется радикальными изменениями, происходящими в российском налоговом и финансовом законодательстве и приведение республиканских законов в соответствие с федеральными законами. В частности, в соответствие с федеральным законодательством, изменилась ставка налога на прибыль с 17% на 17,5% и, соответственно, пониженная ставка налога на прибыль с 13% на 13,5%.

Представленные законопроекты предлагают отменить ряду предприятий горной и рыбной промышленности пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемую в бюджет республики, незначительно увеличить ставки налога на имущество ряду предприятий и организаций, увеличить налог на игорный бизнес (ставку налога на один игровой автомат устанавливается в размере 3500 рублей вместо 1750). В то же время, появляется новая категория льготников – организации потребительской кооперации (им установлена пониженная ставка налога на прибыль), фонды развития образовательных учреждений (освобождение от налога на имущество), а также освобождаются от транспортного налога инвалиды всех войн (пока этой льготой пользуются только инвалиды Великой Отечественной войны). После детального обсуждения Законодательное Собрание РК приняло эти законопроекты в первом чтении.

Законодательное Собрание обратилось в Конституционный Суд Республики Карелия с просьбой об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РК от 11 декабря 2003 года по делу о проверке соответствия Конституции РК пункта 2 статьи 7 Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». Речь идет о порядке и сроках уплаты транспортного налога.

Внесены изменения в закон РК «О бюджетном процессе в Республике Карелия». Поправки Главы Республики в основном уточняют формулировки закона, приводя их в соответствие с новым федеральным законодательством. От субъектов законодательной инициативы к законопроекту, принятому в первом чтении, поступили 15 поправок, из них приняты 12. Принципиальной, вызвавшей наибольшую дискуссию на заседании комитета по бюджету, оказалась поправка главы самоуправления г.Петрозаводска В.Маслякова в статью 34 - о взаимосвязи законов о бюджете с другими законами и нормативно-правовыми актами. В законе осталось требование предоставлять проекты правовых актов органов власти Республики Карелия о признании утратившими силу либо о приостановке действия законов, указов и распоряжений, решений органов местного самоуправления в случае, если в бюджете не предусматриваются средства на финансирование установленных ими пособий, пенсий, компенсаций, дотаций и иных трансфертов населению.

На заседании Законодательного Собрания состоялась дискуссия по поводу других поправок В.Маслякова, отклоненных комитетом по бюджету. Депутаты Н.Ершов, В.Попов, А.Папченков, И.Петеляева, А.Мосунов поддержали предложение Главы местного самоуправления Петрозаводска о необходимости возврата к процедуре согласования сумм финансовой поддержки, выделяемой из республиканского бюджета, с местными администрациями. Минфин выступил против, сославшись на новый Бюджетный кодекс. Голоса депутатов разделились почти поровну, но все же не в пользу поправки (17 – за, 21 – против).

Закон «О внесении изменений в закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» принят в окончательном чтении.

Во втором чтении рассмотрен и принят в окончательном виде проект закона «О внесении изменений в Закон РК «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия». К тексту, принятому в первом чтении, поступило более 89 поправок, из них приняты 42. Как выяснилось, депутаты и главы местного самоуправления особенно озабочены сложившимся уровнем обеспечения населения общедоступными образовательными услугами. Спектр этих услуг неумолимо расширяется, в связи с поставленными задачами оптимизации образования и новыми возникшими проблемами. Есть необходимость вводить в штат особенно сельских школ ставки повара и кухонного рабочего, чтобы накормить ребят в школьной столовой (там, где в поселках нет предприятий общественного питания), кочегаров, водителей школьных автобусов. Необходимо сохранить некоторые классы с малой наполняемостью, чтобы были школы на селе. Надо дать возможность всем желающим родителям, особенно в тревожное время террористической войны, оставлять детей в группах продленного дня, усилить внимание к этим группам. Эту последнюю проблему поднял глава местного самоуправления Петрозаводска В.Масляков, но она актуальна для всей республики, решили депутаты, и требует многих совместных усилий. Законодательное Собрание приняло постановление, которым установлено, что в срок до 1 ноября Правительство представит в парламент новые нормативы по блоку трех проблем – группы продленного дня, благоустройство и школьный транспорт.

По нормативам, принимаемым Законодательным Собранием, формируется республиканский бюджет и размер финансовой помощи муниципальным образованиям. Поэтому некоторые главы местного самоуправления и их представители были особенно настойчивы при рассмотрении их поправок. Закон принят в окончательном чтении.

Глава местного самоуправления Сегежи и Сегежского района А.Штогрин также выступил с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в закон РК «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия». Он предлагает увеличить материальные затраты на содержание одного работающего в органе местного самоуправления и соответственно увеличить финансовый норматив текущих расходов с 107,7 до 122,3. Принятие этого предложения влечет за собой внесение изменений в закон РК «О бюджете Республики Карелия на 2004 год», что является нарушением статьи 38 этого закона, тем более, что автор не предлагает источника дополнительных средств. Отрицательное заключение на законопроект представил депутатам Глава Республики. Законопроект отклонен большинством голосов.

В третьем чтении рассмотрен проект закона РК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия». Закон не меняет административно-территориального деления республики, а устанавливает первый, наиболее приближенный к населению уровень власти - местного самоуправления. Первый в ряду региональных законов, которые должны быть приняты в развитие Федерального Закона, он вызвал повышенный интерес у активной части населения. В процессе работы над законопроектом, принятым в первом чтении, Законодательное Собрание поддержало 43 поправки, инициаторами которых выступили Советы местного самоуправления Калевальского национального района, Лоухского, Кондопожского, Костомукшского, Олонецкого, Пудожского, Пряжинского районов, главы местного самоуправления Суоярвского и Кемского районов, депутаты ЗС РК А.Андрейко, Н.Ершов, С.Долгачев, А.Кривкин, А.Папченков, Г.Погудалова, О Сабинин, Ю.Спиридонов. Рассматривая поправки, поступившие к третьему чтению, комитет по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политике согласился с поправками депутатов С. Токаревой и волостного Совета Вепсской национальной волости, включив их в текст законопроекта, представленный Законодательноому Собранию. В них поддержаны решения жителей поселков Элисенваара, Шокша, Шелтозеро, Рыбрека и примыкающих к ним населенных пунктов о том, чтобы организовать самостоятельные сельские поселения. Однако именно по этим поправкам депутатам пришлось искать компромисс с представителями Правительства республики, выступившими против. По предложению В.Степанова и В.Тольского голосование по спорным вопросам отложено на месяц, с тем, чтобы за это время объяснить людям смысл принятых ими решений, провести сходы и собрания, а если понадобится, и референдум.

Принята поправка Александра Кривкина, подводящая черту под спорами о том, куда отнести деревню и гарнизон Бесовец. Он предложил деревню Бесовец включить в Шуйское сельское поселение, а также образовать Гарнизонное сельское поселение, в состав которого войдут поселок Чална-1(гарнизон) – административный центр и деревня Порожек.

Таким образом, вместо предполагаемых первоначально 22 городских и 72 сельских муниципальных образований пока утверждены 24 городских и 78 сельских поселений. Закон принят в третьем чтении.

Внесены изменения в статью 1 Закона РК «О мировых судьях Республики Карелия», в связи с появившимися противоречиями с Федеральным законом от 19 июня 2004 года и с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено теперь к исключительному ведению Российской Федерации. Соответствующая часть статьи 1 закона РК «О мировых судьях Республики Карелия» признана утратившей силу.

Депутаты утвердили Республиканскую целевую программу «Информатизация Республики Карелия на 2004-2006 годы», внесенную Главой Республики Карелия и поддержали обращение Московской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу освобождения от платы за перевод лесных земель в нелесные земли и за изъятие земель лесного фонда, занятых существующими или создаваемыми кладбищами. Последний вопрос актуален и для нашей республики – главы многих городов и районов Карелии обращались к депутатам с просьбой помочь в разрешении этой проблемы.

Утратившим силу признано также постановление Президиума Верховного Совета Республики Карелия «О порядке применения в Республике Карелия Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» (законодательная инициатива Л.Клейковой). Оно утратило свое правовое значение и в настоящее время не применяется.

Законодательное Собрание поддержало поправки в федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предложенные Галиной Погудаловой. Поправки закрепляют в названных законах общепринятое понятие «группы инвалидности» вместо нового и не имеющего четкого научного и нормативно-правового обоснования понятия «ограничение способности к трудовой деятельности». Вводить это понятие можно только после того, как будет разработана методика определения степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Законодательное Собрание поддержало поправки в Семейный Кодекс Российской Федерации, внесенные депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, А.В. Бабошкиным, С.С. Гуцериевым, К.Ж. Давлетовой, В.Л. Нефедовым, Н.А. Останиной, А.А. Сизовым, Т.А. Фральцовой. Цель поправок – расширить возможности для усыновления детей российскими гражданами. Предлагается, в частности, чтобы суд был вправе вынести решение об усыновлении ребенка без учета требований о наличии постоянного места жительства у будущих усыновителей. Порой военнослужащие, проживающие в военных городках, надлежащего жилья не имеют.

Утратившими силу признаны два постановления ЗС РК, которые были приняты в мае 2002 года и определяли порядок избрания Председателя Законодательного Собрания и его заместителя. Порядок избрания в настоящее время урегулирован статьями 10 и 11 Регламента Законодательного Собрания.

По программе парламентского обмена трое депутатов Законодательного Собрания: Валерий Тольский, Андрей Гравов и Марина Маркелова поедут в ноябре в Осло (Норвегия) и Хельсинки (Финляндия).

На семинар в Финляндию, который состоится в октябре, направлен Николай Ершов.

В состав рабочей группы Совета республики согласована кандидатура Ларисы Клейковой.

Законодательное Собрание приняло ряд депутатских запросов. Рассмотрены также другие вопросы.