Отчет о заседании 18 сентября

18 сентября 2008 г.
Первое после парламентских каникул заседание Законодательного Собрания Республики Карелия началось с поздравления с 50-летним юбилеем депутата Девлетхана Алиханова.
 
Первым депутаты рассмотрели проекта закона РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия», принятого ранее в первом чтении. Законопроект предусматривает внесение изменений в десять действующих законов РК, регулирующих отношения в социальной сфере, в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др., а также в Закон РК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».
Изменения в законодательные акты Республики Карелия содержат перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов исполнительной власти при осуществлении соответствующих полномочий, порядок расчета общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления, нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета РК, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, порядок осуществления контроля органами исполнительной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями.
Определение расходных обязательств в соответствии с установленными расходными полномочиями по уровням бюджетной системы позволяет обеспечить контроль их соответствия и исключить так называемые «нефинансируемые» мандаты, сформировать правовую основу бюджетных ассигнований, предоставляемых из бюджета РК. Кроме того, введение обязательного распределения средств по установленному перечню расходных обязательств повышает качество планирования бюджета в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, и является необходимым промежуточным этапом на пути формирования бюджетного процесса. В новой редакции проекта закона дополнительно включены статьи, устанавливающие порядок расчета норматива формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств для определения общего объема субвенции.
Определены количественные показатели, принимаемые для расчета общего объема субвенции (например: численность инвалидов, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания в т.ч. из числа детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных или общеобразовательных учреждениях по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования в РК, количество обособленных подразделений в Республике Карелия), поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия, влияющие на стоимость муниципальных услуг, методика планирования нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по делегированным полномочиям.
Предлагается при расчете индекса бюджетных расходов вместо коэффициента плотности (был предусмотрен в первоначально представленном проекте закона) использовать интегральный коэффициент, который учитывает плотность и структуру населения, бюджетную обеспеченность поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, уровень замещения муниципальных услуг государственными услугами. Таким образом, интегральный коэффициент предусматривает более широкий спектр факторов, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг.
Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Республики Карелия в части финансового обеспечения отдельных передаваемых полномочий РК органам местного самоуправления, регулирования межбюджетных отношений по финансовому обеспечению их выполнения и приведение его в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Представляя законопроект, Председатель Комитета по бюджету Светлана Токарева (фракция «Единая Россия») отметила, что после первого чтения в Комитет поступило 67 поправок, 26 из них Комитет рекомендовал принять. Это поправки депутатов Светланы Токаревой и Михаила Уханова из фракции «Единая Россия» и две поправки Главы Петрозаводского городского округа Виктора Маслякова. Отклонённые поправки или дублируют принятые, или противоречат федеральному законодательству. После обсуждения и принятия одобренных Комитетом поправок Законодательное Собрание приняло закон во втором, окончательном чтении.
 
В окончательном чтении принят и закон РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», ранее принятый в первом чтении.
Закон принят в целях реализации политики на поэтапное упорядочение льгот, в соответствии с бюджетным посланием Президента Российской Федерации. По мнению депутатов, важным для республики является повышение ставок налогов на автотранспорт мощностью более 100 л.с. Для основной же части автомобилистов, чьи транспортные средства имеют мощность до 100 л.с., ставка налога на автотранспорт останется прежней – 6 руб. В связи с изменениями федерального законодательства вносятся соответствующие изменения в данный закон в части применения упрощенной системы налогообложения частных предпринимателей на основе патента. Закон должен вступить в силу с 1 января 2009 года.
 
В третьем, окончательном чтении одобрен законопроект «О внесении изменений в Закон РК «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Карелия».
Председатель Комитета по законности и правопорядку Николай Зайков (фракция «Единая Россия») отметил, что изменения в данный закон связаны с изменением количества участков мировых судей. В настоящее время в Карелии работает 34 участка мировых судей. Однако, по словам специалистов, их загрузка превышает все допустимые нормативы. В частности, на рабочий день мирового судьи в среднем приходится рассмотрение 25 только гражданских дел, а ведь есть и уголовные дела.
В связи с этим карельские парламентарии обратились в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой об увеличение численности мировых судей в республике на четыре штатные единицы. Эта инициатива была поддержана, и теперь в Петрозаводске число мировых судей должно вырасти на три штатные единицы, еще один мировой судья должен появиться в Пудоже. Кроме того, в закон вошли изменения, касающиеся определения границ судебных участков. Раньше при описании судебных участков использовалось перечисление адресов входящих в их границы зданий. Но зачастую возникали вопросы, ведь некоторые дома сносились, а новые строились. И каждый приходилось вносить изменения в перечень адресов. Теперь четко очерчены именно границы участков, при этом все здания, которые внутри этих границ, относятся к этим участкам. Учитывая важность этих изменений, было принято решение принять закон с новым наименованием: «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Карелия».
 
Депутаты обсудили проект закона «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Республики Карелия» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова), который подготовлен в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросу формирования бюджетных целевых программ.
Перед депутатами выступила заместитель министра финансов РК Ирина Ахокас. Она пояснила, что согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ, вступающим в силу с 1 января 2009 года, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта РФ, сроки их реализации, порядок проведения их оценки и критерии оценки должны утверждаться высшим исполнительным органов государственной власти субъекта в устанавливаемом им порядке. Таким образом, положения ряда законов РК в части определения компетенции Законодательного Собрания Республики Карелия, Правительства РК и исполнительных органов государственной власти республики по утверждению, реализации и исполнению таких программ подлежат приведению в соответствие с бюджетным кодексом РФ.
После обсуждения проекта закона депутаты приняли его в первом чтении.
 
Также в первом чтении приняты два новых законопроекта, подготовленных депутатами Андреем Мазуровским (фракция «Единая Россия») и Сергеем Ушаковым – «О референдуме в Республике Карелия» и «О местном референдуме в Республике Карелия». Представляя их депутатам, Председатель Конституционного комитета А. Мазуровский рассказал о том, что с февраля 2008 года их разработкой занималась рабочая группа, в которую входили депутаты и специалисты Аппарата карельского парламента, представители ЦИК РК, Прокуратуры РК, отдела законодательства РК Управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, государственно-правового управления Администрации Главы  РК. Их слаженная работа позволила избежать неточностей в законопроектах, максимально приблизив их к федеральному законодательству. И – самое главное – сделать законы применительными, читаемыми, ясными для понимания населением республики и, прежде всего, той частью населения, которая проживает в муниципальных образованиях.
Подготовка законопроектов связана и с тем, что предыдущий закон был принят в 2004 году и не учитывает всех реалий сегодняшнего дня, а также современных подходов. При разработке структуры Закона РК «О референдуме в Республике Карелия» специалисты ориентировались на структуру Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь порядок подготовки и проведения референдумов разного уровня в Карелии будут регламентироваться отдельными законами.
 
На заседании рассмотрен проект закона РК «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Карелия «Об образовании» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова).
Законопроект имеет целью реализацию полномочий Республики Карелия в части установления и исполнения расходных обязательств Республики Карелия, предусмотренных Законом РФ «Об образовании». Согласно части 1 статьи 52.2 этого Закона, финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Эти расходы предусмотрены Законом РК «О бюджете Республики Карелия на 2008 год». Таким образом, данный законопроект приводит карельское законодательство в соответствие с федеральным. Проект закона принят в первом чтении.
 
Карельские парламентарии приняли Обращение, подготовленное группой депутатов, к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, в котором содержится просьба об изменении порядка применения ставок таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования.
 
Депутаты утвердили кандидатуру Исаковой Валентины Павловны на должность мирового судьи судебного участка Пудожского района на трёхлетний срок полномочий.
 
Законодательное Собрание приняло решение направить в Псков делегацию Законодательного Собрания Республики Карелия для участия в работе XXXVI Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России и депутатов В.П. Колоушкина и А.А.Лучина (фракция «Российской партии Жизни») в Минск (Республика Белоруссия) для участия в Миссии наблюдателей от СНГ на выборах в Палату Представителей Национального Собрания Республики Белоруссия.
 
Одобрены изменения в региональную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2005-2008 годы». Изменения предполагают увеличение финансирования по реализации подпрограмм «Вакцинопрофилактика» и «Развитие онкологической помощи». Это связано с тем, что в 2008 году из федерального бюджета поступило больше средств на приобретение иммуно-биологических препаратов для вакцинации, и за счет этого примерно на полтора миллиона рублей можно увеличить суммы расходов из республиканского бюджета на лечение онкозаболеваний.
 
Парламентарии поддержали ряд проектов федеральных законов, обращений и законодательных инициатив своих коллег из других регионов России и приняли решение о награждении Почетными грамотами Законодательного Собрания Республики Карелия.
 
В конце заседания по просьбе депутатов с информацией о начале отопительного сезона в республике выступил Председатель Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Владимир Корягин. Он подтвердил, что практически все районы к зиме готовы. Для этого была проделана большая работа, были и серьёзные проблемы, которые пришлось решать Правительству РК совместно с органами местного самоуправления. На сегодняшний день из более 400 поставщиков тепла работают 277, работа по подключению жилого фонда к теплу продолжается. В. Корягин ответил также на вопросы депутатов о ситуации в городах Сортавала и Сегежа. Депутаты приняли информацию к сведению.
 
В работе заседания приняли участие руководители республиканских министерств и ведомств, представители Прокуратуры РК, УФСБ по РК, общественность и СМИ. Вёл заседание Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин.
 
***
 
Минута молчания в начале заседания и алые гвоздики на депутатском месте Виталия Федермессера в этот день – дань уважения его памяти. Парламентарии еще раз простились со своим коллегой, просмотрев после закрытия заседания фильм, посвященный жизни и трудовому пути выдающегося гражданина Республики Карелия Виталия Александровича Федермессера.