Основное внимание – бюджету и вопросам государственного управления

15 ноября 2013 г.

 Очередное, двадцать восьмое заседание Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва началось с рассмотрения вопросов финансовой деятельности республики.



Вопросы бюджета и межбюджетных отношений



Депутаты обсудили проект закона РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия). Законопроект подготовлен в целях приведения карельского Закона в соответствие с изменившимися нормами федерального законодательства. В частности, в связи с передачей с  2014 года с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования (теперь эти расходы ложатся на республиканский бюджет), вносятся изменения в нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в местные муниципальные бюджеты. То есть сокращается размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования (для городских округов этот норматив снижается с 10 процентов до 7, для муниципальных районов с 31 процента до 26). Изменяются ещё несколько положений данного Закона в соответствии  с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Положения этого проекта закона будут учтены при разработке законопроекта «О бюджете Республики Карелия на 2014 год  и плановый период 2015  и  2016 годов». Законопроект принят в первом чтении.
Также в первом чтении принят проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия). Законопроект подготовлен в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в целях совершенствования бюджетного процесса в Республике Карелия. Проект закона расширяет полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия и Правительства Республики Карелия, определяет перечень основных характеристик бюджета Республики Карелия, которые устанавливаются законом о бюджете, определяет основания для изменения сроков вступления в силу (или приостановления действия) отдельных положений законов Республики Карелия, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

Горячую дискуссию вызвал проект закона РК «О бюджете Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия А.П. Худилайнена). Председатель парламентского Комитета по бюджету Виталий Красулин (фракция «Единая Россия») напомнил, что 12 ноября состоялись публичные слушания по проекту бюджета Республики Карелия на 2014 год, в которых приняли участие депутаты ЗС РК, представители министерств и ведомств, общественных организаций. И на слушаниях, и на заседаниях рабочей группы депутаты подробно обсуждали законопроект, вносили свои предложения.
Общие характеристики проекта бюджета на 2014 год определены в следующих объемах: доходы – 25 млрд. рублей, расходы – 28,1 млрд. рублей, дефицит – 3,1 млрд. рублей. Верхний предел государственного долга Карелии на конец 2014 года прогнозируется в размере 17,1 млрд. рублей. При этом главным приоритетом в области расходов бюджета на предстоящий трехлетний период остаётся решение неотложных проблем в социальной сфере, и безусловное выполнение социальных обязательств.
Во время обсуждения проекта бюджета все депутаты отмечали сложный характер работы над этим главным финансовым документом нашей республики. Были у депутатов и существенные вопросы по ряду положений законопроекта. В частности, критике подверглись основные характеристики бюджета, такие как запланированный дефицит в 3 млрд. рублей, увеличивающийся до 17 млрд. в 2014 году и до 19,5 млрд. в 2015 году государственный долг, снижение почти на 1 млрд. в следующем году Дорожного фонда РК (до 2,1 млрд. рублей). Кроме того, депутаты указали на недостаточное финансирование сельского хозяйство, дорожной отрасли, сферы культуры и на отмену важных, по мнению депутатов, отдельных положений некоторых законов. При этом часть депутатов считает, что есть возможность увеличения и расходной и доходной части республиканского бюджета, и предложили не принимать проект бюджета в представленном виде. За это высказались фракции «Справедливая Россия», КПРФ и «Яблоко». Депутаты из фракций «Единая Россия» и ЛДПР предлагали принять проект бюджета в первом чтении, а затем, вместе с Правительством РК, дорабатывать его с учётом высказанных замечаний. Это мнение поддержал и заместитель Главы Республики Карелия – Министр финансов Игорь Усынин. Он отметил, что если законопроект не будет принят, то нельзя будет в ближайшее время провести некоторые конкурсные процедуры и Минфин РК не сможет разместить облигационные займы. Также Правительство РК не сможет привлечь кредитные ресурсы, чтобы выполнять свои обязательства в первом квартале следующего года.
В результате голосования законопроект не набрал нужного количества голосов, и депутаты решили отправить проект бюджета на доработку в Правительство республики. Уже в ближайшее время парламентский Комитет по бюджету в соответствии с нормами действующего законодательства должен внести мотивированные предложения по изменениям в законопроекте и указать на имеющиеся, по мнению депутатов, нарушения в формировании бюджета. При этом депутаты понимают, что затягивать принятие главного финансового документа нельзя, иначе будет парализована как работа республики с федеральным центром по привлечению средств, так и выполнение ряда социальных обязательств.  Поэтому депутатский корпус настроен на совместную конструктивную работу с Правительством РК для принятия в срок республиканского бюджета.  
В обсуждении вопроса приняли участие Председатель ЗС РК Владимир Семенов и его заместители – Николай Макаров, Александр Селянин (фракция «Единая Россия»), Сергей Пирожников (фракция ЛДПР), Ирина Петеляева (фракция «Справедливая Россия»), депутаты Виктор Иванов, Виталий Красулин, Ольга Шмаеник (фракция «Единая Россия»), Вадим Андронов, Алексей Гаврилов, Сергей Михайлов, Виктор Позерн, Андрей Рогалевич, Ирина Семёнова, Виктор Степанов, Михаил Уханов, Александр Федичев (фракция «Справедливая Россия»), Александр Меркушев, Александр Степанов, Лариса Степанова (фракция КПРФ), Эмилия Слабунова (фракция «Яблоко»), заместитель Главы Республики Карелия по взаимодействию с Законодательным Собранием Республики Карелия  Андрей Манин.

Депутаты также рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона РК «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия).
Согласно законопроекту, основным направлением расходования средств фонда является выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть оказание жителям республики бесплатной медицинской помощи.
Доходы бюджета фонда на 2014 год прогнозируются в сумме 7 млрд. 643 млн. рублей, на 2015 год – 9 млрд. 294 млн. рублей, а на 2016 год – 9 млрд. 709 млн. рублей.
Основным источником формирования доходной части бюджета территориального фонда являются субвенции из Федерального фонда обязательного медицинского страховании на выполнение переданных регионам полномочий в этой сфере. Размер субвенции определяется исходя из численности застрахованного населения, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей, и в 2014 году составит 7 млрд. 568 млн. рублей, что на 713 млн. рублей больше, чем в нынешнем году. Еще 75 млн. рублей территориальный фонд получит для оказания медицинской помощи людям, приехавшим в Карелию из других регионов. На 2015-2016 год субвенции рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства России.
Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карелии сбалансирован. Таким образом, расходы фонда будут соответствовать его доходам.
Кроме того, в будущем году за счет средств фонда планируется продолжить увеличение финансирования программы бесплатной медицинской помощи гражданам, поэтапно повышать заработную плату медикам в рамках выполнения майских указов Президента России. Также будет продолжено финансирование программы диспансеризации населения и стимулирующих выплат медицинским работникам. Статья в бюджете на содержание аппарата фонда, наоборот, уменьшена по сравнению с текущим годом.



Вопросы госуправления, государственной и муниципальной службы



Депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Карелия «О приватизации государственного имущества Республики Карелия» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия). Законопроект устанавливает, что Законодательное Собрание Республики Карелия принимает закон об утверждении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ.

В третьем окончательном чтении принят Закон «О парламентском расследовании Законодательного Собрания Республики Карелия». Закон, инициированный депутатом Александром Степановым, установил основания для проведения парламентского расследования, его организационные формы, процедуру, а также права и обязанности лиц, занимающихся парламентским расследованием. В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Ольга Шмаеник, Эмилия Слабунова и Александр Степанов.

Депутаты приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республики Карелия» (законодательная инициатива депутата Ольги Шмаеник). Федеральным Законом расширены полномочия органов государственной власти, в частности, в сфере информирования населения о чрезвычайных ситуациях, создания системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, сборе информации в области защиты  населения, что требует внесения изменений в законодательство Республики Карелия.

В окончательном чтении принят Закон «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности». Этот Закон касается размещения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и приводит региональное законодательство в соответствие федеральному.

Законопроект «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Карелия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» (законодательная инициатива депутата Александра Федичева) поддержан в первом чтении. Законопроектом предлагается проводить второй тур тайного голосования по двум кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия, получившим наибольшее количество голосов в первом туре. Такое голосование будет проводиться в случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов в первом туре голосования.

Парламентарии поддержали Постановление ЗС РК «О внесении изменения в Положение о Консультативном совете по вопросам местного самоуправления при Законодательном Собрании Республики Карелия» (инициатива группы депутатов ЗС РК). В изменениях говорится о том, что все члены парламентского Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики могут входить в состав Консультативного совета.

В первом чтении депутаты проголосовали за проект закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» (законодательная инициатива депутата Михаила Уханова). В настоящее время республиканским законодательством предусмотрена возможность возмещения Главе муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, расходов, связанных с осуществлением деятельности только председателя представительного органа. Законопроектом предлагается установить, что Главе муниципального образования, избранному в указанном порядке, могут  также возмещаться расходы, связанные непосредственно с осуществлением полномочий  Главы муниципального образования.

Принят ряд Постановлений ЗС РК по вопросу назначения членами конкурсных комиссий для рассмотрения кандидатур на замещение должностей глав администраций Кондопожского, Медвежьегорского, Олонецкого, Прионежского и Сортавальского муниципальных районов (инициативы Главы Республики Карелия).
В связи с истечением срока действия контрактов с Главами администраций этих районов подготовленными постановлениями определены персональные составы конкурсных комиссий. Согласно законодательству при формировании конкурсной комиссии одна треть ее членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В окончательном чтении парламентарии приняли Законы «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кемского  муниципального района» и «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Суоярвского муниципального района».


Вопросы социальной защиты


Парламентарии поддержали инициативу депутата Вадима Андронова и проголосовали за внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российская Федерация проекта федерального Закона «О внесении изменений в статьи 44 и 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Депутаты полагают, что  существующее уголовно-процессуальное законодательство не позволяет в своих рамках лишать родительских прав в случаях, когда того требует защита интересов ребенка, и необходимы соответствующие изменения в федеральное законодательство.
Парламентарии поддержали инициативу депутата Татьяны Струковой (фракция «Единая Россия») и поддержали проект постановления «Об обращении Законодательного Собрания Республики Карелия к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец по вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны». В карельский парламент поступают обращения ветеранов, которые не могут реализовать своего права на установленную меру социальной поддержки. Как сообщила депутат, субвенции из федерального  бюджета на эти цели в 2013 году до сих пор в республику не поступили. Карельские парламентарии просят принять незамедлительные меры для разрешения сложившейся ситуации.
Законодателями также поддержан запрос ЗС РК, подготовленный депутатома Алексндром Степановым к Министру строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия О.В. Тельнову, в котором депутат просит предоставить информацию о выделении ОАО «Карелгаз» субсидий из бюджета республики и расчеты, по которым проводилось выделение данной субсидии.


***
Произошли изменения в составе парламентского Комитет по природным ресурсам и экологии. Членом этого Комитета стала депутат Светлана Логинова (фракция КПРФ). Депутат Николай Салакка (фракция «Справедливая Россия») сложил с себя депутатские полномочия по личному заявлению.


***
Депутатами рассмотрен ряд проектов федеральных Законов и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и принято решение о награждении Почетными грамотами Законодательного Собрания Республики Карелия.

***
Всего на двадцать восьмом заседании Законодательного Собрания Республики Карелия V созыва было рассмотрено 27 вопросов, в том числе 12 проекта законов Республики Карелия, из них 4 приняты в окончательном чтении и будут направлены на подпись Главе Республики.      

                                                    
***
В заседании Законодательного Собрания приняли участие заместители Главы Республики Карелия, руководители судебной власти, прокуратуры РК, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественности и СМИ. Вел заседание Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Владимир Семенов.



Информационное аналитическое управление Аппарата ЗС РК

 

Результаты голосований по вопросам повестки дня заседания:

Скачать файл .xls

Видеозапись заседания:

 

Часть 1 из 2:

 

 

 

Часть 2 из 2: