Журнал "Твоя дорога" (№ 5 сентябрь-октябрь 2008г.)

25 сентября 2008 г.
Знак Закона
 
В хитросплетениях дорожной инфраструктуры бывает непросто разобраться даже опытным пользователям. Что уж говорить о правовой сфере ее регулирования, которая далеко не исчерпывается ПДД. Об актуальных проблемах законодательства в области дорожного движения корреспонденту «ТД» рассказывает представитель Законодательного Собрания Республики Карелия в Совете Федерации ФС РФ Владимир ФЕДОРОВ. С темой он знаком не понаслышке - 12 лет возглавлял службу ГАИ-ГИБДД в непростые для страны 90-е годы.
 
- Владимир Александрович, как обстоит дело с подготовкой Закона о дорожном движении, разработку которого вам поручила партия «Единая Россия»?
 
- Концепцияя этого закона была разработана и передана Председателю Высшего совета партии «Единая Россия» Борису Вячеславовичу Грызлову. До прошлого года в транспортно-дорожном комплексе страны вообще существовал лишь один дорожный закон, принятый в 1995 г., - «О безопасности дорожного движения». Но безопасность - это всего лишь качество дорожного движения, пусть и немаловажное, а его главная характеристика бесперебойное обеспечение транспортного процесса. В прошлом году появился закон «О дорогах и дорожной деятельности», в котором определен порядок строительства дорог, финансирования, нормативы и т. д. Появился, наконец, и Устав автомобильного транспорта. На рассмотрении Госдумы находится также Закон об общих принципах транспортного обслуживания населения надеюсь, в осеннюю сессию он будет рассмотрен.
 
Но огромное количество сфер деятельности в транспортной отрасли по-прежнему остается не охваченным законодательством. В законах и подзаконных актах применяется разная терминология даже в отношении самого понятия «транспортное средство». Конечно, все это необходимо приводить к общему знаменателю, необходимость в таком законопроекте давно назрела. Я надеюсь, осенью будет принято решение относительно внесения этою закона или ею отдельных частей, как самостоятельных законов, в план подготовки документов «Единой России».
 
- А какова будет судьба действующего Закона о безопасности дорожного движения?
 
Согласно концепции, его положения могут войти одной обновленной главой в Закон о дорожном движении или надо готовить его новую редакцию. Дело в том, что к сегодняшнему дню он основательно устарел - в него уже внесено около 10 изменений, столько же поправок ожидает своей очереди. Изменились условия жизни страны, экономика и финансирование, принято огромное количество новых законов, мы подписали ряд новых конвенций. Но даже прописанные в этом законе нормы до сих пор не реализованы. В частности, режим труда и отдыха водителя должен быть определен отдельным законом. Прошло 13 лет этих норм до сих пор нет. За рубежом же они давно действуют, ни один наш водитель дальнобойщик не поедет туда без тахографа. У нас же водители за-ыпают от усталости за рулем, потому что никто этого не контролирует. Другой пример: законом предписана необходимость принятия отдельного закона, касающегося медицинских показаний по допуску к вождению или порядка оказания медицинской помощи - до сих пор это регулируют ведомственные инструкции. И бывает, за рулем оказываются алкоголики, наркоманы, психически больные ведь по медицинским показаниям им вполне можно выдавать права. Должны быть четко обозначенные ограничения. Более того, лишать прав нужно не только когда пьяница совершил ДТП - почему бы не приостанавливать действие водительских прав у алкоголиков?
 
- Могли бы вы кратко обрисовать основные положения концепции?
 
Основная часть Закона посвящена определению полномочий органов государственной власти в области дорожного движения. Уже давно, например, действует 131 закон о передаче болъшого числа функций в этой области органам местного самоуправления. Функции передали - а деньги нет. В результате разметки, освещение и т. п., которые должны содержать органы местной власти, остаются без хозяина.
 
Второе, что призван регулировать закон - права и обязанности участников дорожною движения. Ведь в Конституции РФ записано, что все ограничения в правах должны накладываться на гражданина только законом. А у нас правила дорожного движения - это, по сути, подзаконный акт. Как в советское время, когда страна на дорогах фактически жила по приказу министра МВД, а ответственность за его нарушение была уголовной. Отдельного закона или главы требует регулирование допуска к управлению транспортными средствами - в этой части довольно много нормативных «дырок». Не отрегулированы, например, вопросы допуска к управлению после лишения прав, особенно за вождение в пьяном виде. Во многих странах уличенный в этом водитель впоследствии обязательно должен пройти медицинскую реабилитацию.
 
Не определен и порядок того, как человек может вновь сесть за руль после совершения ДТП или после долгого перерыва в управлении транспортным средством.
Надо прописывать и требования к транспортным средствам, ныне регулируемых множеством подзаконных актов - МВД, Минтранса и т. д. И упоминавшийся порядок оказания медпомощи. В городах, к счастью, сохранилась система Скорой помощи, а за городом? Нужно четко прописать, что за кем закреплено. Потому что, согласно многим научным оценкам, до 80 % смертей на дорогах происходит именно из-за несвоевременного оказания медпомощи.
 
- Есть ли за рубежом столь же всеобъемлющие законы?
 
- В разных странах по-разному: у наших коллег из Беларуси закон есть уже давно, такой же принят в Азербайджане, а в Германии это свод законов, порядка 12-15 актов. Не обязательно это нечто вроде кодекса: можно разрабатывать законодательство по частям, в виде отдельных законов. Полагаю, в первую очередь стоило бы сделать новую редакцию закона о безопасности дорожного движения, отдельного закона о допуске к управлению транспортным средствами, и закон о техническом осмотре.
 
- В какой мере концепция закона отражает происходящий бурный рост автомобилизации?
 
- Растет не только автопарк на 1,5-2 млн. в год, меняется и его структура. Мы, например, потеряли немало мотоциклов - когда я принял ГАП, у нас их было около 10 млн, сейчас осталось не более 4 млн. Но они стали намного мощнее и опаснее. В этой связи, опять же, нуждается в уточнении порядок допуска к управлению транспортными средствами в части введения новых категорий прав: нужна ли, например, для управления легковым автомобилем с прицепом категория прав Е или нет. И коль скоро мы подписали Дополнение к Конвенции о дорожном движении, то, очевидно, это надо делать. Должны быть и более жесткие программы водительской подготовки, стандартизированные на каждую категорию.
 
- Такие нюансы тоже будут зафиксированы в законе?
 
- Это должен быть большой рамочный закон, но к нему нужен будет еще целый ряд законов. Если, например, сегодня коммерческие аспекты регулируются в значительной степени Уставом автомобильного транспорта, то перевозки пассажиров общественным транспортом вообще не регламентированы. Во многих городах он уже практически ликвидирован, зато можно одновременно увидеть десяток маршруток, толкающихся, чтобы перехватить клиентов. И безопасность их пассажиров никак не обеспечивается. Конечно, здесь тоже надо наводить порядок.
 
- Что бы стоило выделять в главе закона, посвященной организации  дорожного движения?
 
- Вопрос об управленческих структурах необходимо, в частности, во всех городах создавать центры управления движением. Это чисто коммунальное, городское хозяйство: дорожное строительство, знаки, светофоры, порядок движения. Пока у нас занимаются этим только в Москве и Санкт-Петербурге. Напомню, что у нас около 15 вузов уже готовят специалистов по организаций движения - другой вопрос, куда они потом расходятся...
 
- В массовом сознания, однако, существует стереотип, что за всю ситуацию на дорогах отвечает ГИБДД...
 
- К сожалению, коммунальщики и дорожникт стыдливо прячутся. Конечно, вызывает смех, когда в Федеральной целевой программе на МВД возлагается задача строительства переходов и расстановки знаков. Если дорожниками забыт знак, то дело сотрудника ГАИ не ловить возле него псевдонарушителей, а заставить его убрать. МВД недавно разработало регламент работы сотрудника ДПС, где четко написано, что сотрудник должен в первую очередь проехать по вверенному участку и выявить все неприятности, которыми грозит дорога. Это, кстати, в старых наших документах было записано - например, выявление на обочине машин, потому то огромное количество аварий с тяжкими последствиями происходит именно из-за наезда на них.
 
- Как вы относитесь к идее возвращения к практике дорожных фондов, неплохо себя в свое время зарекомендовавших?
 
- Соответствующая законодательная инициатива СФ направлена в Госдуму - мы за то, чтобы воссоздать дорожные фонды хотя бы в субъектах федерации. Пока этому противится Минфин. Я за прозрачность системы: собрали налог с транспортных средств - вложи в дороги. Довольно много средств уходит на инженерное обустройство, и этим надо заниматься осознанно, начиная с градостроительного кодекса - чтобы впритирку к перекресткам не строились огромные комплексы, лишенные стоянок и ограничивающие обзор. Городские власти должны быть озабочены не только ростом коммерческой инфраструктуры, но и качеством проживания жителей.
 
- На что, кстати, тратятся штрафы за нарушения?
 
Штрафы, на мой взгляд, также должны направляться туда же, куда и дорожный налог. Сегодня они идут в бюджет субъектов федерации, где все собранное делится чохом. При этом есть бюджетный закон, где прямо записано, что МВД является оператором этих средств - хотя оно не получило на это ни копейки и ни одной административной единицы. В итоге сегодня взыскивается только порядка 30% штрафов. Надо упрощать порядок их взыскания. Ведь даже взятки даются инспекторам на дороге чаще всего потому, что водитель не хочет стоять в очереди в Сбербанке, заполнять огромные квитанции с десятками цифр и знаков. Несовершенен и процесс наложения штрафов - протоколы огромны, инспектор оформляет нарушение по полчаса.
 
- Вы ездите сами или предпочитаете служебный автомобиль?
 
- Удовольствие от езды по Москве сегодня ни один водитель не получает. Предваряя популярный у журналистов вопрос - обхожусь без мигалки, мне хватило 33 лет, которые проездил с ней. Кстати, мало кто знает, что право на приоритетный проезд дает только одновременное применение мигалки и звукового сигнала, все остальное - это «цветомузыка». Я не согласен с мнением некоторых правозащитников, что на дороге все должны быть равны. Два вида транспорта во всем мире имеют преимущество в движении: это общественный транспорт, который у нас оттеснен едва ли не на обочину городской жизни, и машины специального сигнала, которые должны оказывать помощь всем гражданам и участникам дорожною движения.
 
- Были ли у вас экстремальные случаи на дороге?
 
- Как пешеход я был оштрафован дважды, первый раз в день, когда у меня у меня родился сын, в 1968 г. Сегодня практика штрафов для пешеходов практически сошла на нет, хотя нередко они бывают причастны в возникновению аварийной ситуации. В автоаварии попадал 4-5 раз, но лишь раз по своей вине, в самом начале своей мобильной жизни - в тот день, когда мне исполнилось 18 лет. Тогда было такое правило: можно было сдавать на права за год до совершеннолетия, а начинать ездить по его достижении. Учились мы в автодорожном техникуме на грузовиках, а на практике мне дали Москвич, для первой командировки по Карелии. И так получилось - начало тянуть в сторону кювета, испугался, слишком сильно вывернул влево, чтобы ликвидировать занос, и при этом нажал на тормоза... создался крутящий момент. Еще обидней было, что из 15-20 проезжавших мимо водителей лишь один спросил: «Парень, тебе помочь чем-нибудь»? Так что, три месяца ходил без прав.
 
- Говорят, вы заядлый коллекционер и даже выпустили книгу?
 
- Я собираю все, что связано с автомобильно-дорожной тематикой - все «малые формы», от почтовых марок и значков, до открыток и фантиков. К этой тематике пришел еще когда учился в техникуме. Коллеги знают об этом увлечении и много помогают в собирания. Когда появилось больше свободною времени, занялся систематизацией, результатом чего стала книга «70 лет ГАИ в значках и жетонах». А этим летом вышел каталог почтовых марок, посвященных темам безопасности дорожного движения во всем мире. Все это помогает и в профессиональном плане, и является своего рода отдушиной для души.
 
Интервью опубликовано в журнале «Твоя дорога»
(№ 5, сентябрь-октябрь 2008г.)