«Парламентская газета », № 22, 3 апреля 2008 года

3 апреля 2008 г.
Получить субсидию – полдела. Только воспользоваться ею трудно
 
Прошедший в Совете Федерации «круглый стол» по теме «Проблемы реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» вызвал большой интерес в северных регионах, так как затрагивает один из самых злободневных и обсуждаемых здесь вопросов.
Например, в феврале Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Республики Карелия также рассмотрел ситуацию с государственной поддержкой граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Напомним, что согласно российскому законодательству отдельные категории граждан, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеют право получать жилищные субсидии, если они решили переселиться в более комфортные для проживания регионы России.
Одним из участников вышеназванного «круглого стола» был заместитель председателя Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Республики Карелия Вячеслав Романов, который ответил на вопросы нашего корреспондента.
 
Вячеслав Евгеньевич, как обстоят дела с господдержкой граждан, выезжающих в «несеверные» районы, в Карелии?
С 1999 года на переселение из федерального бюджета было получено более 26 млн рублей и выдано 74 жилищных сертификата, то есть по этой программе переселились 74 семьи (230 человек). По состоянию на 1 января текущего года количество семей, состоящих на учете для получения сертификатов – 557, это 1473 человека. В основном жители Карелии предпочитают переселяться в Ленинградскую область. Больше всего желающих переехать – в Лоухском районе республики.
 
За «круглым столом в Совете Федерации собрались представители многих регионов, которые говорили о наболевшем. К каким выводам вы пришли?
Действительно, в составе участников заседания были представители законодательных и исполнительных органов всех субъектов РФ, расположенных в зоне Крайнего Севера - от Чукотки до Карелии, сенаторы, депутаты Государственной Думы, руководители подразделений Минрегионразвития и Росстроя. Вел заседание председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации Федерального Собрания РФ Г.Олейник.
По общему мнению, главная задача по предоставлению реальной возможности для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в более благоприятные регионы социально незащищённым категориям населения - инвалидам, пенсионерам - в настоящее время решается неудовлетворительно. В то же время, содержание таких граждан на Севере обходится государству довольно дорого, а условия их проживания далеки от оптимальных. Основная причина такого положения - недостаточное выделение средств из федерального бюджета на финансирование программы по переселению северян.
После многочисленных обращений из северных регионов о необходимости скорейшего решения данной проблемы в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» средства на переселение по сравнению с последующими годами были увеличены практически в шесть раз. В 2008 году на эти цели предусмотрено 7485,35 млн. рублей, в 2009 году - 8450,25 млн. рублей и в 2010 году – 8717,7 млн. рублей. Но и этих средств явно недостаточно с учетом того, что сегодня 216 тысяч семей северян имеют право на переселение, из них 35 тысяч – семьи инвалидов.
 
Что же делать?
Участники «круглого стола» считают, что на государственном уровне необходимо признать - нельзя одновременно решать две государственные программы - переселение северян и развитие северных регионов. Необходимо определить регионы, откуда следует переселять людей, а куда следует вкладывать средства для закрепления трудоспособных граждан, устанавливать оптимальную численность населённых пунктов. 
Кроме того, нужно устранить существенные недостатки федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Речь о том, что Законом установлено пять очередей на получение жилищных субсидий, определяемых социальным положением граждан, - преимущественное право на субсидию имеют наиболее социально незащищённые граждане. При этом выделение средств для каждой последующей очереди производится после предоставления субсидий всем очередникам предыдущей очереди.
 
Получается, что в условиях ограниченного финансирования закона граждане, находящиеся в «нижестоящих» очередях, фактически лишаются возможности на получение жилищной субсидии?
Именно так. В связи с этим субъектами Российской Федерации постоянно поднимается вопрос о пропорциональном распределении средств между очередями. Во многих субъектах практически все средства, выделяемые на субсидии, расходуются на очередников первой очереди, среди которых большую часть составляют трудоспособные граждане, выезжающие из ликвидируемых населённых пунктов. Напомню, что по закону право на получение субсидий в первую очередь имеют жители закрывающихся населенных пунктов, во вторую – инвалиды 1 и 2 групп и инвалиды с детства, в третью – пенсионеры.
 
Вячеслав Евгеньевич, но ведь основная цель федерального закона – обеспечение субсидиями нетрудоспособных граждан?!
В том-то и дело. А решить эту проблему можно, если выделить нормы регулирования переселения лиц из ликвидируемых населённых пунктов другим федеральным законом, и из других источников финансирования.
 
На «круглом столе» не раз подчеркивалось, что проблема заключается не только в получении самой субсидии, но и в ее объеме. Из чего складывается сумма, выделяемая на переселение?
Вот как раз серьёзным недостатком федерального закона является установленный им механизм расчёта размера жилищных субсидий, который также не способствует решению задачи скорейшего переселения с Севера нетрудоспособных граждан. Предусматривается, что размер субсидий определяется исходя из: состава выезжающей семьи; социальной нормы площади жилья на каждого члена семьи; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предоставление субсидий в зависимости от стажа работы, времени проживания - для инвалидов, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ведёт к тому, что размер субсидии не превышает 70 процентов стоимости приобретаемого жилья. Но ведь не каждый, имеющий право на субсидию, может доплатить требуемую для покупки жилья сумму.
Не решён вопрос исчисления стажа или времени проживания на Севере для женщин, находившихся в отпуске по беременности и уходу за ребёнком.
Порой в той местности, куда люди хотели бы переселиться, стоимость жилья гораздо выше той стоимости, по которой оценивалось их сданное жилье, и сертификата не хватает на приобретение квартиры или комнаты. Порядок расчёта субсидий на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в регионе вселения, которая определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством российской Федерации (в настоящее время – Минрегионразвития), ведёт к установлению этим органом заниженных размеров средней рыночной стоимости квадратного метра жилья.
Также концепция федерального закона предполагает только один вариант правоотношений гражданина и государства – получение субсидии  на приобретение жилья в собственность. Но ведь многие граждане хотели бы получить жильё в регионе переселения по договору социального найма. Тогда и предоставление субсидии не требуется. Однако реализация такого целесообразного варианта пока не имеет ни законодательной базы, ни организационного механизма.
 
Таким образом, установленный порядок определения размера жилищных субсидий, о котором Вы сказали, ведёт к нарушению равенства, поскольку граждане, выезжающие в различные регионы, получают разные размеры жилищных субсидий, причём эта разница может составлять значительные суммы?
Безусловно. В частности, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития от 13.06.2007г. № 48 «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей жилой площади на второе полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2007 года» гражданам, выезжающим для проживания, например, в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, предоставляется жилищная субсидия из расчёта 9700 рублей за один квадратный метр жилья, а для выезжающих для проживания  в Москву – 53600 рублей, то есть более чем в пять раз! При этом законом не устанавливаются механизмы, регулирующие обоснованность выдачи жилищных субсидий гражданам для переезда в тот или иной регион Российской Федерации (например, возвращение на проживание в регион, откуда гражданин выехал для работы на Север), а также механизмы контроля и ответственности за использование ими средств, предоставленных на жилищную субсидию. А это создаёт широкую возможность для злоупотреблений.
Участники «круглого стола» высказались за то, что необходимо установить среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра жилья в целом по России, как это, например, сделано при выдаче сертификатов офицерам, увольняющимся из Вооружённых Сил.
Свои предложения мы изложили в рекомендациях Правительству, Федеральному Собранию, органам государственной власти северных субъектов и органам местного самоуправления.

Подготовил
Юрий Говердовский