Журнал "Промышленный вестник Карелии" (№ 82, 2008г.)

26 сентября 2008 г.
Строительная отрасль на пороге перемен
 
2 июля 2008 года Государственная Дума России на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регламентируют механизм создания саморегулируемых организаций (СРО) в области строительной деятельности. 11 июля этот законодательный акт был утвержден верхней палатой российского парламента – Советом Федерации, а затем подписан Президентом России. Прокомментировать этот документ мы попросили Председателя Комитета по экономической политике и налогам Законодательного Собрания Республики Карелия Валерия Васильевича Дубова.
 
Данный Федеральный закон, принятый недавно Госдумой, к сожалению, недостаточно продуман и нуждается в серьезной доработке. Закон предусматривает фактически отмену лицензирования строительной деятельности, а ответственность за качество возводимых объектов перекладывается на СРО.
При утверждении поправок в закон в Госдуме было принято решение о том, что на региональном уровне в строительном комплексе будут формироваться три типа СРО – из организаций, занимающихся изыскательскими работами, институтов, осуществляющих проектирование, и строительных организаций. Ранее выдвинутое предложение по формированию также СРО комплексного типа было отклонено. Кроме того, минимальное число организаций, необходимых для формирования СРО, было увеличено вдвое по сравнению с законопроектом, составив соответственно 50 организаций для изыскателей и проектировщиков и 100 – для строителей. Из-за этого формировать на региональном уровне (например, в Карелии) СРО по профилю деятельности (производство  стройматериалов, проектирование, реставрация и др.) будет на практике очень трудно – у нас просто нет такого количества организаций. Кроме того, в законодательстве чётко не прописан порядок формирования ассоциаций СРО и их управления.
 
Поэтому существует опасность, что за пределами сформированных СРО останутся многие компании-подрядчики, относящихся к среднему и малому бизнесу, они просто могут быть «вымыты» с рынка компаниями-монополистами.
Дело в том, что Закон устанавливает требования, которым должна отвечать некоммерческая организация для приобретения статуса СРО. Кроме требований по количеству членов для СРО, для каждой такой организации предусмотрен  компенсационный фонд.
 
Если СРО основано на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, то компенсационный фонд должен составлять не менее 500 тысяч рублей на каждого члена организации. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то фонд должен составлять не менее 150 тысяч рублей на одного члена организации. Для СРО, объединяющих компании, осуществляющих строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн. рублей на одного члена. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен составлять не менее 300 тысяч рублей.
 
Таким образом, этот законодательный акт призван стимулировать страхование в строительной отрасли, о чём давно уже говорили на всех уровнях. В то же время, обязательное страхование, введение которого обсуждалось в ходе подготовки закона, утверждено не было. По мнению депутатов Государственной Думы, введение обязательного требования к членам СРО о страховании ответственности может привести к существенному удорожанию строительства. Проектная документация уже и так проходит государственную экспертизу и за строительством осуществляется государственный надзор. К тому же, в целях стимулирования развития института добровольного страхования гражданской ответственности устанавливается, что СРО могут вводить такую обязанность для своих членов самостоятельно, то есть добровольно, коллективно применяя требования о страховании подобной ответственности. Вопрос в том, смогут ли представители малого бизнеса осилить страховые суммы и взносы в компенсационный фонд?
 
На наш взгляд, строительство – это не та отрасль, где можно бесконечно экспериментировать. Речь идет не только о технических вопросах, об имуществе, строениях, но и о жизни и здоровье граждан. «В отсутствие технических регламентов, совершенной нормативной базы, эффективных механизмов ответственности перед потребителями и внутренних отраслевых стандартов саморегулируемых организаций, контроль за качеством ведения работ становится затруднительными, сводятся до минимума возможности влиять на недобросовестных строителей.
Не случайно, в связи с этим губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко недавно высказала мнение, что отказ государства от лицензирования вообще является преждевременным решением, поскольку оно обеспечивало гарантии безопасности в строительстве, а также предупреждало возникновение проблем между застройщиками и участниками долевого строительства. «Если опять допустить возникновение стихии в этой отрасли, у нас опять появится множество компаний «Рога и копыта», - отметила она.
 
Напомню, что депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия ещё до принятия закона обращались в Государственную Думу России с предложением не спешить с его принятием, раз есть проблемные вопросы. На наш взгляд, логичнее было бы их рассмотреть до принятия закона, а не после. Кстати, по сообщениям прессы, только за последнее время в различные органы власти – Президенту России, Премьер-министру, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, Министерство регионального развития  РФ и др. – поступило более 900 обращений из 74 субъектов федерации о несостоятельности закона о саморегулировании в строительстве.
 
Учитывая, что многие технические регламенты в строительной отрасли ещё не разработаны и не приняты, было бы целесообразно внедрять СРО, не отменяя, в то же время, лицензирования. Это позволило бы государству контролировать эту очень важную отрасль и не позволит вытеснить с рынка предприятия малого и среднего бизнеса. Особенно это касается технически сложных объектов и объектов с большим пребыванием людей. То есть мы говорим о такой важной теме, как безопасность людей, которая должна регулироваться и контролироваться государством.
 
Материал подготовлен пресс-службой Законодательного Собрания Республики Карелия