"Защищать интересы Карелии". Газета "Карелия, № 142(1715) от 18 декабря 2007г.

19 декабря 2007 г.
О работе Комитета по социальной политике Законодательного Собрания РК рассказывает его председатель, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Михаил Мрыхин/
 
- Михаил Иванович, если можно, начнем с цифр. В прошлом созыве комитет по социальной политике подготовил и внес на рассмотрение парламента 43 вопроса, среди них в общей сложности 10 федеральных и республиканских законов. В этом созыве значительно больше: 138 вопросов, в том числе 25 проектов законов Республики Карелия и 10 проектов федеральных законов. С чем связана столь возросшая активность комитета?
- Полагаю, что во многом с личными качествами депутатов, которые входят в состав нашего комитета. Он объединил неравнодушных людей. Мы не можем отложить на завтра то, что необходимо сделать сегодня. Ведь в социальной сфере есть давно наболевшие, кричащие проблемы, и мы стараемся решать их как можно быстрее и эффективнее.
 Депутаты у нас действительно очень активные. За год мы подготовили и отправили в федеральный центр больше законопроектов, чем любой другой комитет, из них лично я внес 7 законопроектов. Многие из них касаются пенсионного обеспечения: например, законодательная инициатива об увеличении коэффициента, что позволит повысить базовую часть пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в среднем от 300 до 500 рублей. Направили мы свои поправки и в федеральный закон «О ветеранах»: считаем, что необходимо предоставлять меры социальной поддержки гражданам, которые относятся к категории «дети войны». Подготовлен законопроект о выплате двух пенсий инвалидам с детства, которые занимались трудовой деятельностью. 
 
 -  Это все, безусловно, очень важная и нужная работа. Но вот вы упомянули об острых  проблемах,  каких, например?
- Их немало. В частности, на последней сессии Законодательного собрания мы обсуждали очень серьезный вопрос, вызвавший бурную дискуссию. Он касается проезда наших неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно. Согласно «мудрому» письму, которое около года назад подготовило Министерство здравоохранения и социального развития России,  если отдых неработающего пенсионера был организован в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе и в региональных санаториях и домах отдыха, проезд гражданам не оплачивается. Вышеназванное письмо устанавливает странную норму, по которой пенсионер должен выезжать на отдых и лечение в более южные регионы.  Чиновники Минздрава вынуждают пожилого человека отправляться за тысячи километров, и это при наличии у нас в республике собственной санаторной базы. Зачем же мы тогда содержим тот же санаторий «Марциальные воды», дома отдыха?  При этом надо еще учесть, что при определенных заболеваниях лечение в условиях южного климата человеку просто противопоказано!
Абсурдность ситуации усугубляется еще и тем, что письмо Минздрава, по сути,  является сугубо внутренним ведомственным документом и не может иметь юридической силы. Это подтверждает судебная практика. Только в текущем году в Карелии по этому поводу с исками обратились 1149 человек, и во всех без исключения случаях суды признали правоту граждан. В пользу неработающих пенсионеров с отделения Пенсионного фонда России по Республике Карелия было взыскано почти 3 миллиона рублей. На сессии по инициативе нашего комитета депутаты приняли обращение к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, Председателю российского Правительства Виктору Зубкову и в Минздрав России с просьбой разобраться в ситуации.
На днях направили еще одно обращение в федеральный центр, на имя министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой. В соответствии с федеральным Законом о социальной защите инвалидов, возводимые сегодня жилые здания и объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы так, чтобы к ним был обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов.  В законе есть отдельная 16-я статья, которая предусматривает ответственность за неисполнение данной нормы.  Однако на деле заказчики или строительные организации к ответственности за это не привлекаются. Почему? Оказывается, всего лишь потому, что в дополнение к статье закона необходим еще и подзаконный акт, в котором было бы определено должностное лицо, исполняющее функции надзора и контроля. Представьте себе: депутат или представитель общественной организации выходит с важной и нужной законодательной инициативой в парламент, Госдума одобряет закон, Президент России его подписывает & Но закон или отдельные его положения не действуют только потому, что некий  чиновник уже на протяжении многих лет не выпускает документ, который мог бы уместиться на одной страничке!
 
- Карельский парламент, и ваш комитет в том числе, часто выступает инициатором проведения круглых столов и общественных слушаний по самым актуальным темам &
- Да, это так. Сейчас мы выбрали для себя еще одно приоритетное направление – охрану здоровья граждан. Недавно по инициативе фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании прошел круглый стол «План Путина: качество жизни –здоровье нации». На нем мы обсуждали далеко не только проблемы отечественной медицины.
 Мировая статистика показывает, что здоровье человека зависит от состояния медицины только на 10%, и то лишь в странах с развитой системой здравоохранения. Остальные факторы – это экологическая обстановка, генетические особенности, а также условия и образ жизни. Поэтому мы в первую очередь говорили о том, что необходимо повышать благосостояние людей, зарплаты и пенсии, ликвидировать социальное расслоение, повысить доступность качественного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Обсуждали качество наших продуктов питания и питьевой воды. Последней теме был посвящен отдельный круглый стол, потому что для Карелии она весьма актуальна: вода на севере очень слабо минерализована, в ней отсутствуют необходимые макро- и микроэлементы. К тому же для обеззараживания мы применяем такой метод, как хлорирование. Разливаем напитки в пластиковую тару, в составе которой содержится хлорвинил. Все это порождает высокую степень риска возникновения канцерогенных и мутагенных эффектов. Люди должны об этом знать, чтобы грамотно заботиться о собственном здоровье.
 
 - Недавний скачок цен на основные продукты питания ударил по кошельку многих жителей республики. Депутаты, безусловно, не обошли вниманием эту проблему?
 - Конечно, не обошли. Мы приняли обращение к Председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову и Председателю Правительства России Виктору Зубкову о выплате единовременного денежного пособия отдельным категориям граждан в связи с ростом цен. Оно уже направлено адресатам. Разумеется, это разовая мера, но она позволит оказать поддержку тем людям, которые сильнее всего пострадали от скачка инфляции.
 - Михаил Иванович, прислушиваются ли федеральные власти к голосу народных избранников Карелии? Как часто законодательные инициативы наших депутатов получают поддержку в Госдуме?
 - На первый взгляд, статистика не впечатляет: в виде федеральных законов принимается только около 2% законопроектов, поступающих из регионов. Однако это означает, что нас не слышат: многие наши предложения берут на вооружение депутаты Госдумы и на их основе выходят со своими законопроектами. Мы не ревнуем авторство, главное, чтобы дело делалось. Поясню также на примере: Карелия стала единственным регионом, где в прошлом году прошли общественные слушания по реализации пенсионной реформы с участием председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития Александры Очировой. Уже через несколько дней выработанные нами рекомендации лежали на столе у Владимира Путина. И сегодня мы видим, что многие из наших предложений воплотились в федеральные законы и указы. Конечно, нам хотелось бы, чтобы еще больше наших инициатив находили поддержку в Москве. Для этого нашей республике и необходим свой представитель в Государственной Думе, чтобы с его помощью защищать и отстаивать интересы Карелии.
 
 - Северной республике, думается, есть, чем поделиться с другими регионами. В Карелии накоплен немалый опыт в решении социальных вопросов, в том числе в области законодательной базы &
 - Да, это так. Скажем, далеко не все субъекты Федерации сохранили региональные законы «О ветеранах труда». В Карелии такой закон действует. В соответствии с ним сегодня ветеранам труда гарантирована 50%-ная скидка на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, они получают ежемесячную денежную выплату. С 1 января 2008 года в соответствии с законом, внесенным Главой Республики Сергеем Катанандовым и одобренным Законодательным собранием, ее размер увеличивается до 600 рублей, а с 1 июля 2008 до 700 рублей. Еще большая сумма положена реабилитированным лицам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий: 650 и 750 рублей в те же сроки.
 Нам удалось восстановить право неработающих пенсионеров, трудившихся в сельской местности педагогами, на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, без ограничения социальной нормы площади жилья. С этой законодательной инициативой выступила фракция «Единой России». Аналогичной мерой поддержки будут пользоваться пенсионеры, которые больше 10 лет трудились на селе врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками, социальными работниками учреждений социального обслуживания населения, а также специалистами учреждений культуры. С 1 января 2008 года они освобождаются от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, независимо от вида жилищного фонда.
 Депутаты поддержали законопроект, внесенный Сергеем Катанандовым, который позволяет детям-инвалидам со сложными нарушениями получать образовательные, медицинские и социальные услуги в дошкольных и средних общеобразовательных учебных заведениях. Важность этого закона трудно переоценить: он интегрирует детей, страдающих тяжелыми недугами, в общество, обеспечивает их полноценную социализацию. В эту категорию у нас в республике входит 51 ребенок дошкольного возраста и 285 школьников. На реализацию закона предполагается ежегодно выделять свыше 30 миллионов рублей. Карелия станет первым и пока единственным регионом России, где есть подобный закон.
 
 
Конечно, сделано не все из того, что задумано. Но хочу обратить внимание: сегодня мы обсуждаем уже совсем не те проблемы, которые стояли перед нами лет десять назад. Я являюсь депутатом с 1994 года, и хорошо помню, что тогда речь шла об элементарном выживании людей, о сохранении государства. Сейчас мы говорим о том, чтобы неуклонно повышать благосостояние граждан, обеспечить всем достойные условия жизни, об инновациях в экономике, о новых современных технологиях, значительных средствах, которые поступают в бюджетную сферу. У нашего государства появились силы и возможности для реализации серьезных, системных проектов. Это и есть главный итог деятельности как Президента и Правительства России, так и нашего Законодательного собрания, Главы Карелии и органов исполнительной власти республики. 
Беседу вела Наталья Овсянникова