Газета «Карелия», № 42, 19 апреля 2008 года

19 апреля 2008 г.
10 апреля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Материнский (семейный) капитал. Проблемы законодательства и правоприменительной практики». В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, представители законодательной и исполнительной властей регионов России, представители общественности. От Законодательного Собрания в мероприятии приняла участие заместитель председателя Комитета карельского парламента по социальной политике Лидия Суворова (фракция «Российской партии Пенсионеров»).
 
Разговор получился жесткий и предметный. Представители всех регионов России отмечали, что пока вопросов больше, чем ответов. Если говорить о системе формирования и использования материнского капитала, то, во-первых, следует отметить, что Пенсионному фонду, на который возложили полномочия по выдаче сертификатов на получение материнского капитала, необходима серьезная база данных обо всех женщинах, которые имеют право на получение семейного капитала. А такой базы пока нет, информацией пока владеют различные ведомства – о семьях социального риска, о попечителях, опекунах и усыновителях, о рождении детей и т.д. Чем это грозит? Тем, что когда наступит время получения материнского капитала, не будет скоординирована деятельность по его выплате между различными ведомствами.
 
Во-вторых, серьезные опасения внушают пробелы в существующем законодательстве – уже сейчас, на начальном этапе, при определении права на получение сертификатов, возникают коллизии. Например, как быть в случае, если женщина лишена родительских прав в отношении своего первого ребенка, а сегодня родила второго? Как быть с осужденными женщинами, родившими вторых детей? Многие из них не имеют регистрации по месту жительства, паспортов. А если женщина во время вторых родов родила двойню, почему материнский капитал положен только на одного ребенка?
 
В-третьих, проблема использования матерью положенного ей капитала – пока законодательно определено, что средства можно будет расходовать только на приобретение или строительство жилья, или на обучение ребенка, или на накопительную часть пенсии матери. Как показали социологические опросы, большинство женщин намерены использовать материнский капитал на первые две цели. Но, как отметила в своем выступлении Л.Суворова, необходимо решать вопрос о том, чтобы семья могла использовать средства на оздоровление ребенка, развитие его творческих способностей, в конце концов – на здоровое питание, а также на переобучение матери или получение ею новой специальности (ведь зачастую после рождения второго или третьего ребенка женщины теряют прежнее место работы).
 
В-четвертых, сам механизм выплаты материнского капитала – если представить, что большинство семей примут решение использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий, справится ли Пенсионный фонд с необходимостью выплатить в 2010 и последующих годах громадные суммы единовременно (в масштабах страны)? Не вызовет ли это катастрофического повышения цен на жилье? Есть еще проблема контроля за выплатой материнского капитала, пока неясно, кто будет осуществлять контроль за тем, каково к моменту получения средств положение матери и ребенка (например, не лишена ли женщина родительских прав).
Этот вопрос тесно смыкается с проблемой недостаточности доверия между обществом и властью – как отметила Л.Суворова, людям не совсем ясен механизм выплаты материнского капитала и возможности его использования (здесь явно не хватает информационной разъяснительной работы), а органы власти пока что проявляют нацеленность на то, чтобы максимально ограничить и проконтролировать людей. Эту ситуацию, считают участники парламентских слушаний, необходимо в корне менять – на самом деле у нас прекрасные молодые семьи, которые не истратят средства на посторонние цели. А семьи социального риска состоят на учете.
 
Карельские парламентарии считают, что сегодня уже необходимо подумать о страховом стаже матери. 5-6 лет учебы в вузе, 6-9 лет ухода за детьми – так женщина не сможет набрать необходимого страхового стажа для начисления пенсии. Депутаты ЗС РК считают, что в трудовой стаж женщин необходимо включать учебу в вузах, с этим предложением по инициативе Комитета ЗС по социальной политике уже обращались в Государственную Думу.
Участники парламентских слушаний в целом сошлись во мнении, что решить демографическую проблему в России с помощью рождения вторых детей невозможно, страну может спасти «трехдетность». То есть, необходимо предоставлять семьям право на получение материнского капитала не однократно, а и на третьего и последующих детей.
 
По итогам слушаний правительству РФ было рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона по расширению целевого использования материнского капитала на лечение детей, страдающих тяжелыми пороками, нуждающихся в длительном дорогостоящем лучении. Так как сохранение жизни ребенка и восстановление его здоровья является не менее важным, чем его обучение или улучшение его жилищных условий.
Кроме того, правительству РФ были даны рекомендации по использованию средств материнского капитала на приобретение земельных участков под строительство жилья, увеличению размера материнского капитала в случае рождения двоих, троих и более детей за одни роды.
В рекомендациях предусматривается также возможность предоставления права женщинам, проживающим в демографически неблагополучных регионах, получить материнский  капитал дважды - при рождении второго и третьего ребенка.
Участники слушаний призвали Правительство, кроме того, рассмотреть возможности увеличения размера материнского капитала в случае рождения у женщины двоих, троих и более детей в одни роды.
Со своей стороны глава департамента семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольга Шарапова предложила законодательно закрепить возможность получения материнского капитала женщинами в случае, когда в семье происходит трагедия - рождение мертвого ребенка.
Также участники слушаний предложили рассмотреть вариант направления средств на оплату строительства индивидуальных жилых домов хозяйственным способом, что особенно актуально для молодых семей, проживающих в сельской местности.
 
Правительству также предлагается рассмотреть возможность подачи заявления на получение сертификата по почте. Участники слушаний отметили, что в соответствии с действующим законодательством для получения материнского капитала документы в отделения Пенсионного фонда следует подавать лично. Вместе с тем, учитывая то, что территориальные отделения фонда зачастую находятся далеко от места жительства гражданина, обращение за получением сертификата на материнский капитал требует немалых финансовых затрат и времени. Особенно проблематичным становится получение сертификата для тех, кто проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Аналогичная проблема есть и у россиян, имеющих право на материнский капитал, и проживающих за пределами России. Эти граждане также должны предоставлять заявление и другие документы на получение сертификата лично в ПФР, то есть приезжать в Москву, напоминают депутаты.
 
По данным Пенсионного фонда РФ, в 2007 году было принято 356,6 тыс. заявлений на получение сертификата на материнский капитал, 313,8 тыс. семей уже получили сертификат. За три месяца 2008 года принято 128 тыс. заявлений, выдано 108,9 тыс. сертификатов.
Размер материнского капитала к 2010 году с учетом ежегодной индексации составит 370,63 тыс. руб. В 2008 году его размер с учетом двукратной индексации составляет 271,25 тыс. руб.
Говоря о проблемах, связанных с формированием системы, при которой президентская программа по материнскому капиталу начнет работать с отдачей, нельзя забывать о том, что это совершенно новая для России форма помощи семье, которая направлена на поддержку рождения и усыновления второго и последующих детей (к тому же в масштабах всей страны это громадные средства), поэтому всем вместе уже сейчас необходимо принимать продуманные и согласованные решения.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия