"Избраны народом и служим народу". Газета "ТВР-панорама", 30 января 2008 г.

5 февраля 2008 г.
Николай Иванович, традиционный в начале любого года вопрос: какие решения карельского парламента, принятые в прошедшем году, Вы считаете наиболее важными?
Значимых решений Законодательным Собранием было принято много: в области экономики и финансов, образования, законности и правопорядка, реформирования системы местного самоуправления, в сфере сельского хозяйства, охраны природных ресурсов и экологии, но скажу о самом главном - о социальных инициативах.
Увеличена на 8 процентов (это соответствует коэффициенту инфляции) единовременная денежная выплата медицинским и иным работникам специализированных противотуберкулёзных учреждений, подвергающихся риску заражения туберкулёзом при исполнении служебных обязанностей - при их выходе на пенсию. В два этапа увеличивается социальная поддержка следующим категориям граждан: в итоге с 1 июля 2008 года ветераны труда, труженики тыла, минёры, труженики тыловых границ будут получать единовременные денежные выплаты в размере 700 рублей, а реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от политических репрессий – в размере 750 рублей.
Малоимущим жителям республики облегчили процедуру получения официального признания своего статуса.
Граждан, работающих в организациях, которые финансируются из республиканского бюджета, приравняли в правах получения гарантий по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно, к гражданам, работающим в организациях, которые финансируются из федерального бюджета.
Восстановили право на пользование бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, без ограничения социальной нормы площади жилья, пенсионерам из числа педагогических работников, проживающих в сельской местности и проработавшим более 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Сейчас в Карелии проживает на селе около 1500 педагогов, получающих пенсию.
Усилили социальную поддержку пенсионеров, проживающих за пределами городов, и проработавших не менее десяти лет в муниципальных и государственных учреждениях в сельской местности РК и в поселках городского типа врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками, социальными работниками учреждений социального обслуживания населения, а также специалистами учреждений культуры. Форма социальной поддержки, предусмотренная законом – освобождение этой категории пенсионеров от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, независимо от вида жилищного фонда.
Повысили ежемесячную денежную выплату на 400 рублей дополнительно к получаемым 600 рублям каждому родителю погибших (умерших) военнослужащих, которые проходили военную службу по призыву и по контракту, и погибли (умерли) в период прохождения службы или умершие после увольнения вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате противоправных действий военнослужащих).
Законодательно закрепили право жителей Карелии при строительстве жилых домов и хозяйственных построек (за исключением построек и домов на дачных участках) один раз в двадцать лет получить по льготным ценам до 150 кубометров древесины.
Установили дополнительные гарантии работникам государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания при исполнении служебных обязанностей в виде обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем.
Уже с июля нынешнего года в Карелии (пожалуй, в первом и единственном из регионов РФ) будет навсегда исключено и из правового поля, и из обихода такое понятие, как «необучаемый» ребенок. Право на образование будет предоставляться всем детям с ограниченными возможностями в равной мере. На реализацию закона будет направлено 30 млн. 324 тыс. рублей.
Увеличили пособие на каждого ребенка-сироту, находящегося под опекой, попечительством, в семьях патронатных воспитателей до 5160 рублей (эта сумма еще увеличивается на размер районного коэффициента). Установили оплату труда приемному родителю, патронатному воспитателю в размере 2500 рублей на каждого ребенка (эта сумма тоже увеличивается на размер районного коэффициента и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера).
Обратились к Премьер-министру РФ В. Зубкову, Генеральному прокурору РФ Ю.Чайке и Министру здравоохранения и социального развития РФ Т.Голиковой по поводу выплаты компенсации неработающим пенсионерам за проезд к месту отдыха и обратно. Сегодня пенсионерам для получения положенной по закону компенсации приходится обращаться в суд, что не может не вызывать недовольства льготников и тревоги депутатов.
Повысили стипендии Республики Карелия для учащихся, студентов и аспирантов очной формы обучения образовательных учреждений профессионального образования и научных учреждений.
Теперь уже ни для кого не секрет, что социальная защищенность граждан напрямую зависит от экономического роста. По Вашему мнению, какие необходимы шаги для того, чтобы экономика Карелии позволяла формировать по-настоящему социально ориентированный бюджет республики?
Ваш вопрос касается не только тех решений, которые мы можем принять на республиканском уровне, но и решений, которые находятся в компетенции Российской Федерации.
В соответствии с принятым депутатами Законом Республики Карелия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия» в целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику республики инвесторам вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляется режим инвестиционного благоприятствования при реализации ими на территории Республики Карелия инвестиционных проектов, которые отвечают установленным законом критериям и требованиям. То есть, проект относится к приоритетным направлениям инвестирования, способствует увеличению рабочих мест и приросту суммарных отчислений в бюджет, осуществляет внедрение ресурсосберегающих технологий, имеет социальную значимость. Но этого недостаточно. Целесообразно было бы вернуться к так называемой «инвестиционной льготе» по налогу на прибыль, действовавшей до принятия Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривала уменьшение наполовину налоговой базы при условии капитализации средств в производство. Эта льгота была действенной, а механизм ее предоставления делал ее прозрачной и позволял осуществлять контроль за фактическим вложением средств в капитальные вложения.
Вообще в настоящее время с целью увеличения налогооблагаемой базы, а, соответственно реализации полномочий субъектов РФ в полном объеме необходимо пересмотреть отдельные положения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации в части перераспределения налоговых поступлений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Целесообразно было бы включать в доходы субъектов Российской Федерации налог на добычу полезных ископаемых, за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нормативу 100%, что стимулировало бы развитие в регионах горно-промышленного комплекса.
Если говорить о такой важной стратегической задаче, как сохранению регионального человеческого капитала, то следует отметить, что существенной мерой было бы зафиксированное в трехстороннем соглашении между предпринимателями, региональной властью и профсоюзами требование введения раздела о перспективном создании рабочих мест для местного населения в инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики. Это позволило бы формировать заказ на подготовку и переподготовку специалистов из коренного населения и обеспечило в дальнейшем сбалансированность регионального рынка труда.
Как Вы считаете, наше северное положение накладывает отпечаток, диктует какие-то особые требования к выбору направлений развития экономики Карелии?
Конечно, ведь наша республика живет в суровых природно-климатических условиях и, как следствие, у нас высокие затраты на производство и жизнеобеспечение населения. В Карелии низкая плотность и численность населения, это препятствует развитию емкого потребительского и финансового рынка и ограничивает строительство новых крупных объектов. Мы не можем не учитывать эти факторы при выработке мер налоговой, финансовой и инвестиционной политики.
Необходимо увеличение объемов финансирования из федерального бюджета строительства инфраструктурных объектов на условиях софинансирования с региональным бюджетом.
Действующий механизм налогообложения хозяйствующих субъектов не учитывает особенностей Севера, приводящих к завышению налогооблагаемой базы налоговых платежей, и не предусматривает возможных условий создания равной конкурентоспособной среды. Поэтому необходима разработка и принятие Федерального закона «О предоставлении организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, льгот по налогообложению и компенсации повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера». Существует также настоятельная необходимость ускорить разработку и принятие федерального закона, которым были бы установлены меры по созданию стимулов для расширения спроса на инновационную деятельность, для инвестирования в науку и инновационную сферу, снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта. Было бы целесообразно увеличить финансовую поддержку для развития транспортной инфраструктуры на Севере как за счет федеральных государственных, так и частных инвестиций. Очевидно, по данной проблеме необходимо принять программу государственной поддержки.
Николай Иванович, после выборов в Государственную Думу прошло уже достаточно времени для того, чтобы глубоко осмыслить итоги выборов и поддержанный курс развития страны. Как Вы считаете, в чем основные результаты выборов?
На мой взгляд, главное – это то, что мы все, россияне, не остановились на полпути. Возможно, впервые в России появился истинный национальный лидер, который не только знает, что делать, но и знает – как. Не менее важно и то, что граждане нашей страны не позволили затормозить темп развития, нашли в себе силы не повторить прошлые ошибки, которые так дорого обходятся всем нам.
Порой, когда смотришь репортажи о работе Законодательного Собрания, не совсем понятно – в чем сложность законотворческой работы? Ведь в основном люди думают – «Да чего там сложного для депутатов, зачем они голову ломают – взяли бы, написали текст полезного закона, да и приняли его сразу». Почему же порой так непросто проходит обсуждение и принятие законопроектов?
Вы знаете, законодатели не имеют права забывать очень важный постулат – свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот принцип должен присутствовать во всех принимаемых решениях, ведь даже из благих побуждений мы не можем принимать такие законы, которые могут ущемлять чьи-то права. Еще следует учесть, что любые изменения в действующие законы или новые законопроекты должны быть выверены буквально с ювелирной точностью. Все мы, граждане России в недалеком прошлом сталкивалось с серьезной проблемой, когда случалось, что один закон противоречил другому, или был не совсем продуман, что приводило или к большим трудностям для людей, или закон вообще «не работал».
Еще сейчас завершается основной объем законотворческой работы, связанной с реформой системы местного самоуправления – разграничение полномочий, а особенно имущества – дело непростое. Представьте себе – поделить права, обязанности и имущество в масштабе района!
Говоря о деятельности депутатов, нужно вспомнить ту часть их работы, которая порой остается как бы «за кадром» – они постоянно активно взаимодействуют со своими избирателями в районах. Чтобы отреагировать на все обращения граждан, просьбы, жалобы, на различные случаи бездействия или халатности некоторых руководителей, депутаты не просто тщательного анализируют каждый такой случай, но и своевременно, напористо действуют, требуют и, самое главное, - добиваются.
Мы, кстати, только за 2007 год провели четыре крупных выездных мероприятия в районах Карелии: в Олонце и Питкяранте, в Сегежском районе, в Элисенваара и в Ихала. Это не считая постоянных рабочих поездок.
Но депутаты подходят к решению республиканских проблем и с другой стороны – проводят вместе с общественность, представителями исполнительной власти, учеными и специалистами Парламентские слушания, организовывают деятельность рабочих групп по наиболее острым вопросам, в конце прошлого года провели целую серию «круглых столов». Темы были важные - социально-экономическое развитие республики, качество жизни и здоровье жителей Карелии, развитие образования, проблема чистой воды, энергетическая безопасность Карелии и другие. Эти заседания, как отметили участники, по сути, были общереспубликанскими совещаниями. И это правильно – только сообща мы можем решать  проблемы наших избирателей. Мы избраны народом и служим народу.