ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ ЗАКОН О ВЕТЕРАНАХ?

8 апреля 2011 г.
25 марта было оглашено решение Конституционного Суда Республики Карелия, который признал незаконными поправки в Закон РК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». Таким образом, восстановлена законодательная норма, которая действовала в этой сфере ранее, а вызвавшие столько критики изменения упразднены. Суд признал, что измененный закон нарушал права граждан (статьи 19, 23), а также принимался с процедурными нарушениями (ст. 43). 

Это судебное решение вызвало волну критики в адрес депутатов и аппарата Законодательного Собрания Карелии. Почему-то именно парламент сегодня объявляется «врагом» пожилых людей, покушающимся на их заслуженные льготы.

Так ли это на самом деле – разобраться пытаются немногие. А почему, вообще, необходимо было менять этот закон? Об этом мы поговорили с депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия, председателем Комитета по социальной политике, заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Михаилом Мрыхиным.
 
– Михаил Иванович, не вы ли – тот самый «враг» пенсионеров и ветеранов? Зачем депутаты вносили изменения в такой хороший закон?
– Первое, что я хотел бы сказать. Попытка «назначить» депутатов виновными в ситуации с принятием и отменой изменений в Закон о ветеранах выглядит нелепо. Давайте не будем искать «стрелочников», а лучше разберемся по существу в том, что произошло.

Для начала поговорим о законе как таковом. В меньшинстве регионов Российской Федерации есть региональные законы о льготах для ветеранов. Взять для примера ближнего нашего соседа – Санкт-Петербург. В скобках заметим, что это не самый бедный город России. Так вот, там такого закона никогда не было. Сейчас он только готовится. Подобные законы действуют в считанных субъектах федерации.

У нас в Карелии этот закон был принят в 1995 году. И все эти годы ветераны труда пользовались и пользуются существенными льготами, которых не знают пожилые люди в большинстве регионов. И тогда, в 95-м, я был одним из тех, кто этот закон вносил. Это был самый первый закон в России! Потом, глядя на нас, принял закон Архангельск, другие регионы, но это было уже значительно позже, в 2000-х годах. Так что объявлять меня «врагом» закона о ветеранах может только человек с очень сильно развитым воображением. Поверьте, делал и делаю все, чтобы наше региональное законодательство было лучшим в России и действовало исключительно в интересах людей.

Точно так же из моих коллег по Законодательному Собранию не надо делать этаких злодеев, которые спят и видят, как у старика кусок отобрать. Так ситуацию рисуют, как правило, люди, которым это либо политически выгодно, либо некогда изучить закон и разобраться, что в нем было, какие изменения внесены, что мы в итоге имеем & Это, знаете ли, не лучший путь обсуждения законодательства.

– Чем хорош закон 1995 года?
– А вот сравните. Только в двух субъектах федерации – в Карелии и Архангельской области – присвоение звания «Ветеран труда» шло по двум основаниям: это, во-первых, региональные награды и почетные звания, и, во-вторых, стаж. Во всех остальных регионах присвоение звание шло и идет исключительно по стажу.
Самые низкие уровни стажа – у нас и в Архангельске. Это для мужчин 35 лет, для женщин – 30. Во всех остальных регионах эти стажевые уровни значительно выше. Ну, например, в Рязани – это, соответственно, 45 и 40 лет.

У нас закон был принят раньше всех, и он был самым благоприятным для людей. С самыми льготными условиями для присвоения звания «Ветеран труда».

– Зачем же понадобилось его менять?
– Закон может быть очень хорошим, но я не знаю ни одного совершенного закона. Всегда есть что улучшить. Так и в этом случае. Наш по многим основаниям передовой закон, все-таки учитывал далеко не все категории граждан, которые могли бы с полным основанием претендовать на льготы. Моя личная задача и задача фракции «Единая Россия» состояла и состоит в том, чтобы наш хороший закон сделать еще лучше. И это нормально!

Почему-то в Карелии многие люди, с легкой руки политиков, восприняли внесенные полгода назад изменения как безусловное зло. Хотя не надо было делать из всего этого трагедии. То изменение, которое вступило в силу с 1 января 2011 года, не было фатальным и окончательным. Ведь законотворчество – это всегда живой процесс, который не останавливается, всегда находится в развитии. И надо просто иметь немного мудрости и терпения, чтобы понять и оценить все законодательные новации. Работа над законом активно продолжается.

Работает большая рабочая группа депутатов под эгидой Комитета по социальной политике ЗС и фракции «Единая Россия», которая в тесном сотрудничестве с командой губернатора Нелидова сегодня пытается учесть все случаи, когда человек мог бы претендовать на звание «Ветеран труда» и все основания для присвоения этого звания. И тут не надо торопиться. Спешка, как говорится, хороша при ловле блох. А мы хотим сделать закон максимально приближенным к нуждам людей.

– Михаил Иванович, вы могли бы привести хоть один конкретный пример, почему действующий с 1995 года закон «О ветеранах» несовершенен и требует изменений?
– Могу привести десятки таких примеров! Например, мы сейчас  готовим предложение о расширении на пять номинаций перечня наград, которые дают основания для получения ветеранского звания. В законе 1995 года не были учтены такие звания, как «Человек года», лауреат года. То есть люди, особо отличившиеся в труде и за это награжденные, претендовать на звание ветерана почему-то не могли. Хотя эти номинации были поименованы в республиканском законе о госнаградах. Это надо менять? Надо!

Другой пример. В законе 1995 года основанием для присвоения ветеранского звания были Грамоты Президиума  Верховного совета Карело-Финской ССР и Карельской АССР. Но почему-то Грамота Законодательного Собрания Республики Карелия не являлась и не является основанием для присвоения звания. Это, по-вашему, справедливо? Надо менять! То же самое касается такой высокой в свое время награды, как Грамота Совета Министров Карельской АССР – ее тоже нет в законе & Далее: «Лучший человек» и «Почетный гражданин Республики Карелия». Эти звания не являлись и не являются основанием для присвоения звания ветерана, и это тоже надо менять.

Вот очень важный момент. Мы сегодня часто говорим о демографии, о повышенном внимании к детям, матерям, многодетным семьям. Но мало кто обращает внимание, что, по нашему закону, ветераном труда не может стать многодетная мать, воспитавшая трех и более детей до совершеннолетия. Точно так же ветераном труда не могут стать мать или отец, которые воспитали до совершеннолетия хотя бы одного ребенка-инвалида. А ведь это огромный труд, и мы с вами понимаем это! А закон 1995 года это не учитывает! И вот сегодня наша рабочая группа рассматривает предложение устранить эту несправедливость. Кто-то возьмется с этим спорить? Это не нужно?

Кстати, автором этой поправки является не кто иной как Глава республики Андрей Нелидов, которого тоже почему-то в СМИ объявили «врагом» ветеранов. Это просто глупо.

Мы также предлагаем усовершенствовать институт стажа при присвоении ветеранского звания. Тут тоже был ряд проблем. Мы предлагаем учитывать стаж по двум направлениям. Во-первых, чтобы учитывался общий стаж 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, который отработан в любой точке Российской Федерации. Пусть в Сочи, пусть в Геленджике – коль человек отработал, а потом переехал в Карелию, то он все-таки заслуживает звания ветерана. Ведь люди трудились, и трудились на благо нашей Родины. И второе направление – это стаж, наработанный в регионах крайнего Севера, в том числе и в Карелии. И тут все остается по-прежнему: 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.

Вот такие основные предложения сейчас рассматриваются в рабочей группе. Пока я не слышал ни одного серьезного аргумента против этих предложений. И ругают нас в основном те, кому, наверное, просто все равно, кого и за что ругать. А когда люди начинают вникать и разбираться – тут у них отношение меняется.

– Основным противником изменения закона выступило карельское отделение партии «Справедливая Россия». А сегодня представители этой партии участвуют в работе вашей рабочей группы?
– Конечно. Членом рабочей группы является депутат, представляющий фракцию «Справедливая Россия», Григорий Фандеев. Думаю, что он вполне сознает и трудность, и важность этой работы, и его мнение всегда звучит и учитывается в работе. Никто не может сказать, что мы игнорируем позицию «Справедливой России». Мне лично кажутся не вполне уместными политические спекуляции на эту тему.

– Есть ли у вас уверенность в том, что вы доведете эту работу до конца и вскоре дадите пожилым людям в Карелии новый, усовершенствованный закон «О ветеранах»?
– Есть общее понимание важности этой работы, есть полное взаимодействие с Правительством и губернатором. Не вижу, что может нас остановить.

– Повлияет ли на ход вашей работы решение Конституционного суда Карелии?
– В какой-то мере, наверное, повлияет. В том смысле, что мы постараемся еще тщательнее отточить все предложения и сделать закон если не идеальным, то максимально безупречным. Возможно, теперь на это потребуется несколько больше времени, но работа все равно будет закончена.