В чьих интересах изменения в Закон о выборах?

4 мая 2011 г.

На последнем заседании Законодательного Собрания Республики Карелия 21 апреля в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», который вызвал неоднозначную реакцию у депутатов.

В частности, несогласие с законопроектом высказали депутаты от депутатского объединения «Справедливая Россия», фракций КПРФ и ЛДПР. Их, в первую очередь, не устраивает методика распределения мандатов на будущих выборах в Законодательное Собрание Карелии. Эту позицию прокомментировал заместитель председателя Конституционного комитета Сергей Ушаков (фракция «Единая Россия»):

– Эту методику наши оппоненты называют «методом империале», хотя во свеем мире её называют «методом делителей». Давайте спокойно, без нагнетания страстей, разберемся – что это такое. 
Для примера возьмём выборы в ЗС РК 2006 года. Тогда, при применении «метода квот», из 25 мест партия «Единая Россия» получила 11,  «Справедливая Россия» - 5, КПРФ – 4, Партия Пенсионеров – 3 и ЛДПР – 2 места.

По результатам выборов за партию «Единая Россия» проголосовали 71 235 избирателей; за «Справедливую Россию» – 29 628; за КПРФ – 23 371; за Партию Пенсионеров – 22 074 и за ЛДПР – 16 214 избирателей.
Несложный подсчет показывает, что на одного избирателя партии «Справедливая Россия» приходилось 2,4 голоса за партию «Единая Россия». На одного избирателя партии КПРФ приходилось 3,04 голосов за партию «Единая Россия».

По логике, и мест в карельском парламенте у победившей партии должно быть во столько же раз больше. То есть, если 5 мест достались партии «Справедливая Россия», то партия «Единая Россия», которая набрала в 2.4 раза больше, должна была получить 12 мандатов (но она получила, напомню, 11). 4 места КПРФ, которая набрала в 3 раза меньше голосов, чем единороссы, тоже должны были привести к 12 мандатам партии «Единая Россия». Но не привели.

Все специалисты, занимающиеся проблематикой выборов, единодушны во мнении, что старый метод не способен рассчитать реальное соотношение между партиями соответственно поданным за них голосам. Происходит это по одной причине. После первичного распределения мандатов по «методу квот» применяется правило наибольших остатков. То есть в расчёт принимаются десятые и сотые доли процента голосов, отданных за ту или иную партию. Например, на выборах 2006 года естественная квота составляла 6900 голосов (то есть, чтобы получить один мандат, надо чтобы за партию проголосовало 6900 избирателей). После первичного распределения мандатов естественная квота уменьшается сначала до десятых, то есть до 690 голосов, а затем и до сотых (КПРФ имело остаток 38 сотых процента, а ЛДПР – 34 сотых) – то есть 276 голосов. А избирательная квота, как мы помним, составляла 6900 голосов!

Таким образом, если бы в 2006 году применялся «метод делителей», который предложен в данном законопроекте, «Единая Россия» получила бы 12 мандатов, но это как раз и соответствовало бы реальному, а не надуманному соотношению голосов избирателей.

Подводя итог, хочу подчеркнуть: главной задачей «метода делителей» является устранение явно абсурдной ситуации, при которой 1 сотая процента от квот (а это может быть и 30, и 40 голосов избирателей) дают партии полновесный, «стоимостью» в несколько тысяч голосов мандат, и при этом набравшая абсолютное большинство (более 50 процентов) голосов избирателей партия может получить меньше половины мандатов. Партии, которые вспоминают об избирателях только накануне выборов в парламент, естественно, будут выступать за старую методику подсчёта голосов, которая позволяет при небольшом количестве поданных за них голосов иметь лишний мандат в Законодательном Собрании. 

Так что изменения в действующий Закон РК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» вносятся в интересах, в первую очередь, избирателей, с целью более полного и справедливого учёта мнения жителей республики на выборах в Законодательное Собрание нашей республики.