Качественное преподавание истории – государственная задача

25 марта 2009 г.
24 марта в Большом зале Законодательного Собрания Республики Карелия прошёл «круглый стол» по теме: «Подготовка выпускника к практической деятельности и повседневной жизни через историческое образование», организованный Комитетом ЗС РК по образованию, культуре и делам молодежи. В нём приняли участие депутаты ЗС РК, представители Министерства образования РК, научной и педагогической общественности.      
Открывая заседание «круглого стола», Заместитель Председателя ЗС РК Галина Разбивная сказала, что депутатам важно знать истинное положение дел с преподаванием истории в школах, средних специальных и высших учебных заведениях Карелии. Сейчас в российском обществе, в том числе на самом высоком уровне, обсуждается проблема школьного гуманитарного образования, качества школьных учебников по историческим дисциплинам, уровень подготовки учителей истории. «И это не случайно, - отметила Г. Разбивная, - так как на учителе истории лежит огромная ответственность за формирование будущего гражданина, патриота России, за нравственное воспитание будущих поколений».

Основной тон дискуссии задали декан факультета повышения квалификации ПетрГУ Татьяна Агаркова, выступившая с докладом «Задачи современного школьного исторического образования», и начальник отдела стандартов и программ общего пользования Министерства образования РК Александр  Морозов, который рассказал о региональной составляющей в школьном историческом образовании.
Т. Агаркова рассказала о новых методах преподавания истории, о роли семьи и школы в воспитании гражданина России. «Урок истории – это осмысление прошлого для понимания процессов настоящего времени» -  отметила Татьяна Ивановна.
А. Морозов остановился на проблемах изучения истории Карелии в школах республики. Изданный в своё время учебник по истории нашего края для 10-11 классов был признан одним из лучших школьных учебников по истории в Российской Федерации. Но уже второй год действует новый Федеральный образовательный стандарт, в котором нет чётко прописанного регионального содержания образования, что сдерживает работу над новыми региональными учебниками краеведческой направленности.

 Выступившие вслед за ними учителя истории петрозаводских школ говорили о наиболее актуальных проблемах преподавания истории.
Ирина Виноградова (школа № 38) говорила об изучении учебного предмета «Моя Карелия», о необходимости регионального учебника по истории для младших классов. Учитель Лицея № 1 Анжелика Гуденко обратила внимание на важность формирования нравственной позиции ученика на уроках истории. Светлана Королева (Лицей № 40) поделилась таким интересным опытом организации внеурочной деятельности по истории, как Образовательный фестиваль. Дарья Харлашкина, учитель Гимназии № 30, рассказала об опыте формирования навыков школьников для осуществления межкультурного диалога, воспитания у детей толерантного отношения к представителям других народов и культур.
Учитель истории Державинского лицея Владимир Яговзик считает, что «история» как школьный предмет немыслим без идеологии, и сегодня политики пытаются переложить на плечи учителя поиск этой идеологии. Поэтому  нужен определённый «социальный заказ» со стороны государства на преподавания истории в средних школах России, чёткий идеологический ориентир для преподавателя. С ним согласилась учитель Университетского лицея Светлана Нестерова, которая подчеркнула, что воспитательная функция именно у учителя истории – одна из главнейших. Воспитывать патриотов своего Отечества – задача и государства, и школы, как государственного института. «Современную Россию способны возродить люди, знающие и любящие свою историю» - считает С. Нестерова. В связи с этим она отрицательно отозвалась о вводимой системе тестирования по истории при поступлении в вузы. По её мнению, при внедрении ЕГЭ по истории воспитательная функция учителя уходит на задний план, идёт элементарное «натаскивание» ученика на результат.

Вице-спикер карельского парламента Галина Разбивная выделила важность этой проблемы, и отметила, что об этом говорят и многие старшеклассники. На недавно прошедших в ЗС РК детских парламентских слушаниях одна из учениц сказала, что подготовка к ЕГЭ отвлекает от получения глубоких знаний по ряду предметов.    
Подводя итог дискуссии, Председатель Комитета ЗС РК  по образованию, культуре и делам молодежи Елена Ворошило попросила участников сегодняшнего разговора совместно подготовить рекомендации «круглого стола», которые будут доведены до всех заинтересованных сторон и обязательно будут учтены при работе депутатами Законодательного Собрания Карелии.

Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия