Вопрос о сельской школе - это вопрос о праве ребенка на образование

18 февраля 2013 г.

   В условиях кардинальных изменений всей системы образования, невозможно обойти вниманием сельские школы, почти треть из которых  являются  малокомплектными. Так, в Карелии 53 процента школ расположены на селе, и обучаются в них двенадцать с половиной тысяч учащихся. В целом по России, в сельской местности расположены почти 70 процентов школ. Какой должна быть сельская школа? Как привлечь специалиста в сельскую школу и обеспечить качественное образование? Чем живет школа на селе? Необходимы ли изменения в законодательстве, как механизм поддержки и развития сельских школ? Все эти вопросы стали предметом обсуждения на «круглом столе»: «Малокомплектная школа: законодательный аспект, проблемы, перспективы развития» в Законодательном Собрании Республики Карелия.
   Ни для кого не секрет, что состояние школы на селе оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие поселения, на культурно-образовательный уровень его жителей, решение демографических проблем, а зачастую и на перспективу самого его существования.  Вице-спикер карельского парламента Ирина Петеляева (фракция «Справедливая Россия») открывая заседание, привела слова Президента России Владимира Путина, о том, что к судьбе малокомплектных школ надо подходить с особой ответственностью, не определяя их ценность только соотношением количества учеников и учителей. Вице-спикер обозначила самым актуальным вопросом материальную и кадровую поддержку сельских школ, создающих основу для развития села: «В республике 122 сельские школы, 47 из них – малокомплектные. Малокомплектная сельская школа – уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье».
  Одним из вопросов, требующих решения на законодательном уровне, считает Ирина Петеляева,  является вопрос критериев отнесения школы к  малокомплектной сельской или рассматриваемой в качестве таковой.  - Парламентская рабочая группа, которая уже начала работу над новым республиканским законопроектом «Об Образовании», при определении критериев подобного образовательного учреждения, будет учитывать и численность, и удаленность, и транспортную доступность, - рассказала вице-спикер, - тогда как ранее основным критерием являлась численность обучающихся.
   Действительность такова, что школы в поселках городского типа выполняют те же функции, что и сельские школы, а финансируются как городские. Заместитель председателя парламентского Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Татьяна Струкова (фракция «Единая Россия») разделяет мнение участников «круглого стола» о том, что понятие малокомплектной сельской школы не точно. - В это понятие не вошли другие сельские школы, школы поселков городского типа, отдаленные школы в городах. В малокомплектной сельской школе проблема номер один – это проблема кадров. И когда мы говорим о привлекательности сельской школы, прежде всего, мы говорим об учителе. Кроме решения кадрового вопроса, высокий уровень образования обеспечат современные оборудование и учебные материалы, скоростной интернет, - отмечает депутат.
  Заместитель Министра образования Республики Карелия Татьяна Васильева, заведующая научно-исследовательской лабораторией  теории и практики развития сельской школы Карелии КГПА Зинаида Ефлова, начальник отдела образования Администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен, директора сельских школ в своих выступлениях подчеркивали важность поднятых на «круглом столе» проблем. После широкого обсуждения выработаны рекомендации как Законодательному Собранию по внесению изменений в действующие Законы, так и Министерству образования Республики Карелия в части кадровой политики и социальной поддержки педагогов на селе и органам местного самоуправления, которые должны создавать условия режима благоприятствования сельских школ.

  В заседании «круглого стола» приняли участие: Ирина Петеляева (фракция «Справедливая Россия»), Эмилия Слабунова (фракция «Яблоко»), Татьяна Струкова, Анатолий Васильев (фракция «Единая Россия»), Александр Меркушев (фракция КПРФ).