Вице-спикер Законодательного Собрания Республики Карелия Галина Разбивная выступила перед студентами КГПА

2 декабря 2011 г.

Вице-спикер Законодательного Собрания Республики Карелия Галина Разбивная выступила перед студентами Карельской государственной педагогической Академии на IV Международной научно-практической конференции «Выбор Пути: совместная ответственность молодого и взрослого. Развитие потенциала наставничества».

Галина Анатольевна поделилась со студентами некоторыми размышлениями на заданную тему. Публикуем выступление Галины Разбивной.
 
- В предложенной теме конференции есть два ключевых слова: выбор и путь! Есть два важных: молодёжь и взрослый. Есть, на мой взгляд, уязвимое – наставник! Предположу, что наставник как и любовь уязвимы, потому что и в наставничестве, и в любви может отсутствовать взаимность. А вот уважаемое в России понятие дружба не возможна без взаимности. Наставник, ставить, наставлять, ставленник, ставни – слова однокоренные! А если того, кого поставили наставником «самодур»? Или думает слишком легко? А может, ненавидит слишком часто? А если умеет только спешить и не умеет ждать?
Убеждена, что если ты уже наставник тебе предстоит понять, что ты не можешь быть впереди, но и не сзади. Наставник не имеет права вести за руку. Возможно, его роль – «невидимки», который где-то рядом. Это как в жизни, когда у подростка в семье вместо биологических родителей – мачеха или отчим (даже если это очень добрые люди), им важно постараться не брать на себя роль отца или матери, не становиться учителем, или воспитателем. Куда надёжней быть уважительным, другом, постараться нравиться. Построить доверительные отношения на взаимности – это высокое нравственное искусство, которого нам всем не хватает, которому нельзя научиться, но которое можно отыскать в себе.
 Какой путь может выбрать взрослый, близкий к детству, к юношеству? Думаю, такому человеку надо:
- знать мир юного поколения;
- понимать, что детство и юность – это царствие свободы, а доверие и признание старших по возрасту к молодому другу это и есть авансирование достойной жизнедеятельности и в детстве, и в юности, и во взрослой жизни. Современный подросток ждёт позитивного отношения, другого не приемлет ни на уроке, ни в походе, ни в беседе.
 Как я лично пытаюсь строить отношения с юными?
 - Слушать и слышать!
 - Не помогать, если не просят!
- Не выяснять отношения, а продолжать их.
- Не давать оценок поступкам и не обвинять.
- Помнить, что принцип прощения главный принцип положительного влияния на младшего товарища.
- Не навязывать и не давить.
- Не доводить дело до обиды, так как обида очень глубокое чувство, оно прерывает или прекращает общение.
- Не злословить, так как злословие сокращает словарный запас до безобразия, унижает того с кем ты общаешься.
Получается ли это? Не всегда. Я стараюсь намекать молодому другу, что самая сладкая месть – прощение, что самый богатый человек – щедрый. Говорить, что я счастливый человек, потому что нахожусь рядом с молодым.
Чего я боюсь в отношениях между учителем и учеником, наставником и тем, кого он ведёт? Страшно, когда эти люди всё знают, эти всезнайки тормозят развитие юного. Опасно, когда взрослый прилагает сверх усилия, сверх отношения, сверх думание и это же предлагает юному другу. Все сверх усилия – всегда насилие. Взрослые должны понимать, что они слабее молодого и даже их замечательный опыт, нагрузка не только для его личной персоны. Педагоги («наставники») родители, не имеют право сравнивать одного ребёнка с другим, это абсолютно некорректно. Януш Корчак писал: «Это всё равно, что сравнить берёзу и дуб. Сказать дубу, что же он такой тёмный, когда берёза такая белая».
Если бы нам, взрослым удалось быть более аккуратными, более чистыми и честными, более благородными и просто добрыми, мы бы перестали отбирать надежду у наших детей, ориентировали бы молодых не на успех, а на дорогу к возможному успеху. А это тоже искусство. И ему не учат даже в педагогической академии. Туда уже должны прийти на конкурсной основе абитуриенты, у которых уже было высокое признание в школе, в классном коллективе, в детско-юношеском общественном объединении. Надо уметь разглядеть этих «своих» среди подростков, зазывать их в учителя. Давно понимаю, что давать разрешение выпускникам ВУЗа на работу в школе, например на преподавание физики с тройкой в дипломе по физике, или с тройкой по психологии, педагогике, методике – нельзя. Директор школы не должен допускать таких «учителей» к работе. Было бы хорошо, даже при нехватке учителей, объявлять конкурс на вакантные места через газету уже в а преле каждого года.
Двадцать лет назад у нас во Дворце творчества детей и юношества города Петрозаводска появилась Доверительная грамота педагога. Это грамота, как зерцало, в котором педагог, учитель, воспитатель, лидер молодых видит или не видит себя. Видит если:
- Ищет или имеет собственную уникальную миссию в жизнетворчестве с юношеством.
- Если относиться к юноше, как к источнику своего, в том числе профессионального горения и его юношеского творческого дерзания.
- Признаёт коллегу как возможность своего человеческого роста.
- Является посредником между детством и взрослым миром.
- Причащается и причащает других культурным отношением через умножение ценностей.
- Является любомудрым союзником науке.
- Мерит свой внутренний и внешний мир красотой.
- Ценит в других не сходство, а инаковость.
- Ощущает себя вершиной времени Челом-Века.
- И очень плохо, если:
- Стремится к исполнению должностной роли.
- Видит в юноше отражение себя.
- Воспринимает коллегу как конкурента.
- Является нравоучителем взрослых правил.
- Предаётся массовой культуре и унижается наукой.
- Сравнивает и оценивает.
Угнетается временем, в котором живёт.
Обращаюсь к участникам конференции юношам и девушкам. Вы уже проживаете жизнь, которую более взрослое поколение не знает и не понимает, и будете жить в таком времени и мире, который нам не придётся понять. Вы не лучше нас и не хуже – вы совершенно другие и хочется вам сказать: «Не кричите, не повышайте тон на свой мир, на тех, кто рядом с вами, «кричать» намного проще, чем не кричать. Не кричите, потому что мы, ваши старшие почитатели, крика не слышим.