В Законодательном Собрании прошли парламентские слушания по проблемам лесного комплекса

2 ноября 2012 г.

Сегодня в Законодательном Собрании Республики Карелия по инициативе Комитета по природным ресурсам и экологии прошли парламентские слушания на тему «Лесной сектор Карелии: проблемы и пути их решения».
В слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания, члены Правительства Республики Карелия, представители министерств и ведомств Республики Карелия, органов местного самоуправления, руководители предприятий и организаций лесного сектора, представители общественных организаций и научного сообщества.
Открывая слушания, председатель парламентского Комитета по природным ресурсам и экологии Александр Люшин (фракция ЛДПР) подчеркнул, что в Карелии леса и лесопользование играют значительную роль в экономике республики и жизни населения. Большое количество карельских деревень и поселков целиком зависит от использования лесов. Тем важнее для Карелии то, насколько рационально эти леса используются, кто и как управляет и распоряжается лесами, что ожидает эти леса в будущем. Поэтому на парламентские слушания вынесены вопросы, которые отражают реальное состояние лесного сектора  Республики Карелия в целом и общие проблемы предприятий отрасли, затрагивают мероприятия по стабилизации и развитию данного сектора экономики, а также проблемы арендных отношений при использовании лесов и вопросы совершенствования лесного законодательства.

С основным докладом на тему «О реальном состоянии лесного сектора Республики Карелия и  перспективах его  развития» выступил Министр по природопользованию и экологии Республики Карелия Виктор Чикалюк.
Он отметил, что в последнее время лесные проблемы становятся все более сложными. Возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Увеличиваются угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы противодействия нелегальному лесопользованию. Лесной сектор все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на изменения экологических требований, глобализацию рынков, усиление конкуренции продукций и технологий.
Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов отражены в Лесном плане Республики Карелия, разработанном на период по 2018 год. На период до 2015 года Лесным планом Республики Карелия предусмотрено постепенное увеличение площади лесного фонда, находящейся в аренде для осуществления видов деятельности, не связанных с заготовкой древесины.
Министр остановился на таких проблемах развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) республики, как проведение межевания и кадастрового учёта лесных участков, возникновение несанкционированных свалок на территории гослесфонда и других. Виктор Чикалюк также сообщил, что в настоящее время задолженность целлюлозно-бумажных комбинатов по оплате поставленной древесины лесозаготовительным предприятиям республики составляет около 160 миллионов рублей. С начала года в Карелии были расторгнуты 16 договоров лесной аренды с теми лесозаготовительными предприятиями, которые не расплачивались за использование выделенных лесов.
С содокладом «Общие проблемы  предприятий лесного сектора Республики Карелия и пути их решения» перед участниками слушаний выступил Председатель Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики Карелия Андрей Пладов. Он отметил наиболее острые проблемы развития лесозаготовок в нашем регионе. Так, задержки расчета целлюлозно-бумажных комбинатов за поставленную древесину привели к ухудшению финансового состояния лесозаготовительных компании Карелии. В частности, Кондопожский ЦБК не рассчитывается с некоторыми поставщиками с апреля нынешнего года, Сегежский ЦБК из-за затоваренности сырьем вообще перестал закупать древесину, а Питкярантский целлюлозный завод обратился в Арбитражный суд Карелии с иском о признании предприятия банкротом и также прекратил оплачивать поставки сырья.

В ходе слушаний с сообщениями выступили депутат ЗС РК Николай Салакка (фракция «Справедливая Россия»), который рассказал об арендных отношениях при использовании лесов и высказал свои соображения по совершенствованию законодательства в этой сфере; генеральный директор ГУП РК «Мост» Геннадий Тимохов, коснувшийся такой важной темы, как обеспечение строительства и содержания лесотранспортных дорог и дорог общего пользования Республики Карелия; директор Карельского НИИ лесопромышленного комплекса, профессор Илья Шегельман, чьё выступление было посвящено основным тенденциям и трансформации в лесном секторе Республики Карелия; заведующий лабораторией лесовосстановления Института леса КНЦ РАН Александр Соколов («Проблемы восстановления и выращивания лесов Карелии»);  директор Карельского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» Александр Сорока («Лесные ресурсы Карелии - проблемы учета и оценки»); председатель Высшего горного совета Ассоциации горнопромышленников Карелии Юрий Кореньков («Совершенствование лесного законодательства в сфере недропользования») и директор ЗАО «Ладвинский леспромхоз», депутат районного совета Прионежского муниципального района Ирина Суржикова («Проблемы предприятий лесопромышленного комплекса, связанные с проведением лесной политики  с момента вхождения России в ВТО»).

Выступавшие отмечали, что основными проблемами, сдерживающими развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия, являются:  недостаточное обеспечение сырьем лесоперерабатывающих предприятий республики; отсутствие крупных мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины;  низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой.
Развитие лесного сектора экономики Карелии требует сегодня качественных изменений процесса лесопользования. Опыт соседней Финляндии показывает, что продуктивность лесов в Карелии и экономическая отдача от них могут быть существенно повышены.  
 
В работе парламентских слушаний приняла участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Пивненко, которая отметила, что сейчас в российском парламенте создана рабочая группа, которая будет проводить ревизию Лесного кодекса РФ и практику его правоприменения. Сама В. Пивненко тоже вошла в эту группу и предложила участникам принять активное участие (через своего представителя) в её работе. Валентина Николаевна обещала, со своей стороны, оказать поддержку тем предложениям, которые будут выработаны в Карелии и направлены в парламентскую рабочую группу. 

В конце заседания были приняты рекомендации парламентских слушаний. В них говорится о необходимости разработки региональной лесной стратегии, направленной на подъем экономики и улучшение уровня жизни населения на основе наращивания объемов лесозаготовок при соблюдении устойчивого управления лесами и воспроизводства лесных ресурсов.
Правительству Карелии было рекомендовано разработать республиканскую программу воспроизводства и использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которая бы включала подпрограммы охраны лесов от пожаров, воспроизводства лесов и развития лесной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, участники слушаний высказались за подготовку первоочередных мероприятий по стабилизации и развитию лесного сектора на 2013-2017 годы, в том числе по обеспечению сырьем градообразующих лесоперерабатывающих предприятий и реализации стратегически важных для республики инвестиционных проектов.
Законодательному Собранию Республики Карелия рекомендовано обратиться  в Государственную Думу Российской Федерации с предложениями по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные  правовые акты Российской Федерации – Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации. Изменения предполагают, в частности, разрешить субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать региональные правила заготовки древесины, ухода за лесами и лесовосстановления, а также выполнять работы по охране, защите, воспроизводству лесов специализированными государственными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, в случае  если осуществление указанных мероприятий не возложено на лиц, использующих леса. Изменения в Земельный кодекс РФ должны касаться расширения перечня земельных участков, предоставляемых в безвозмездное (срочное) пользование, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объекта недвижимости, в том числе автомобильных дорог общего пользования.
Также решено обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением освободить от требований по прохождению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий пользователей недр – владельцев лицензий на право пользования недрами для добычи песков, песчано-гравийного материала, песчано-гравийных смесей, торфов.