«Карелия», № 142 от 19 декабря 2009 года. Нагрузка на бюджет увеличивается

21 декабря 2009 г.
О деятельности комитета по бюджету Законодательного Собрания РК рассказывает его председатель Светлана ТОКАРЕВА
   
- Светлана Евгеньевна, этой осенью работа над бюджетом республики шла сложнее, чем в предыдущие годы?
    - Ничего, что связано с самим процессом принятия бюджета, не изменилось, соблюдены все сроки, он рассмотрен в трех чтениях и принят в окончательном варианте. Сложность принятия бюджета 2010 года заключалась в том, что доходы уменьшаются на три миллиарда рублей, они составят 18,5 миллиарда, а расходы все увеличиваются и увеличиваются, они планируются в объеме 20 миллиардов рублей. То есть дефицит бюджета 1,5 миллиарда, или 11 процентов.
    При распределении доходов мы учитывали, что прежде всего должны быть выполнены все социальные обязательства. Один из основных наших законов связан с социальной поддержкой граждан, семей, имеющих детей, детей-сирот. На это выделено 4,2 миллиарда рублей. Одна из серьезных статей расходов - межбюджетные трансферты. Мы должны обеспечить финансирование полномочий муниципальным районам и городским округам.
    Не забыли мы и об основных целевых программах, прежде всего ту, что касается ремонта многоквартирных домов. Надеюсь, что мы будем продолжать участвовать в реализации мероприятий Фонда реформирования ЖКХ. У нас сегодня по этой программе работают уже 30 поселений (в 2008 году было всего 6). Заложены деньги и на переселение людей из аварийного жилья. Если в бюджет уходящего года было заложено 1,5 миллиарда рублей на целевые программы, то на 2010 год выделено средств втрое меньше, поскольку доходов не хватает. Обеспечение субсидиями тоже в значительно меньшем объеме, а некоторые (из республиканского и местных бюджетов) даже пока приостановлены. Очень внимательно мы рассматривали вопросы выделения субсидий для агропромышленного комплекса, для транспорта.
    В ходе рассмотрений законопроекта вносилось немало поправок, и, конечно же, не все депутаты с ними соглашались. Например, в Адресной инвестиционной программе на 19 миллионов было сокращено финансирование продолжения строительства больницы в Калевале. Эти средства были направлены на продолжение работ по строительству очистных сооружений в Петрозаводске, поскольку этот объект финансируется из федерального бюджета. Если не будет нашего софинансирования, то не поступят деньги и из Федерации.

    - И давно центр ставит столь жесткие условия и по всем ли объектам или только по этому?
    - О какой бы программе ни шла речь, будь то занятость населения, спорт, туризм, чистая вода, малый бизнес, ремонт многоквартирных домов, Федерация выдвигает принцип софинансирования одним из важнейших условий. Обязательно должны выделяться и республиканские деньги. Эта практика стала больше применяться с января 2009 года, с того момента, как в полную силу вступил Бюджетный кодекс РФ. В свою очередь и мы ставим аналогичные условия перед районами. Сегодня на все финансируемые из республиканского бюджета программы обязательно выделяются деньги из местных бюджетов, пусть даже совсем небольшие.
    Еще один пример. Из статьи <Обслуживание государственного муниципального долга> мы перераспределили 42 миллиона рублей, добавив их к тем 6, что были уже заложены на организацию детского отдыха. Если в 2009 году мы получили 97 миллионов рублей из Фонда социального развития, еще 13,8 миллиона было заложено в нашей программе адресной социальной помощи для оздоровления детей, то в 2010 году субсидии из федерального бюджета мы получать уже не будем. А проблему отдыха и оздоровления детей решать все же надо, тем более что в первую очередь речь идет о детях из малоимущих семей. Но и этих 48 миллионов рублей недостаточно, надо еще, как минимум, столько же, чтобы не меньшее, чем этим летом, количество детей смогли поправить свое здоровье.
    Коллеги-депутаты из всех фракций достаточно активно участвовали в обсуждении бюджета и с пониманием относились к поправкам. Все вместе мы подготовили предложения Правительству РК о том, на какие направления надо обратить особое внимание в ходе исполнения бюджета-2010. По возможности индексировать зарплату работников бюджетной сферы, увеличить расходы на детский оздоровительный отдых, направить средства на региональные бюджетные и адресные инвестиционные программы, которые были исключены из бюджета.
    Особое внимание предложено уделить агропромышленному комплексу, поскольку средств, которые заложены в бюджете, явно не хватит. Есть и множество других предложений, на исполнение которых нужны хоть и сравнительно небольшие деньги, но их тоже нужно заработать. Пока у нас не будет достаточно собственных доходов, мы не можем вольно распоряжаться средствами, потому что Российская Федерация сокращает буквально все виды субсидий, обеспечивая только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и основные виды субвенций по переданным полномочиям.
    Конечно же, мы должны были и предусмотрели расходы на мероприятия по подготовке к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Республики Карелия. Несмотря на внушительные средства, выделенные РФ, требуются значительные средства и из бюджета республики для реконструкции ряда объектов.
    Хотя бюджет и принят, мы будем продолжать все вместе над ним работать и постараемся выполнить все обязательства, которые приняты правительством и депутатским корпусом.

    - Конечно, работа над бюджетом - основная обязанность комитета, который вы возглавляете, но наверняка приходится заниматься и другими вопросами?
    - Сегодня в комитете на рассмотрении находится достаточно серьезный вопрос о бюджетном процессе в Республике Карелия. Этот законопроект внес Глава Республики Карелия. Многие субъекты РФ уже перешли на трехлетний бюджет. Мы этот закон рассматриваем в совершенно новом варианте (прежний был принят еще в 2001 году) и должны его принять с учетом требований Бюджетного кодекса РФ. Мы должны планировать работу, предвидеть развитие социально-экономической ситуации в нашей республике, изучать бюджет с учетом всех тонкостей. Чтобы спланировать бюджет 2011, 2012 и 2013 года, особенно с учетом нынешней кризисной ситуации, надо быть очень осторожными и внимательными. Хотя мы, конечно, должны быть оптимистами, видеть перспективу развития нашей промышленности и возможность поступления налогов хотя бы на уровне 2008 года.
    Кроме того, совместно с контрольно-бюджетным комитетом мы проводим достаточно много различных проверок. В течение года рассматривались вопросы использования субвенций на приобретение жилья детям-сиротам в Беломорском и Олонецком районах, обеспечения молоком учащихся 1 - 5 классов в Петрозаводске и Пряжинском районе. Проверялось использование средств, выделенных на ремонт многоквартирных домов в Петрозаводске и на строительство животноводческого комплекса в Мегреге. Ну а с апреля по июнь наш комитет, как обычно, будет занят отчетом об исполнении бюджета за прошедший финансовый год, это наша прямая обязанность. После получения результатов всех внешних проверок эта тема находится под нашим особым контролем.

Беседовала Людмила ЕЛАГИНА