Журнал "Дороги и Бизнес", июль 2010. С ЗАБОТОЙ О РОДИНЕ МАЛОЙ И БОЛЬШОЙ

20 сентября 2010 г.

Член Света Федерации ФС РФ Владимир Александрович Фёдоров человек в России широко известный не только среди автомобилистов и работников ГИБДД РФ, которую он возглавлял 12 лет. Российские дорожники безмерно уважают Владимира Александровича за та, что он, представляя в Совете Федерации Республику Карелии, не ограничивается только заботой о своей малой Родине, всемерно отстаивает жизненно важные интересы отрасли дорожного строительство, и, в первую очередь, восстановление Дорожного фонда, отмененного в сомом начале 20-го века. Поэтому они с гордостью считают, что Владимир Фёдоров тоже наш, тоже российский дорожник. Беседу с этим удивительным человеком, видным законодателем и политиком современной России, записал Вице-президент Объединения АСПОР Сергей Веревкин.

ЧТО ВИДНО С ВЫСОТЫ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ И ПРОЖИТЫХ ЛЕТ

Владимир Александрович, что для вас эти 12 лет руководства ГАИ страны? Чем вы гордитесь, о чем сожалеете?
Владимир Федоров: Это была возможность проверить себя. По крайней мере, в первые годы руководства Госавтоинспекцией. Так получилось, что я практически всю жизнь был заместителем, что называется, рабочей лошадью: семь лет замначальника ГАИ, три года замначальника штаба, несколько лет заместителем министра Карелии. А тут как-то быстро вышел на первые роли. Да, это была проверка, и, похоже, что я ее выдержал.
 Не скажу, что мне понравилось работать начальником, но, конечно, это гораздо интереснее, поскольку многое зависит от тебя.
Чем могу гордиться? При отсутствии финансирования, при огромном росте количества транспортных средств, прибывающих в нашу страну особенно в начале 1990-х, удалось удержать ситуацию с жертвами на дорогах. Говорят, что есть ложь, большая ложь, а есть статистика некоторые ваши коллеги-журналисты утверждают, что если брать рост ДТП и количества жертв, соотнесенный с приростом автопарка, то у России все в порядке, мы на уровне самых «цивилизованных» стран. Но я уверен, что такие вещи считаются в абсолютных величинах если на тысячу человек стало меньше погибших, то это тысяча семей, не понесших утраты.
Горжусь, что удалось сохранить службу. При всех ее недостатках она нужна. Вы знаете, как в те годы под видом реформирования разгоняли КГБ, да и МВД тоже пострадало. Нам удалось сохранить профессионалов, руководящий корпус на местах пока зал себя хорошо, многие начальники ГАИ регионов заняли руководящие посты в МВД, УВД, получили генеральские звания, а значит, были замечены.
Удалось сделать так, что никто в международном сообществе не может упрекнуть нас, что все решения, касающиеся автомобильного движения, принимаются силовыми структурами. Так было в Советском Союзе министр внутренних дел утверждал даже Правила дорожного движения. В 1994 г. Правила дорожного движения были утверждены уже Постановлением Правительства РФ. В 1995 г. в России принят первый Закон о безопасности дорожного движения. Сейчас в Госдуме рассматривается законодательная инициатива о повышении уровня этих документов до ранга Закона.
Горжусь, что наше российское водительское удостоверение, наши государственные регистрационные знаки признаны во всем мире, их не надо менять при выезде за границу.
Не удалось тоже многое, и я об этом жалею. Вот заговорили о создании дорожной милиции, структуры, параллельной ГАИ. Такие попытки были в прошлом дважды видимо, не удалось доказать, что она не нужна. Не удалось многое сделать в части взаимоотношений между участниками дорожного движения и службой ГАИ.
 Не удалось принять те законы, которые позволили бы от субъективной оценки нарушений ПДД перейти к объективной - с помощью техники.

РАБОТАТЬ В СФ РФ, НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ ТОЛЬКО ИНТЕРЕСАМИ КАРЕЛИИ

Если бы эти годы еще раз прожить что бы вы сделали по-другому?
Владимир Федоров: Ошибок бы постарался избежать. Были они, к сожалению, и на грабли наступали... Но если говорить об общем поступательном движении, о содержании, то, наверное, по-другому сделать было нельзя. И сегодняшний день показывает, что ко многим идеям, которые не удалось решить на том этапе жизни нашей страны, мои преемники возвращаются.

Сегодня, с высоты вашего сенаторства, другого уровня власти не исполнительной, а законодательной, наверное, кое-что видится по-другому?
Владимир Федоров: Конечно, когда работаешь в Парламенте, кругозор значительно шире. И многие вещи, о которых я раньше вообще не думал в части экономики особенно, для меня были открытием. Я всегда говорил в своих интервью, что безопасности бесплатной не бывает, но сами механизмы финансирования мне теперь более ясны.
И поэтому я не ограничиваю свою работу в Совете Федерации только интересами Республики Карелия, которую представляю, но стараюсь участвовать и в решении тех проблем страны, которые знаю, в которых разбираюсь: развитие связи, работа автомобильного транспорта. Маленький пример в Министерстве транспорта есть все агентства: морского флота, речного флота, дорожное агентство агентства всех видов транспорта, кроме... автомобильного, Я имею в виду эксплуатацию, она отдана субъектам федерации, но координация, устав,  взаимодействие все это должно быть! Только что состоялась Коллегия Минтранса РФ, на которой принято решение подготовить проекты нормативных правовых актов, направленных на создание Федерального агентства автомобильного и городского пассажирского транспорта. Я принимал участие в работе этой Коллегии, и, выступая там, всячески поддержал эту инициативу.

Какие проблемы страны вам, сенатору представляются сейчас наиболее острыми?
Владимир Федоров: Их много, к сожалению. Сейчас принято несколько национальных программ, но я бы добавил к ним еще одну дороги, дороги это кровеносная система страны, есть дорога есть работа, прогресс, дома строятся, земля благоустраивается, жизнь налаживается. Дороги дали бы возможность легче и полнее решать и другие национальные программы.

Как вы изменились за годы роботы в СФ?
Владимир Федоров: Во-первых, стало меньше вылезать болячек я о здоровье. Мой прежний труд был более напряженным. Меня всегда ужасало огромное количество совещаний, заседаний, коллегий, на которых надо присутствовать, но которые нужны больше «для общего развития», они не несли прямого результата. Это было модно собирать всех и учить на все случаи жизни.
Здесь самостоятельнее.  Здесь легче и интереснее, потому что поле деятельности выбираешь сам. Интересны тебе парламентские слушания принимаешь в них активное участие. Если очень интересны выступаешь с тем или иным предложением. В ГАИ темп и наполненность жизни диктовала обстановка в России. Знаете, что меня больше всего поразило, к чему я никак не мог привыкнуть, когда приехал из Карелии в Москву? Как правило, к вечеру милицейская обстановка ухудшается, к ночи становится спокойнее, а утром разбор полетов. А в Москве приходишь утром, спрашиваешь дежурных: «Ребята, как ночь прошла, все спокойно? «Какая ночь Владивосток-то давно проснулся, и там уже пошла «обстановка»!». Страна огромная, девять часовых поясов, и принимать решения приходилось в любое время суток. Сейчас надо мной этого дамоклова меча нет.

Есть ли у вас сегодня цели? Какие они?
Владимир Федоров: Первая цель быть полезным своей республике. Законодательное Собрание Карелии это 50 депутатов, прямо скажу достаточно острые люди, не прячут свое мнение в карман, И моя задача довести их голос до верховной власти. Много направляют карельские депутаты в Госдуму законодательных инициатив сегодня их там на рассмотрении свыше десяти. Немало также сейчас обращений от них к Президенту и к Правительству. Моя основная задача всячески продвигать и отстаивать эти инициативы и обращения.
Но я не оставляю и своих профессиональных интересов - от вопросов безопасности дорожного движения в стороне не стою  - В Правительственной комиссии по безопасности движения работаю с момента ее создания.

ДОРОЖНЫМ ФОНДАМ БЫТЬ!

Сейчас наконец-то сдвинулось в положительную сторону решение вопроса о восстановлении дорожных фондов. Сейчас идут споры о источниках наполнения этих фондов  - Минтранс предлагает ввести повышенные акцизы на топливо сразу, Минфин, наоборот, считает необходимым растянуть этот процесс на годы. Ваше мнение об этом человека, который, по сути, был главным идеологом возвращения дорожных фондов в нашу жизнь, в целом Ваш взгляд на это?
Владимир Федоров:  Ну, главный идеолог это слишком громко, я так не считаю. Но эту идею я всегда поддерживал, и, как мог, инициировал это факт. Наверно, вы помните еще в 2005 г. Совет Федерации этот вопрос поднял, изучил всесторонне, запросил регионы. В СФ была для этого создана целая комиссия, куда были привлечены не только специалисты дорожного хозяйства, но и, в первую очередь финансисты. Мы тогда получили отзывы из 46 регионов и практически все они были положительными дорожные фонды надо возвращать. И только тогда мы из Совета Федерации отправили в Правительство законодательную инициативу, К сожалению, тогда она развития не получила из-за отрицательного мнения Правительства РФ, и в связи с этим вопрос возвращения дорожных фондов на некоторое время был «заморожен» & Но идею эту мы, тем не менее, не отбрасывали. Последний раз мы уже в марте этого года на заседании Комитета по бюджету снова заслушали вопрос о возвращении дорожных фондов, и вынесли предложение Государственной Думе еще раз вернуться к рассмотрению того проекта, что разработал Совет Федерации в 2005 г. Как известно, совсем недавно Президент Дмитрий Медведев одобрил предложения Минфина и Минтранса о создании дорожного фонда и увеличении акцизов на бензин с одновременным уменьшением ставок транспортного налога.
Немалая часть населения уже сегодня приветствует эту реформу законодательства. Это в первую очередь касается пенсионеров и людей, которые используют машины только кратковременно для поездок на дачу, на рынки и т.д. Я считаю - это абсолютно правильно. Наполняемость дорожных фондов будет в этом случае более, я бы сказал  «правильной» - деньги пойдут именно туда, где интенсивность дорожного движения более высока и, следовательно, более высока нагрузка на покрытия дорог и их износ. Мнение Совета Федерации относительно этого остается прежним дорожные фонды нужны.

Минтранс недавно создал Государственную компанию «Российские автодороги» с целью передать ей и в управление все федеральные автодороги. С тем, чтобы она не только эксплуатировала и ремонтировала их, но и с целью обустройства придорожной инфраструктуры этих дорог, а также интенсивного нового дорожного строительства. При этом предполагается перевод многих участков этих дорог в разряд платных. На платные автодороги делается большая ставка в Минтрансе считают, что за счет этого отрасль справится с проблемами плохих дорог и настроит кучу новых. В то же время во Франции, где плотных дорог 6000 км, они дают в бюджет дорожной отрасли страны только от 10 до 15 % отчислений. Не утопичны ли надежды сделать плотные дороги панацеей от бездорожья и недофинансирования отрасли?
Владимир Федоров: Не думаю, что создание такой госкомпании панацея на все случаи жизни в этом вопросе для меня сомнений нет. Но, с другой стороны это шаг вперед в нужном направлении. Пробовать надо, и думается, опыт госкомпании окажется успешным. Тем более, что она будет управлять не только полотном дороги, но и отводами земли по обе стороны. А это значит она обустроит придорожную инфраструктуру  то, чего обустроить явно не получается. А это позволит резко улучшить условия передвижения автомобильного транспорта по дороге, сделать его более безопасным и комфортным. Так что считаю решение о создании госкомпании «РАД» правильным и грамотным. Давайте посмотрим и дадим госкомпании поработать не будем сразу набрасываться на нее с критикой, и, не успев начать работать госкомпанию похоронить. Другой вопрос - по выбору платных участков дорог - здесь надо очень внимательно смотреть, чтобы эти участки были обязательно обеспечены бесплатными дублерами.

О МАЛОЙ РОДИНЕ, О БУДУЩЕМ РОССИИ, О СЕБЕ

Не могу не обойти без внимания такой вопрос. В июне вся страна отмечала 90-летие Республики и Карелия. Как Вы, представитель этой республики в Совете Федерации Федерального Собрания РФ оцениваете современное состояние Вашей республики, какие первоочередные задачи стоят перед ней?
Владимир Федоров: Ситуация здесь такова сразу после празднования юбилея Республики Карелия Президент РФ принял решение заменить руководство республики. Сергей Леонидович Катанандов, который в течение 12 лет возглавлял республику и сумел ее удержать во время кризиса (кроме печально известных событий в Кондопоге, в республике других потрясений не было), принял решение уйти в отставку, и она была принята. Главой республики 21 июля стал мой коллега - Представитель Главы республики в Совете Федерации Андрей Витальевич Нелидов. Конечно, это означает новую команду, новые подходы, но, в то же время, во время инаугурации новый глава республики заверил, что положительные тенденции, имеющиеся в республике, он обязательно сохранит и разовъет. Республике необходимы инвесторы, и обязательно надо развивать туризм. В Республике Карелия природа, пейзажи, достопримечательности ничем не хуже, чем в соседней Финляндии, а туристы пока туда едут массами, а к нам еще не очень. В числе перспективных проектов также остается проект создания северной ветки Евро-Азиатского транспортного коридора Финляндия-Карелия-Архангельщина-Коми-Урал.

Каким вы видите будущее России? близкое и далекое?
Нас все-таки учили видеть свет в конце туннеля, верно? Иначе и жить не стоит. Считаю, что пик падения мы прошли и начали движение вверх.

Совет Федерации для вас промежуточная инстанция? Что дальше?
Владимир Федоров:  Вопрос, конечно, не особо корректный... Пока силы есть хочу работать на благо Карелии, которой отдал 45 лет жизни. А там как Бог даст.

Работа в Совете Федерации отнимает у Вас массу времени. Остается ли время на отдых, и если да как Вы его проводите?
Владимир Федоров:  Немного времени остается. Вы знаете, что я с детства увлекаюсь коллекционированием всего, что связано с транспортной тематикой, автомобилями марки, конверты, открытки, значки и т.д. Накопилось много коллекционных материалов, и сейчас самое время приступить к систематизации собранной коллекции. Мной уже создан целый ряд книг каталогов. Издана книга по знакам службы ГАИ с самого ее зарождения и до сегодняшних дней. Изданы каталоги почтовых марок по безопасности дорожного движения, по транспортной тематике.

Что бы вы пожелали нашим читателям, дорожникам в сложившемся ныне посткризисном периоде?
Владимир Федоров:   Не забывать, откуда мы вышли и что мы делали. Если что-то на первоначальном этапе жизни из задуманного не получилось не терять надежды. Никто не говорит, что это надо выбросить вообще. Потому, что жизнь меняется, условия тоже, и может быть, надо вернуться к задуманному и осуществить его. Не успокаиваться и идти вперед. Дорожникам желаю в первую очередь сохранить кадры, у нас в стране неплохие, хорошо обученные и подготовленные кадры, надо, чтобы эти кадры были не растеряны и сохранены, пока не пройдет этот период недостаточного финансирования и безденежья. Второе дай Бог, чтобы в семьях дорожников было все неплохо. Все-таки работа дорожника непростая и в зной, и в стужу они круглые сутки на дороге, и им нужен крепкий тыл. А в условиях, когда финансирование сокращено, и зарплаты не самые высокие достичь этого трудно.

Чего бы вы пожелали себе?
Владимир Федоров:  Здоровья. Стабильности. И себе, и стране.
Сергей Веревкин