Геннадий Нечаев о планах карельского парламента в наступившем году

22 января 2010 г.

Интервью первого заместителя Председателя Законодательного Собрания  Республики Карелия Геннадия Нечаева 

- Геннадий Павлович, что нового ожидается в работе Законодательного Собрания  РК  в наступившем году в свете некоторых направлений, обозначенных Президентом РФ в своем послании Федеральному Собранию? 

- Полагаю, сейчас основная деятельность представителей законодательной и исполнительной власти – как федеральной, так и региональной, помимо решения текущих вопросов, должна быть направлена на выполнение установок Президента России, изложенных в тексте его послания Федеральному Собранию.
Само президентское послание схематично можно разделить на пять основных задач, которые я бы назвал стратегическими и около полутора десятка различных инициатив. Многие из этих задач и инициатив звучат как прямые и однозначные поручения в адрес исполнительной власти. Причем, названы и конкретные сроки их выполнения. Но пока и в плане законодательной работы Госдумы, текст которого недавно поступил к нам, и в программе законодательных инициатив Главы республики на первое полугодие этого года не отражено не всё из того, о чем сказано в послании Президента.
В ближайшее время, на мой взгляд, необходимо встретиться с представителями Правительства республики и решить вопрос, чтобы положения из послания Президента, касающиеся компетенции республиканской власти, были максимально отражены в программе законодательных инициатив.
 
- Вы уже упомянули утвержденную Главой РК программу законодательных инициатив, которые он намерен вынести в первом полугодии 2010 года на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания. Хотелось бы услышать Ваши комментарии по поводу внесения изменений в Конституцию Республики Карелия (нововведение касается практики ежегодных отчетов о деятельности Главы Республики и Правительства РК), а также мнение о проектах законов «О гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий» и «Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Карелия».

Если говорить о практике отчета Главы республики перед депутатами – это хорошая практика. И она у нас уже есть. Но, по-моему, стоит задуматься и над предложением, которое неоднократно высказывалось представителями оппозиционных фракций о том, что парламент все-таки должен давать оценку работе органов государственной власти.
Сейчас, согласно Регламенту Законодательного Собрания, мы принимаем отчет главы РК к сведению. Но неплохо было бы обозначать и просчеты, допущенные в работе. Я не призываю к системе оценки по принципу «удовлетворительно» - «неудовлетворительно», но элемент обсуждения результатов работы депутатами в ходе этого отчета все же должен присутствовать! Потому что в нормальном обществе власть должна контролироваться вне зависимости от степени доверия к ней населения.
По поводу равноправия доступа к СМИ разных политических партий – вопрос неоднозначный, хотя изначально это хорошая идея. Но, честно сказать, я не знаю, как сделать так, чтобы это равноправие соблюдалось. Издать некий нормативный акт? Но большинство изданий – частные. Как мы можем им приказывать: освещайте то, или это? Тут действует принцип: «кто платит, тот и заказывает музыку».
К тому же, как определять критерии «равнодоступности»? Очень сложный вопрос &
Говоря о введении института Уполномоченного по правам ребенка можно отметить, что это тоже благая идея. Но есть у меня опасение, что создание новой правозащитной и, вроде бы, общественной должности по инициативе «сверху» приведет к появлению очередного странного полугосударственного образования.
В России уже есть Общественная палата и Уполномоченный по правам человека, но, если говорить честно, серьезных результатов работы этих структур и чиновников не видно! Спросите сейчас у любого прохожего на улице: «в чем выражается конкретный результат работы Общественной палаты»? Уверен, большинство из тех, кого будете спрашивать, вам не ответит. Потому что в таких делах качество работы напрямую связано с желанием людей, ее исполняющих, добиваться конкретных результатов. А такого желания у них я пока не вижу. Да, ведется какая-то работа, проводятся заседания, пишутся отчеты, но - где конкретный «выхлоп» от этой деятельности? И, опять же, где четкие критерии оценки работы этих общественно-государственных институтов? Сложно сказать &
Нужен ли нам Уполномоченный по правам ребенка? Возможно. Но четкого ответа на вопрос «зачем он нужен» я пока не услышал.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия