Комитет по бюджету обсудил межбюджетные отношения в Республике Карелия

21 марта 2012 г.

На очередном заседании Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по бюджету депутаты рассмотрели четыре законопроекта, связанных с Законом РК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия». Два из них – «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» и «О внесении изменений в статьи 9 и 16 Закона Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» – внесены в Законодательное Собрание Главой Республики Карелия.
Законопроекты представил Первый заместитель Министра финансов РК Алексей Максимов. Он пояснил, что первый из них подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нём предусматривается, что норматив отчисления налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, уменьшается на 10 процентов. Одновременно увеличен на 10 процентов норматив отчисления в местные бюджеты того же налога, который должен устанавливать субъект Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поэтому предлагаемые законопроектом изменения не влекут за собой  изменения общего объема поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты.

Изменения во второй проект закона носят технический характер и подготовлены в связи с принятием в ноябре прошлого года Закона РК № 1551-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об образовании». Он не повлечет дополнительных расходов  бюджета Республики Карелия, но принятие предлагаемого закона потребует внесения  редакционных изменений в Закон РК «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части наименования субвенции, которые будут подготовлены при внесении очередных поправок в 2012 году.
После обсуждения члены Комитета рекомендовали ЗС РК принять эти законопроекты в первом чтении.

Затем члены Комитета рассмотрели две законодательные инициативы Председателя Комитета по бюджету Виталия Красулина (фракция «Единая Россия») – проекты законов «О внесении изменения в статью 26 Закона Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» и «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».
Автор законопроектов пояснил, что первый из них направлен на урегулирование межбюджетных отношений между Республикой Карелия и муниципальными образованиями Республики Карелия. Речь идёт о так называемых «отрицательных трансфертах», которые городские округа Петрозаводск и Костомукша из своих бюджетов передают в бюджет Республики Карелия, одновременно из республиканского бюджета муниципальным образованиям передаются субсидии на софинансирование расходных обязательств по исполнению вопросов местного значения. В данном случае, считает Виталий Красулин, наличие встречных финансовых потоков неуместно. «Отрицательный трансферт» целесообразно изымать только у тех муниципальных образований, которые заведомо могут обеспечить свои расходные обязательства по исполнению вопросов местного значения, т.е. без получения субсидий от субъекта Российской Федерации, и не имеют дефицита бюджета. К тому же практика применения «отрицательного трансферта» не имеет распространенного характера. По городам Северо-Западного региона России она полностью отсутствует, и имеется только у таких городов как Казань, Омск, Тула.
Поэтому законопроектом внесены изменения в часть 2 статьи 26, где предложено исключить «отрицательный трансферт» на действующих условиях.
Это предложение поддержал Первый заместитель Главы Петрозаводского городского округа Евгений Журавлев, который отметил, что 440 млн рублей, обещанных городу Правительством Республики Карелия в качестве субсидии в 2011 году, до сих пор не перечислены в городскую казну. Эти средства были заложенные в республиканский бюджет в качестве субсидии Петрозаводску, которые республика пообещала после того, как для столицы Карелии на 10 процентов был снижен норматив отчислений по доходам на физических лиц. Финансовые потери Петрозаводска из-за «отрицательного трансферта» оказались очень большими, что не позволит решить целый ряд вопрос в социальной сфере и сфере благоустройства города.
С этой позицией не согласился Первый заместитель Министра финансов РК Алексей Максимов, который заявил что 440 млн рублей есть в бюджете, и республиканская власть готова перечислить их городскому округу, но необходимо соблюсти закон и подписать необходимые соглашения с властями Петрозаводска. К тому же предложенный законопроект, по мнению А. Максимова, противоречит Бюджетному кодексу РФ.
При обсуждении мнение депутатов также разделилось – 3 члена Комитета голосовали за принятие проекта закона в первом чтении, столько же – против его принятия. В результате судьба законопроекта решится на заседании Законодательного Собрания 22 марта.

Представляя свой второй проект закона, Виталий Красулин отметил, что поскольку действующая редакция Закона РК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия» не учитывает таких фактов, как наполняемость школ, находящихся на отдаленных территориях городов, а также углубленного образования, то финансовое обеспечение учреждений уравнено и неизбежно приведет к серьезным проблемам по качественному оказанию услуг, в том числе и к закрытию ряда образовательных учреждений. Речь идёт, например, о школах в микрорайоне Сулажгорского кирпичного завода и в районе Птицефабрики, где обучаются по 60 с небольшим учеников. Данные школы находятся в значительной территориальной отдаленности от других образовательных учреждений. Учитывая, что основной состав семей обучающихся составляют семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, они не смогут обеспечить оплату проезда ребенка до места учебы и обратно в случае закрытия школы.
В связи с этим, в законопроекте предлагается установить наполняемость классов в отдаленных жилых районах городов в количестве 12 человек, т.е. по принципу сельских школ, и установить коэффициент, учитывающий удорожание стоимости услуги по дополнительной (углубленной) подготовке обучающихся.
Обсуждение этого вопроса также выявило разные точки зрения как среди депутатов, как и между представителями республиканских и городских властей. В результате решение Комитетом не было принято (3 депутата высказались за принятие законопроекта в первом чтении, 3 – против).
В обсуждении повестки дня приняли участие члены Комитета Виталий Красулин (фракция «Единая Россия»), Сергей Михайлов, Виктор Степанов и Михаил Уханов (фракция «Справедливая Россия»), Тимур Зорняков (фракция ЛДПР), Александр Меркушев (фракция КПРФ), депутаты Николай Зайков, Александр Селянин (фракция «Единая Россия»), Вадим Андронов и Андрей Рогалевич (фракция «Справедливая Россия»), Анна Позднякова (фракция «Яблоко»).