Депутат Леонид Белуга - о ситуации в машиностроительной отрасли Республики Карелия

18 февраля 2011 г.


В советские времена одним из флагманов экономики Карелии было машиностроение. Тогда только в Петрозаводске работали такие гиганты, как «ПетрозаводскМаш» и «ОТЗ» плюс несколько предприятий поменьше, на которых трудились десятки тысяч петрозаводчан.

За двадцать лет перестроек и реформ ситуация в машиностроении изменилась в корне, причем, не только в Карелии и России, но и на всем постсоветском пространстве. Во всяком случае, объемы выпускаемой продукции уцелевшими предприятиями, как и количество работников, сократились в разы. Тем не менее ставить «крест» на оставшихся в Карелии предприятиях машиностроительного профиля пока рано. Такого мнения придерживается член Центрального совета Союза машиностроителей России, депутат Заксобрания Карелии (фракция «Единая Россия») Леонид Белуга, знающий всю ситуацию, что называется, изнутри:

- Давайте посмотрим данные Росстата. Как следует из цифр, отражающих работу машиностроительной отрасли за 10 месяцев прошлого года, предприятия постепенно выходят из того кризиса, который разразился в 2008 году. Во всяком случае, индекс производства машин и оборудования за этот период вырос по России почти на 13% к соответствующему периоду 2009 года. При этом напомню, что индекс производства в 2008 году в машиностроении снизился на полпроцента, а в 2009 году упал на рекордную величину – 31,5%. Как видите, удар по отрасли в целом был весьма болезненным и, к сожалению, не все предприятия России его выдержали.

В Карелии наблюдалась аналогичная ситуация, однако резкого падения производства все же не произошло – даже, наоборот. Вот посмотрите цифры: за 11 месяцев 2010 года рост индекса промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» составил 23,6%. Заметим, кстати, что это выше российского показателя, что не может не радовать.

Кто и как вытянул в такое непростое время нашу отрасль и даже обеспечил ее рост? Одно из предприятий – завод по ремонту горно-обогатительного оборудования в Костомукше (ООО "ЗРГОО"), который в январе-октябре оказал услуги на сумму, которая в 2,4 раза превысила уровень прошлого года.

По итогам 11 месяцев на Онежском тракторном заводе собрано 18 харвестеров и 38 тракторов (машин и оборудования на их базе), тогда как в 2009 году было отгружено всего 10 единиц техники.

На ЗАО "Петрозаводскмаш" с начала года объем отгруженной продукции составил 140 процентов к уровню января - ноября 2009 года. Следует отметить, что в сейчас основной объем производства обеспечивают заказы Госкорпорации "Росатом".

Таким образом видно, даже в тяжелых условиях на предприятиях люди не опускали руки, искали новые заказы и рынки сбыта, обеспечив тем самым сохранение отрасли как таковой.

Но, если быть до конца честным, то поводов для проявления безоблачного оптимизма пока нет. Судите сами: с нового года значительно увеличиваются, например, тарифы на электроэнергию, которая, при этом, теперь будет продаваться на свободном рынке. Это неизбежно приведет к увеличению стоимости выпускаемой продукции. Вслед за скачком электротарифов неизбежно подорожают услуги авто- и железнодорожного транспорта, что так же негативно скажется на себестоимости изделий. И еще больший удар по предприятиям и по их работникам нанесет увеличение страховых взносов.

С учетом этих и побочных обстоятельств трудно предположить, что предприятия машиностроительной отрасли, да и других, сумеют выдержать новый финансовый натиск. Что бы ни говорили, но мы еще не до конца оправились от последствий мирового финансового кризиса и, перечисленные выше новогодние «подарки» вряд ли будут способствовать развитию отрасли в целом. Сейчас вообще стоит задача сохранить хотя бы то, чего за это время достигли, а об увеличении производства, о достижении 100-процентных по отношению к прежним годам показателей, как мне кажется, говорить пока не приходится.

Ростислав Гладких