"Парламентская газета" от 16 апреля 2010 года, № 19-20. Учесть потребности каждого жителя республики

21 апреля 2010 г.
В Республике Карелия недавно утвержден новый глава Законодательного собрания. Им стал опытный политик, известный адвокат, заслуженный юрист Российской Федерации Александр ПЕРЕПЛЕСНИН. О работе парламента он рассказал в беседе с корреспондентом "Парламентской газеты".

- Александр Борисович, какой парламент "достался" вам от вашего предшественника?

- История парламентаризма в республике насчитывает уже почти 12 лет. Парламент Карелии такой, какой он есть сейчас, сформирован по результатам выборов 28 апреля 2002 года. Это был третий созыв. Двумя годами ранее состоялся референдум, и, в соответствии с конституцией республики, парламент стал однопалатным. Новый представительный орган стал правопреемником существовавшего ранее двухпалатного парламента, состоявшего из палаты республики и палаты представителей. Четвертый созыв был избран 8 октября 2006 года и состоял из 50 депутатов, из них 25 были избраны по одномандатным избирательным округам и 25 - по избирательным спискам политических партий. Сегодня в карельском Законодательном собрании представлены все парламентские партии: "Единая Россия" - 28 человек, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 8 человек, КПРФ - 5 человек, ЛДПР - 2 человека, остальные депутаты - независимые. Несмотря на численное превосходство одной партии, в работе мы учитываем мнения всех парламентариев. Я очень благодарен моему предшественнику - Николаю Ивановичу Левину, который сейчас является мэром Петрозаводска. Он сумел создать все условия для того, чтобы парламент был по-настоящему работоспособным. Во многом это не только заслуга депутатов, но и мощного аппарата Законодательного собрания. Парламент находится в отличном состоянии, и моя задача - сохранить и укрепить эти позиции.

- Насколько велико доверие жителей к законодательной власти?

- Наш регион отличает относительно невысокая плотность населения. Отношение граждан к власти в целом во многом определено географическим положением. Карелия имеет самую продолжительную сухопутную границу с Евросоюзом, в частности с Финляндией. Поэтому и требования к качеству жизни у наших граждан, я бы сказал, европейского уровня. Задача власти - не разочаровать и учесть потребности каждого жителя республики. Например, недавно мы приняли закон, который касался всего двух человек. Они в свое время были работниками культуры в сельской местности, но были лишены льгот по оплате услуг ЖКХ после выхода на пенсию. Об этом стало известно после обращений граждан к депутатам Законодательного собрания. Парламентарии подготовили и приняли закон, который исправил эту несправедливость.
Хочу отметить, что мы всегда прислушиваемся к мнению граждан, муниципальных властей, особенно если речь идет о социально значимых законах. Во время работы над одним из законопроектов мы получили более 200 предложений от глав поселений, районных властей, простых граждан. Тогда речь шла об ужесточении ответственности владельцев игорных заведений, баров, пивных ресторанов за нахождение в таких местах подростков. Мы также приняли закон о так называемом комендантском часе и запретили подросткам появляться на улицах, в общественных местах без сопровождения взрослых после 23.00. Закон вступил в действие относительно недавно - с 10 февраля 2010 года, поэтому сейчас для нас очень важно проследить правоприменительную практику. Противников, как и сторонников, у данной меры было много. Конечно, мы не деспоты и понимаем, что некоторые подростки занимаются в спортивных секциях, кто-то может находиться на вокзалах в ночное время - уезжает или прибывает в город или просто потерял счет времени. Все это учтено и прописано в законе, который прорабатывался в течение двух лет. Никакие репрессивные меры по отношению к самим подросткам недопустимы: если работник милиции убедится, что подростку не следует находиться сейчас на улице, то он должен сопроводить его домой. Главная задача, которую мы ставили при разработке закона, на мой взгляд, воспринята гражданами правильно - есть правила, которые следует соблюдать для общего порядка.

- Как сказался на жизни республики финансовый кризис?

- Конечно, мы не смогли избежать потерь прежде всего в производстве. При отрицательной динамике многие крупные предприятия были на грани закрытия. Прежде всего пострадали лесопромышленный комплекс, бумажное производство - отрасли, ориентированные на экспорт.
Минимизировать потери нам удалось благодаря слаженной и напряженной работе органов всех ветвей власти, в частности в корректировке бюджета, а также помощи федерального Центра. Мы смогли сохранить социальную составляющую основного финансового документа республики, полностью реализовать мероприятия по обеспечению занятости населения. Тем самым сгладили проблему безработицы, которая обострилась в связи с кризисом.
Одним из приоритетов в это время стала поддержка малого и среднего бизнеса. Под особым контролем руководства республики постоянно находится реализация региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года". Основная помощь, на которую может рассчитывать бизнес-сектор, - это частичная компенсация процентных ставок по кредитам, стартовые пособия для открытия своего дела, информационная и консультационная помощь.
Перспективным для развития малого бизнеса в регионе стало форелеводческое производство, которое переживает в последние несколько лет настоящий бум. Наш край по климатическим условиям идеален для искусственного выращивания этой рыбы. Кроме того, у нас много рек, озер, водохранилищ. Поэтому не удивительно, что в последнее время появились десятки хозяйств.

- Александр Борисович, как складываются отношения Законодательного собрания с федеральным Центром?

- Наш парламент - один из самых активных по количеству законодательных инициатив. Только на сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе их одиннадцать. Одна из них, например, "лежит" уже больше года. Карельские депутаты, в частности, предлагают исключить из оборота формулировку "пенсия по старости", заменив ее более корректной - "пенсия по возрасту". Действительно, некоторые россияне становятся пенсионерами в 50-55 лет. Какая это старость? Многие продолжают работать, не воспринимая себя стариками. Также есть предложение рассмотреть вопрос о включении в стаж, который дает право на получение досрочной пенсии, времени военной службы в северных районах. Идею карельских депутатов уже поддерживают коллеги из более чем 20 субъектов РФ.

- Как вы оцениваете такую структуру, как Совет законодателей? Что дает лично вам участие в его заседаниях?

- Я относительно недавно стал членом Совета законодателей, и мне пока сложно судить об эффективности работы данной структуры. Конечно, это уникальная возможность встретиться с коллегами из различных регионов и убедиться, насколько близки порой бывают наши проблемы. Интерес к работе совета проявляют не только парламентарии, но и руководство страны. Одно из заседаний в прошлом году прошло под председательством Президента России Дмитрия Медведева. Поэтому для нас, представителей регионов, заседания Совета законодателей - это возможность озвучить свои проблемы на федеральном уровне.

- Каких решений вы сейчас ждете от федерального Центра?

- Прежде всего изменения в налоговое законодательство. Нам нужен серьезный мониторинг и анализ правоприменительной практики по таким вопросам, например, как уплата страховых взносов, введение которых увеличило нагрузку на бизнес.
 

ОЛУДИНА Елена