Широкий комплекс важных вопросов обсудили карельские депутаты

19 июня 2008 г.
18 законопроектов, касающихся практически всех сфер жизни республики, рассмотрели на очередном заседании депутаты карельского парламента, из них 11 были приняты в окончательном чтении и направлены на подпись Главе Республики Карелия.
 
Утверждён отчет об исполнении республиканского бюджета за 2007 год
18 июня в Законодательном Собрании состоялись первые публичные бюджетные слушания по проекту годового отчета об исполнении бюджета Республики Карелия за 2007 год. Депутаты заслушали и обсудили отчёт Министерства финансов РК, а также  отчёты о выполнении своих бюджетов республиканских министерств. Парламентарии и представители общественности получили ответы на многочисленные вопросы, которые они задавали докладчикам.
19 июня на заседании Законодательного Собрания депутаты приняли законы «Об исполнении бюджета Республики Карелия за 2007 год» и «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год» (законодательные инициативы Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова) в окончательном чтении.
 
Законодательное Собрание приняло Постановление «О признании утратившими силу постановления Законодательного Собрания Республики Карелия «Об утверждении Положения о распределении расходов и использовании средств Регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в Республику Карелия» (законодательная инициатива депутата Светланы Токаревой, фракция «Единая Россия»).
 
Экономика и поддержка малого бизнеса
В третьем, окончательном чтении одобрен законопроект «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия», регулирующий, в частности, такую важную часть деятельности малых и средних предприятий, как арендные отношения. Закон позволит избежать ситуации, когда государственная собственность, которую арендуют предприниматели, будет массово выставляться на продажу, как это зачастую происходит сейчас. По мнению депутатов, закон должен стать примером, основываясь на котором, свои взаимоотношения с предпринимателями будут строить и местные власти.
 
При обсуждении законопроекта «О внесении изменения в Закон Республики Карелия «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» (законодательная инициатива депутата Алексея Федотова, фракция «Единая Россия») мнения депутатов разделились. Изменения в закон предполагают увеличение максимального размера общей площади земельных участков у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с 5 до 10 гектаров.
Министр природных ресурсов РК Лев Шустов отметил, что сейчас в Карелии насчитывается около 72 тысяч личных подсобных хозяйств, средняя площадь их земельных участков – 26 соток. Лишь около 440 личных подсобных хозяйств имеют в собственности около 5 гектаров земли. В то же время, свободной земли сельскохозяйственного назначения уже не хватает. Первый заместитель председателя карельского парламента Геннадий Нечаев и представитель Главы Республики Карелия в ЗС РК Сергей Денисов выразили озабоченность тем, что земли сельскохозяйственного назначения в республике становятся предметом купли – продажи и выводятся из сельскохозяйственного оборота, и принятие закона может усилить этот процесс. Поскольку данный вопрос может иметь стратегические для республики последствия и требует глубокого анализа, депутаты не поддержали законопроект и намерены всесторонне изучить ситуацию: с одной стороны, какова потребность личных подсобных хозяйств в дополнительных земельных наделах, с другой стороны – какие у республики есть для этого ресурсы.
 
Обсудив проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», участники заседания отметили, что любые решения в данной сфере всегда имеют далеко идущие последствия как для граждан, так и для экономики республики в целом, поэтому решено пока не поддерживать этот проект закона и совместно с исполнительной властью и местным самоуправлением республики всесторонне проанализировать возможные подходы к изменению таких важных параметров, как налоги и сборы.
 
Вопросы местного самоуправления
Законопроект «О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова), принятый ранее в первом чтении, депутаты приняли в окончательном чтении. Законопроект определяет порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят. Также законопроект предлагает признать утратившим силу ныне действующий республиканский закон, согласно которому законами Республики Карелия утверждаются перечни передаваемого поселениям имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципальных районов. При этом решение о разграничении имущества, согласованное с муниципальными образованиями, принимается Постановлением Правительством Республики Карелия.
 
Депутаты рассмотрели также четыре проекта законов Республики Карелия, касающихся разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Суоярвского, Пудожского, Медвежьегорского  муниципальных районов и Олонецкого национального муниципального района (законодательные инициативы Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова), и приняли их в окончательном чтении.
 
Законопроект «О вопросах разграничения полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области охраны труда» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова), принятый в первом чтении, приводит карельское законодательство в сфере охраны труда в соответствие с федеральным законодательством. Целью предлагаемого законопроекта является разграничение полномочий в области охраны труда, отнесенных Трудовым кодексом РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, между Законодательным Собранием Республики Карелия, Главой Республики Карелия, Правительством Республики Карелия и республиканскими органами исполнительной власти. Статьей 2 названного проекта закона предлагается также признать утратившим силу Закон РК «О государственном управлении охраной труда в Республике Карелия». Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджета РК и внесения изменений в иные законодательные акты Карелии.
 
Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией
В ходе заседания большое внимание карельские парламентарии уделили обсуждению двух региональных законопроектов, направленных на противодействие коррупции - «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (законодательные инициативы Главы Республики Карелия С. Катанандова).
По мнению депутатов, на сегодня действует и дает определенные результаты программа борьбы с коррупцией (этим занимаются «силовые» структуры). Но для жесткого противодействия коррупции необходимо создать в республике эффективную систему противодействия коррупции, профилактики и сокращения ее негативного влияния, устранения причин и условий, способствующих ее возникновению. Также необходимо законодательно определить меры по предотвращению коррупционного поведения (в том числе, коррупционных проступков административного характера).
 
Проекты законов РК разработаны таким образом, чтобы можно было применять (в тесном взаимодействии с общественностью) антикоррупционные меры не только в сфере исполнительной власти, но и в сфере местного самоуправления. В работе над законопроектами принимали участие депутаты карельского парламента, Правительство РК, Прокуратура РК, МВД по РК, Отдел законодательства РК Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.
Законопроект «О противодействии коррупции» предполагает, что будет проводиться антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, антикоррупционный мониторинг (это поможет оценивать результаты проводимой работы, разрабатывать прогнозы и тенденции развития антикоррупционных мер), осуществляться антикоррупционное образование и пропаганда, а также будут публиковаться отчеты о реализации мер антикоррупционной политики.
Инновационной для республики может стать норма закона, которая позволяет по инициативе общественных объединений и организаций (зарегистрированных в установленном порядке на территории Карелии) проводить общественную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РК, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также их проектов. Подобная практика востребована обществом и позволит на деле реализовать принцип открытости и публичности при принятии решений властными структурами.
Оба законопроекта были приняты в первом чтении, поправки в них от субъектов законодательной инициативы принимаются до 1 сентября, а на рассмотрение ЗС РК законопроекты должны быть внесены до 25 сентября.
 
Важные аспекты социальной политики
В окончательном чтении был одобрен проект республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия», ранее принятый в первом чтении. Закон призван упростить механизм постановки на учет нуждающихся в жилье. В частности, если раньше гражданам при постановке на учет было необходимо многие документы предъявлять за предыдущие пять лет, то теперь этого делать не нужно.
 
В первом, втором и окончательном чтении принят законопроект «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан, имеющих особые заслуги перед Республикой Карелия». Закон был принят в 2001 году, и только один раз (в 2005 году) в него вносились изменения, связанные с индексацией дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Депутаты считают, что теперь, в 2008 году, необходимо вновь скорректировать размер выплат в соответствии с уровнями инфляции, определенными в федеральном законодательстве.
 
Будет продолжена работа над поправками в законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об образовании», принятом на заседании в третьем чтении. Председатель Комитета по образованию, культуре и делам молодежи Елены Ворошило (фракция «Единая Россия») сообщила, что создана рабочая группа, которая до 1 июля должна завершить работу над законопроектом, после чего он будет вынесен для окончательного принятия.
 
Депутаты одобрили изменения в региональную программу «Жилище» на 2004-2010 годы» (теперь молодой семьей считается та семья, где возраст супругов до 35 лет; раньше этот возраст был ограничен 30 годами) и в отраслевую целевую программу «Развитие территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Карелия на 2006-2010 годы».
 
Дети нуждаются в защите
Депутаты направили в Государственную Думу РФ два проекта федеральных законов, направленных на защиту детей. Первый из них - «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По действующим нормам федерального законодательства молодежь, единожды воспользовавшись правом участвовать в программах временного трудоустройства в свободное от учебы время, теряет в дальнейшем возможность быть отнесенной к категории «ищущих работу впервые». Карельские законодатели считают, что такой подход по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, усугубляет их и без того трудное положение с поиском работы.
 
Второй проект федерального закона, подготовленный карельскими депутатами – «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (законодательная инициатива депутата Николая Зайкова, фракция «Единая Россия»). Изменения предполагают значительное увеличение сроков наказания за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Разработка законопроекта вызвана возрастающим количеством фактов насилия над несовершеннолетними. В 2007 году в России против них было совершено свыше 160 тысяч преступлений, при этом свыше 2,5 тысяч детей погибло. Карельские депутаты считают, что одним из факторов, влиящих на рост числа преступлений против детей, является отсутствие у потенциальных преступников страха перед неизбежным и суровым наказанием. А ведь назначаемое таким преступникам наказание несоизмеримо с той ужасной смертью, которой погибают маленькие граждане нашей страны, с тем горем, которое всю жизнь испытывают семьи убитых, родственники погибших и искалеченных детей.
 
Депутаты на основе анализа судебной практики отмечают, что государство недопустимо мягко относится к преступникам, которые посягают на жизнь и здоровье наших детей – будущего Российской Федерации. Сегодня общество должно адекватно реагировать на этот вид преступлений. Поэтому предлагается увеличить минимальные и максимальные сроки наказания за преступления, предусмотренные статьями 131, 132 и 134 Уголовного кодекса РФ, в частности:
  • за изнасилование с применением насилия или с угрозой его применения, либо с использованием беспомощного состояния потерпевших - вместо определенных ранее «от трех до шести лет», лишать свободы на срок «от четырех до десяти лет»;
  • за изнасилование, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью; повлекшее заражение венерическим заболеванием; заведомо несовершеннолетних -  вместо определенных ранее «от четырех до десяти лет», лишать свободы на срок «от восьми до пятнадцати лет»;
  • за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей; повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; потерпевшей, заведомо не достигшей 14-ти летнего возраста - вместо определенных ранее «от восьми до пятнадцати лет», лишать свободы на срок от 15 до 20 лет, либо пожизненно;
  • за мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) - вместо определенных ранее «от трех до шести лет», лишать свободы на срок «от шести до десяти лет»;
  • за насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам; повлекшие заражение венерическим заболеванием; совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) - вместо определенных ранее «от четырех до десяти лет», лишать свободы на срок «от восьми до пятнадцати лет»;
  • за насильственные действия сексуального характера, если она повлекли по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей); повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; совершены в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста лишать свободы на срок от  трех до десяти лет.
 
Кроме того, Законодательное Собрание поддержало Обращение Законодательного Собрания Владимирской области к Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ об отмене моратория на смертную казнь в отношении лиц, совершивших преступления против детей.
 
В окончательном чтении депутаты приняли проект закона РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об административных правонарушениях» (законодательная инициатива депутата Александра Переплеснина, фракция «Единая Россия»). Законопроект предполагает исключение излишней регламентации в некоторых вопросах, связанных с проездом и провозом багажа в общественном транспорте. Необходимость изменений также вызвана затруднениями с практической реализацией некоторых положений Закона, а также с тем обстоятельством, что в настоящее время еще не принят проект федерального закона, предоставляющего право субъектам РФ право опережающего правового регулирования по вопросам нарушения норм и правил, установленных федеральным законодательством.
 
Обращения и запросы
Карельские парламентарии приняли ряд Оращений, в частности, к Президенту РФ Д. Медведеву и Председателю Правительства РФ В. Путину по вопросу принятия мер по сдерживанию роста цен на топливо. В Обращении отмечается, что стоимость автобензина и дизельного топлива в среднем в Карелии выросла на 20-25%, в итоге меры, предпринимаемые органами исполнительной и законодательной власти республики, не дают желаемого результата – рост цен на бензин и топочный мазут вызывает удорожание всех товаров и услуг, а это ведет к росту инфляции и ухудшению условий жизни населения. Депутаты ЗС РК считают необходимой выработку на федеральном уровне механизмов рыночного, в том числе антимонопольного, регулирования внутреннего спроса, предложения и ценообразования в системе нефтепродуктообеспечения страны, чтобы обеспечить качественным и доступным по цене топливом внутренний рынок.
 
Еще одно Обращение – к руководителю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В. Назарову, подготовлено для того, чтобы Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом оказало помощь в передаче нежилого здания в муниципальную собственность Сортавальскому муниципальному району для исполнения государственных полномочий в сфере социального обслуживания населения. Это здание необходимо для работы Комплексного центра социального обслуживания населения и его отделений.
 
Единогласно были поддержаны Обращения карельского парламента к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» и к Главе Республики Карелия С.Л. Катанандову по вопросу внесения дополнений в документ «Инициативы Главы Республики Карелия в части государственной поддержки учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования».
 
Уверждены два депутатских запроса: депутата Геннадия Шехирина (фракция ЛДПР) Главе Республики Карелия о необходимости закона РК о статусе столицы Республики Карелия и депутата Сергея Ушакова Прокурору города Петрозаводска о законности проведения неустановленными лицами собрания по вопросу переизбрания органов управления добровольной народной дружины имени Александра Невского.
 
Законодательное Собрание утвердило кандидатуры Анастасии Никитиной  и Любови Максимовой на должности мировых судей судебного участка № 1 Медвежьегорского района и судебного участка Олонецкого района республики соответственно.
 
Депутаты поддержали ряд проектов федеральных законов, обращений и законодательных инициатив своих коллег из других регионов России и приняли решение о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания Республики Карелия.
На заседании были было объявлено об изменении названия фракции  «Российской партии ЖИЗНИ» на «Справедливую Россию» и утверждены изменения в составе депутатов ЗС РК, работающих на профессиональной постоянной основе.
 
Депутаты обеспокоены ситуацией с выдачей загранпаспортов
В конце заседания по просьбе депутатов с информацией о ситуации с получением гражданами общегражданских заграничных паспортов выступил руководитель Управления федеральной миграционной службы России по Республике Карелия Олег Колесников. Он рассказал о причинах больших очередей за оформлением загранпаспортов как в Петрозаводске, так и в других городах Карелии. По словам руководителя УФМС, с каждым годом увеличивается количество выдаваемых загранпаспортов, увеличивается и нагрузка на работников Управления.
В то же время, помещения, в которых работают сотрудники УФМС, особенно в Питкяранте и Олонце, не соответствуют никаким нормам. В Петрозаводске с 2006 года Управление безуспешно пытается найти новое здание для работы с клиентами, но Администрация города пока ничего предложить не может. Ситуация (особенно в районах) может ещё обостриться в связи с введением новой формы загранпаспорта, для оформления которых специально оборудованные помещения с дорогостоящей техникой.
Депутаты приняли информацию к сведению и дали поручение Комитету ЗС РК по законности и правопорядку рассмотреть этот вопрос на Комитете и подготовить законодательные инициативы в Государственную Думу РФ, которые помогли бы снизить остроту проблемы.
 
В работе заседания приняли участие депутат Государственной Думы РФ от Карелии Валентина Пивненко, главный федеральный инспектор в РК Аппарата полномочного представителя Президента РФ Александр Хюннинен, представитель Главы Республики Карелия в ЗС РК Сергей Денисов, Председатели Конституционного, Верховного и Арбитражного Судов РК, руководители республиканских министерств и ведомств, представители Прокуратуры РК, УФСБ по РК, Уполномоченный по правам человека в РК Валентин Шмыков, представители общественности и СМИ. Вёл заседание Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия