Государственные приоритеты – воспитание детей в семейном окружении и профилактика социального сиротства

27 мая 2008 г.

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей провел парламентские слушания на тему: «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В работе слушаний приняла участие заместитель председателя Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия Лидия Суворова (фракция «Российской партии Пенсионеров»).
 
В дискуссии принимали участие депутаты, члены Совета Федерации, Общественной палаты, представители федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов Федерации, общественных объединений, ученые и специалисты в области защиты прав детей. Открыла и вела слушания заместитель председателя Госдумы Надежда Герасимова.
Председатель Комиссии Общественной палаты по социальному и демографическому развитию Александра Очирова, констатировав, что проблема семьи «не нуждается в особом позиционировании», а требует конкретного решения, сказала: «Мы рассчитываем, что Государственная Дума сделает все, чтобы законодательство наполнилось реальными технологиями соблюдения основных прав наших детей, технологиями, которые должны базироваться на таких важных категориях, как ответственность и безопасность».
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что основная идея современной государственной политики в отношении сиротства, направленная на стимулирование семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, «стратегически и нравственно правильная». Но, несмотря на усилия, которые предпринимает российская власть для разрешения проблемы сиротства в России, эта политика пока недостаточно эффективна.
 
В 2007 году в России насчитывалось 249 домов ребенка, где было 18 500 детей. Их число практически не сократилось по сравнению с 2000 годом, когда в 254 домах ребенка проживали 19 300 детей. Число детских домов с 2000 по 2007 год сократилось с 1244 до 1241, а количество воспитанников - с 72 300 до 61 000 человек. Растет число случаев лишений и ограничений родительских прав. Если в 2000 году у 42 917 родителей, лишенных родительских прав, было отобрано 53 073 ребенка, то в 2007 году 65 585 человек были лишены родительских прав, у них отобрано 77 416 детей. Еще 5848 детей были отобраны у родителей без лишения родительских прав.
 
Позиция Комитета, сказала его председатель, сводится к тому, что в основе государственной политики по отношению к сиротству должно проводиться выравнивание социального положения детей-сирот и родных детей. Семья - единственная естественная среда, в которой ребенок может вырасти полноценной личностью, ориентированной на создание прочной семьи. Среди семейных форм устройства предпочтение должно быть отдано усыновлению - форме устройства, наиболее соответствующей интересам детей. Нужна специальная система стимулирования мер усыновления. Следует стремиться к тому, чтобы не только семья выбирала ребенка, но и ребенок выбирал семью.
Участники слушаний считают, что необходимо думать о судьбе существующих учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, об их реформировании, но не уничтожении.
 
Директор департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Министерства образования и науки Алина Левитская напомнила, что в соответствии с действующим законодательством полномочия по опеке и попечительству с 1 января 2008 года переданы на уровень субъекта Федерации. «Таким образом подчеркнут особый статус этих полномочий как государственных, - пояснила она. - Усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства».
 
В 2007 году в России под опекой и попечительством находятся 378 тысяч 100 детей. В семьях усыновителей живут 150 тысяч 300 детей, в приемных семьях - 38,5 тысячи детей.
 
А. Левитская сообщила, что Министерство готовит ряд подзаконных актов, призванных конкретизировать положения закона об опеке и попечительстве. Готовятся поправки в Семейный кодекс, упорядочивающие вопрос функционирования представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению на территории России. предполагается законодательно установить, что сотрудниками таких представительств не могут быть работники воспитательных, образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, должностные лица, осуществляющие работу по усыновлению детей, а также их супруги и близкие родственники. Кроме того, готовятся решения об отмене независимого усыновления и изменения, связанные с более четким отбором кандидатов в усыновители и требующие углубленной подготовки иностранных граждан к приему ребенка в семью. Предполагается ввести обязательное психологическое тестирование этой категории граждан.
 
Подготовлены поправки в закон о въезде в РФ и выезде. Они позволят исключить незаконную посредническую деятельность физических и юридических лиц по усыновлению. В частности, предложено установить, что организация выезда детей на отдых и оздоровление за пределы РФ будет осуществляться только юридическими лицами при наличии разрешения органа опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством.
 
Напомним, что в конце апреля подписан Президентом РФ и в сентябре 2008 года вступит в действие федеральный Закон «Об опеке и попечительстве». Л. Суворова сообщила, что до сентября в карельское законодательство об опеке и попечительство (как и в законы других субъектов РФ) будут вноситься необходимые изменения. Параллельно будут разрабатываться и поправки в федеральное законодательство в этой важной сфере.
 
В Карелии в 2007 году увеличен финансовый норматив на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка, находящегося в учреждении, финансовый норматив составил 171585 рублей в год или 14298 рублей на одного ребенка в месяц (в 2006 году эти суммы составляли соответственно 143012 и 11918 рублей).
 
Сейчас многих волнует – будет ли сохранена такая форма воспитания детей, как патронат. Л. Суворова отметила, что в новом федеральном Законе суть этой формы попечительства остается, к тому же, все договоры о патронатном воспитании (заключенные между патронатными родителями и органами, передающими детей на воспитание, до вступления в действие федерального Закона) останутся в силе.
Члены Комитета ЗС РК по социальной политике считают, что необходим федеральный стандарт, в котором четко были бы определены все аспекты, связанные с сиротством – к примеру, если ребенок является сиротой, но находится под опекой или попечительством, каков будет его юридический статус.
 
Депутаты карельского парламента также выражают озабоченность состоянием дел с обеспечением детей-сирот жильем.
 
В РК на 1 января 2007 года в списках нуждающихся в получении жилья значилось 255 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. 298 из них нуждались в обеспечении жильем по г. Петрозаводску. При Администрации Главы РК создана рабочая группа для разрешения сложной ситуации по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем, рассмотрено и принято предложение о строительстве дома на 60 квартир (предполагаемый срок сдачи – 2009 г.). В 2007 году из бюджета Карелии выделены финансовые средства в размере 20481 тысяч рублей, приобретено жилье для 19-ти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 
Законодатели Карелии неоднократно на заседаниях парламентского Комитета по социальной политике обосновывали необходимость создания единой службы, которая бы координировала и организовывала работу по опеке и попечительству – пока что все эти вопросы курируют различные ведомства, что значительно снижает эффективность принимаемых мер по защите прав детей.
 
Участники слушаний в Госдуме выработали рекомендации профильному Комитету Госдумы, Правительству и органам власти субъектов Федерации. Комитету по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовано подготовить поправки в ряд действующих федеральных законов. В частности, предложено ввести ограничения на усыновление, опеку и попечительство для лиц, ранее судимых за умышленное преступления против жизни и здоровья граждан, ужесточить ответственность за незаконное усыновление и уточнить условия и механизмы предоставления детям сиротам дополнительных мер государственной поддержки.
 
Нужна кропотливая и глубокая работа по подготовке и внесению изменений в Семейный кодекс РФ и другие нормативные акты. К примеру, планируется распространить права на бесплатное медицинское обслуживание на усыновленных детей, которые ранее являлись детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; освободить этих детей от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними; разработать систему общественного контроля за процессом развития семейных форм устройства детей-сирот.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия