Общие проблемы органов местного самоуправления обсудили в Совете Федерации

29 октября 2008 г.
В Москве состоялось заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Открыл и провел его Председатель СФ Сергей Миронов.
 
Рассказывая о работе Совета законодателей, участник заседания, Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин отметил, что удалось подробно обсудить состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления.
Председатель СФ в своем выступлении напомнил недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».
Эта актуальная тема приобрела в нынешнем году особую остроту. Всего два месяца остается до вступления в силу в полном объеме 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Проблемы законодательного обеспечения и мониторинга правоприменительной практики в сфере местного самоуправления постоянно находятся в фокусе внимания органов власти разных уровней. Во всех федеральных округах прошли совещания, посвященные готовности субъектов Федерации к вступлению в силу 131-го закона. Они показали, что в этой сфере сделано уже немало. За прошедшее с начала муниципальной реформы время созданы и преобразованы тысячи муниципальных образований. Установлены и закреплены их границы, разработаны уставы. Приняты законы субъектов Федерации, наделяющие органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с предоставлением субвенций на их исполнение. Одобрены нормативные акты о межбюджетных отношениях, программы государственной поддержки развития муниципальных образований.
 
Вместе с тем на заседании много говорили о большом количестве  нерешенных вопросов, отметил Николай Левин. Один из самых актуальных - определение круга полномочий муниципальных образований. Этот круг расширяется, а ресурсов все еще маловато. Не закреплен федеральным законом и минимальный перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий – районный – уровень.
Другая злободневная местная проблема – это нехватка муниципальных финансов. Местные налоги не позволяют обеспечить полную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже об инновациях и инвестициях. Задачи поиска адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение граждан муниципальным жильем, строительство и эксплуатация коммунальной и дорожной инфраструктуры.
 
Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов - тех, что местные бюджеты получают от муниципальных предприятий.
Как было отмечено на заседании, велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти. Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владельцах недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически невозможно, отсутствует механизм контроля за пользованием землей со стороны муниципальных органов. Не решены пока и проблемы, касающиеся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан - и это далеко не второстепенный вопрос, он касается практически всех граждан страны. До завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов всех уровней, обеспечивающих реализацию  указанного закона.
 
С докладом о состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации выступил председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук. Он отметил, что переходный период институализации местного самоуправления в нашей стране в целом завершен.  Со времени принятия федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» количество муниципальных образований в стране выросло более чем в 2 раза, численность депутатов местных представительских органов превысила 240 тыс. человек, около 330 тыс. служащих насчитывают муниципалитеты. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления с одновременной передачей функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, определена финансовая и материальная основа местного самоуправления.
 
Докладчик проиллюстрировал примерами и ряд проблем из практики реализации 131-го закона, подчеркнув, что, прежде всего, речь идет о создании условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований. Из-за сложившейся схемы распределения налогов муниципалитеты зачастую лишаются движущих стимулов к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы, отметил С. Киричук.  Из режима активного поиска дополнительных ресурсов и источников пополнения местных бюджетов они переходят в режим пассивного ожидания финансовой помощи «сверху», отметил он. Таким образом важнейшей становится задача перераспределения доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства России.
 
На заседании выступили также парламентарии из многих субъектов РФ, которые привели свои примеры из практики реализации реформы местного самоуправления в стране и внесли предложения, направленные на повышение ее эффективности.
По итогам заседания принято решение Совета законодателей с предложениями ускорить работу по внесению изменений в федеральное законодательство с учетом высказанных на заседании предложений и замечаний.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия