Коррупция – угроза национальной безопасности

4 июля 2008 г.
2 июля в Совете Федерации завершил свою работу Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) по вопросу «Законодательное обеспечение противодействия коррупции».
 
В заседании принял участие Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин.
По мнению выступавших, коррупция разлагает социально-экономические основы Российского государства, негативно влияет на общество, препятствует обеспечению конституционных прав и свобод граждан. Коррупция распространяется на самых различных уровнях, создает в обществе обстановку недоверия к органам государственной власти, вредит международному престижу нашей страны.
В решении, принятом по итогам заседания указывается, что сохранению высокого уровня коррупции в стране во многом способствует несовершенство нормативно-правовой базы. Совет законодателей поддержал предложение Президента России Дмитрия Медведева о разработке национального плана противодействия коррупции и создал рабочую группу из членов Совета. На нее возлагаются обязанности по подготовке предложений для включения в Национальный план противодействия коррупции и работа по его реализации. 
 
В решении также содержатся конкретные предложения в адрес Правительства РФ, Федерального Собрания и органов власти субъектов РФ. В частности, предлагается разработать антикоррупционные программы в различных отраслях экономики, создать межведомственные советы по противодействию коррупции, организовать постоянно действующий мониторинг законодательства и правоприменительной практики в сфере борьбы с коррупцией и устранения ее социально-правовых предпосылок.
 
Николай Левин подчеркнул, что содержательный доклад Президента России Дмитрия Медведева, а также широкий обмен мнениями на заседании показали, что собравшиеся едины в понимании опасности и тяжести последствий коррупционных проявлений в стране, в оценке их разрушающего воздействия на экономическую, политическую и духовную жизнь общества. У участников заседания сложилось чёткое представление о первоочередных правовых, организационных, экономических, социо-культурных мерах борьбы с этими проявлениями. 
В ряде субъектов Российской Федерации уже заложены основы антикоррупционной системы, имеются интересные наработки в организации государственной и муниципальной службы, открытости принимаемых решений органами власти и местного самоуправления. Этот опыт был востребован при разработке федерального закона «О противодействии коррупции». «Главное сейчас - обуздать коррупционную вольницу», - заявил глава верхней палаты российского парламента.
Кстати, у нас в стране пока отсутствует единая методика проведения антикоррупционной  экспертизы законопроектов. Есть множество вариантов таких методик – от официальных (разработанных, например, Минюстом) до общественно-научных и индивидуальных. Теперь будет обобщаться накопленный опыт и законодательно закрепляться критерии оценки законопроектов на коррупциогенность на всех стадиях законодательного процесса.
 
«В Республике Карелия 19 июня депутаты Законодательного Собрания приняли в первом чтении два региональных законопроекта, направленные на противодействие коррупции - «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (законодательные инициативы Главы Республики Карелия С. Катанандова)», - напомнил, рассказывая о заседании Совета, спикер карельского парламента Николай Левин.
Законопроект «О противодействии коррупции» предполагает, что будет проводиться антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, антикоррупционный мониторинг (это поможет оценивать результаты проводимой работы, разрабатывать прогнозы и тенденции развития антикоррупционных мер), осуществляться антикоррупционное образование и пропаганда, а также будут публиковаться отчеты о реализации мер антикоррупционной политики.
Инновационной для республики может стать норма закона, которая позволяет по инициативе общественных объединений и организаций (зарегистрированных в установленном порядке на территории Карелии) проводить общественную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РК, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также их проектов. Подобная практика востребована обществом и позволит на деле реализовать принцип открытости и публичности при принятии решений властными структурами.