Парламентарии Северо-Запада обсудили проблемы местного самоуправления

10 июня 2008 г.
В Законодательном Собрании Республики Карелия состоялось заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления. Оно прошло в рамках мероприятий XXXV конференции ПАСЗР.
 
В заседании, которое прошло под руководством председателя постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета ЗС РК по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Николая Ершова, приняли участие руководители профильных парламентских комиссий и комитетов из всех регионов Северо-Запада, федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Мурашов, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия.
 
В начале заседания с сообщением о практике применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выступил председатель Государственного комитета по вопросам развития местного самоуправления РК Михаил Анненков. Он рассказал о ходе муниципальной реформы в республике, о положительном опыте, накопленном исполнительными и законодательными органами власти Карелии.
 
В ходе развернувшейся дискуссии парламентарии Северо-Запада отмечали, что реализация 131-го федерального закона в одних регионах идет успешнее, в других сложнее. «Среди лидеров, по данным Министерства регионального развития России и Общественной палаты РФ, - Вологодская область. Я бы добавил еще Ленинградскую область. Хуже в силу финансово-экономического положения обстоят дела в Новгородской и Псковской областях. В последней органы местного самоуправления городских и сельских поселений до сих пор работают по сметам, не имея собственного бюджета, что, разумеется, весьма сильно препятствует приобретению  главами муниципальных образований и специалистами необходимого управленческого опыта», - отметил Михаил Мурашов.
 
Есть и общие трудности. В первую очередь они связаны с недостатком финансовых средств для исполнения городскими и сельскими поселениями переданных им полномочий.
Один из выходов, по мнению участников заседания, состоит в укрупнении поселений, что позволит увеличить налогооблагаемую базу. Например, по такому пути намерены пойти в Вологодской области, где создано 372 поселения. В Ленинградской области первые шаги в этом направлении уже сделаны. Как рассказал заместитель председателя постоянной комиссии областного Законодательного собрания по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Николай Емельянов, не так давно был проведен референдум по вопросу объединения Светогорского и Лесогорского городских поселений Выборгского района. Подавляющее большинство жителей высказались за слияние двух муниципальных образований в одно.
 
Кроме того, региональные депутаты считают целесообразным пересмотреть нормативы распределения основных бюджетообразующих налогов – транспортного, НДФЛ, единого налога – в пользу местных бюджетов, изменить порядок зачисления НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства, учитывая его социальный характер, и внести ряд других соответствующих изменений в федеральное законодательство.
 
Различные точки зрения были высказаны по вопросу, должно ли быть у главы муниципального образования право совмещать обязанности руководителя исполнительного и представительного органа местного самоуправления. По мнению председателя Ассоциации муниципальных образований Республики Карелия Владимира Захарова, в городских поселениях, где количество жителей  не превышает 10 тысяч человек, подобная система позволит наладить более эффективную работу ОМСУ.
 
Обсудили участники заседания и вопрос о выборах глав администраций муниципальных образований. Единого мнения на это счет нет: например, заместитель председателя комитета ЗС РК по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Алексей Мосунов полагает, что необходимо сохранить прямые всенародные выборы мэров. С ним не согласился его коллега, заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по государственному устройству, местному самоуправлению и межрегиональному сотрудничеству Игорь Чесноков. По его мнению, более действенной является заключение контрактов с так называемыми сити-менеджерами. Это будет способствовать приходу к руководству поселений настоящих профессионалов-управленцев.
 
Подводя итог заседанию, Николай Ершов отметил, что предложения комитета будут вынесены на обсуждение конференции Парламентской Ассоциации и переданы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, где в сентябре 2008 года планируется проведение «круглого стола» по теме «О практике применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия