Миграция: региональный аспект глобального явления

27 мая 2008 г.
27 мая в Законодательном Собрании состоялись заседания международного круглого стола «Миграционные процессы в Республике Карелия: ситуация, тенденции».
 
Организовали круглый стол Совет неправительственных организаций при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия, Карельский ресурсный Центр общественных организаций при содействии и поддержке Межрегионального информационно-делового Центра  г. Москвы при содействии Министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства труда и занятости населения РК, Управления федеральной миграционной службы РФ по РК, Карельского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы» (Петрозаводск), Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России, Союза промышленников и предпринимателей Республики Карелия, Ассоциации рыбопромышленников «Северо-Запад», Библиотечной ассоциации РК и Администрации г. Кондопоги.
Основной задачей мероприятия стало обобщение существующего опыта и разработка рекомендаций в сфере регулирования внешней трудовой миграции и социально-культурной адаптации мигрантов в Карелии.
 
Открывая пленарное заседание, Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин подчеркнул, что поскольку Республика Карелия является привлекательным регионом для мигрантов и миграционные процессы на территории республики носят ярко выраженный экономический характер, увеличение миграционных потоков в Карелию становится индикатором наличия благоприятных условий для повышения качества жизни населения.
С учетом тенденций развития миграционной ситуации в регионе, Правительство Республики Карелия, органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют на территории республики программы, проекты и мероприятия, направленные на решение вопросов миграции, в том числе адаптации мигрантов, ведь важной составляющей миграционной политики является интеграция мигрантов в принимающий социум. От успешной интеграции в итоге зависит решение вопросов безопасности и социально-экономического развития территорий вселения мигрантов.
 
Решение проблем социально-культурной адаптации мигрантов возможно только при последовательной  и системной государственной поддержке. В настоящее время решение проблем социально-культурной адаптации мигрантов носит точечный характер. Но важно, что инициативу по проведению мероприятий по интеграции мигрантов в принимающее сообщество проявляют, в том числе и общественные организации.
В качестве основного итога реализации мероприятий, направленных на решение задач социально-культурной адаптации мигрантов, Николай Левин отметил создание (при поддержке при поддержке Министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, НП «Карельский ресурсный Центр общественных организаций» (базовая организация Совета НПО при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия) и КРОО «Общество украинской культуры «Калина») в 2007 году Центров социально-культурной адаптации мигрантов в городах Петрозаводске, Кондопоге, Олонце, Сортавале и Костомукше.
Николай Левин подчеркнул, что поскольку по прогнозам миграционный приток на территорию Карелии будет увеличиваться, перед республикой появится ряд новых непростых проблем. И те обобщающие выводы, которые будут сделаны по итогам работы круглого стола, станут востребованными в процессе дальнейшей реализации миграционной политики в республике.
 
Начальник УФМС России по РК Олег Колесников в своем выступлении охарактеризовал состояние миграционной ситуации в Республике Карелия в 2007 году. В 2007 году «миграционная нагрузка» в республике составила 10,4%. Миграционный прирост составил 1071 человек и вырос по сравнению с 2006 годом в 3,1 раза. Основные цели прибытия иностранных граждан: туризм (60,9 тыс.чел.), коммерческая (44,9 тыс.чел.), частная (20,7 тыс.чел.), работа (4,4 тыс.чел.), транзитом проследовало 175 человек.
Количество законно находящихся на территории республики иностранных граждан значительно возросло в связи с вступившим в 2007 году федеральным Законом № 109-ФЗ, упростившим правила и порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ. В 2007 году в республике на миграционный учет было поставлено на 20% больше иностранных граждан, чем было зарегистрировано по месту временного пребывания иностранных граждан в 2006 году. Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории республики постоянно проживают по видам на жительство 193 иностранных гражданина, что на 41% меньше, чем в 2006 году. Из них наибольшее количество граждан Украины, Латвии, Азербайджана и Вьетнама. По разрешениям на временное проживание проживает 1099 иностранных граждан, что на 25% больше, чем в 2006 году. На учете в УФМС по состоянию на 1 января 2008 года состоит  116 вынужденных переселенцев (52 семьи).
 
Гражданство Российской Федерации в 2007 году получили 1067 человек, что на 33% больше, чем за 2006 год. Наибольшее количество заявлений о приобретении гражданства России поступило от граждан Украины, Армении, Азербайджана,  Грузии, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана.
Введение нового миграционного законодательства отразилось на ситуации с трудовой миграцией в Республике Карелия - общая численность привлекаемых иностранных работников составляет 1,2% совокупной численности занятого населения республики, и существенного влияния на рынок труда в Карелии пока не оказывает. Большая часть жителей республики (66%) трудится в отраслях материального производства, а иностранные граждане работают в основном в лесозаготовительной (38%) и строительной (22%) отраслях.
Всего в 2007 году легально осуществляли трудовую деятельность 4324 иностранных работников (в 4 раза больше, чем в 2006 г.). Основными экспортерами иностранной рабочей силы в республику являлись Украина (49%), Узбекистан (13%), Таджикистан (10,5%), Азербайджан (7,8%), Армения (6,6%), Кыргызстан (4,4%), Молдова (3,7%), Финляндия (2%).
Наибольшее количество иностранных работников привлекалось в промышленности и лесном хозяйстве -44%, строительстве -22%, в торговле – 13%, на транспорте – 4,7%.
Несмотря на предпринятые меры по вопросам регулирования миграционных процессов, на территории республики все еще остается актуальной проблема незаконной миграции.
В основном это объясняется следующими причинами:
  • высокой привлекательностью России для мигрантов (в большинстве - трудовых из стран СНГ);
  • безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию граждан большинства стран-участниц Содружества;
  • относительной мягкостью визового режима на внешних границах СНГ;
  • прохождением по территории России маршрутов миграции из азиатского и дальневосточного регионов мира в Европу.
 
Характеризуя положение дел с незаконной миграцией, О. Колесников отметил, что среди четырех составляющих незаконной иммиграции (незаконный въезд, незаконное пребывание, нелегальная трудовая деятельность, незаконный выезд) наиболее характерной для нашей республики является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства и нарушение режима пребывания на территории РФ  иностранными гражданами.
В некоторой степени нелегальные трудовые мигранты представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и - что важно, социальной зашиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов. Часть мигрантов, ведущая маргинальный, асоциальный образ жизни, нередко является разносчиком инфекционных и иных социальных болезней (СПИД, туберкулез, гепатит и др.).
 
В целом незаконная миграция ведет к усилению религиозной розни, в среде незаконных мигрантов осуществляют свою деятельность религиозные организации и секты деструктивного толка, их агрессивная миссионерская политика создает условия для возникновения очагов межконфессиональной напряженности и способна провоцировать крупные асоциальные акции. Поэтому присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, ухудшать криминальную обстановку и т.д. Нелегальная трудовая миграция деформирует еще не сформировавшийся национальный рынок труда, расширяет «ниши» теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности страны.
В 2007 году УФМС России по Республике Карелия была проведена экспертная оценка масштабов незаконной миграции на территории Республики Карелия. Выяснилось, что численность нелегальных мигрантов на территории Карелии составляет примерно 2 тысячи человек, что свидетельствует о снижении масштабов незаконной миграции в республику – это один из положительных результатов проводимой в РФ миграционной политики.
 
Необходимо отметить, заявил О. Колесников, что за последние четыре года в Республике Карелия наметилась тенденция к снижению преступлений, совершенных иностранными гражданами. Одним из путей решения проблемы снижения уровня незаконной миграции является предусмотренное федеральным законодательством упрощение порядка их регистрации и учета, а также механизма трудоустройства иностранных граждан при значительном сокращении срока получения разрешения на работу.
Но нельзя забывать, что либерализация миграционного законодательства, как показывает мировая практика, требует одновременного усиления мер иммиграционного контроля. Признавая, что борьба с нелегальной трудовой миграцией только с использованием административных мер неэффективна, в ФМС России разработали проект ведомственной целевой программы по привлечению в РФ квалифицированных трудовых мигрантов. На привлечение из-за рубежа наших соотечественников нацелена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В Республике Карелия также была проведена совместная работа по подготовке и доработке проекта региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, которая была одобрена Главой РК и сейчас находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
 
Министр РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Андрей Манин напомнил участникам заседания, что миграционные перемещения, в короткие сроки изменяющие исторический социальный и этнокультурный облик населения государств, являются одним из социальных последствий глобализации, сопровождающейся включением стран в глобальные информационные и финансовые потоки.
В этой связи актуальной задачей становится поиск новых форм отношений с прибывающим, особенно иноэтничным, населением для того, чтобы не только адаптировать его к местным нормам повседневного поведения и оптимально использовать новые трудовые ресурсы, но и ориентировать принимающее население на толерантное взаимодействие с мигрантами. Одним из способов решения этой задачи в мировой практике является интеграция мигрантов в принимающий социум.
В современном мире в основном используются две интеграционные модели – ассимиляционная и мультикультурная. Кстати, в России имеют место отдельные элементы мультикультурализма и мультикультурных социальных практик. Это и само по себе существование многонациональной федерации, в которой некоторые субъекты, в силу исторической традиции, выделены по этническому признаку, и Конституция Российской Федерации (которая предусматривает право на сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, запрещает пропаганду социального, расового, национального или языкового превосходства).
 
Следует отметить, что в российской ситуации ни одна из интеграционных моделей не принимается однозначно позитивно: мультикультурная модель вызывает критику большинства, а ассимиляционная модель не удовлетворяет этнические меньшинства, в первую очередь те народы, для которых Россия – страна исконного проживания. Одним из возможных компромиссных вариантов становится организация деятельности на мультикультурных принципах государственных структур, сотрудники которых непосредственно взаимодействуют с полиэтничным населением, в том числе, с помощью институтов гражданского общества. Это также дает возможность государству более эффективно влиять на характер и состояние межэтнических отношений.
Министр рассказал об опыте реализации в Карелии программ и проектов, направленных на решение задач социально–культурной адаптации мигрантов.
 
Далее на пленарном заседании выступил Николай Оськин, генеральный директор НП «Карельский ресурсный Центр общественных организаций», член Совета НПО при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия, который рассказал о работе Центра по развитию межнациональных отношений и урегулированию проблем миграции в Республике Карелия.
Доклад Министра труда и занятости РК Гивия Карапетова был посвящен вопросам трудовой занятости мигрантов.
Заместитель Генерального директора ГУ «Межрегиональный информационно - деловой центр» Ольга Лисеенко посвятила свое выступление актуальным проблемам управления миграционными процессами, в том числе, - миграционному законодательству и мерам его совершенствования.
Светлана Курченкова, эксперт- кординатор Фонда «Новая  Евразия» рассказала о стратегиях и опыте Фонда «Новая Евразия» в решении проблем миграции.
 
Председатель КРОО «Общество украинской культуры «Калина» Лариса Скрипникова поделилась опытом создания Ресурсного центра «Наш дом – ваш дом». Центром при содействии Министерства организован регулярный прием иностранных граждан, работает телефон «Горячая  линия», более 250  мигрантов и членов их семей получили правовые и психологические консультации. Проводятся семинары, подготовлена и издана памятка мигранту, прибывающему в республику, которая по соглашению с руководством Октябрьской железной дорогой распространялась  в поездах.
Вице-президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Роман Матлаб Оглы Агаев рассказал о возрастающей роли национально-культурных автономий в адаптации мигрантов, а Олег Толстогузов, заместитель директора Института экономики КарНЦ РАН, член Совета НПО при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия, познакомил участников заседания с перспективами развития рынка труда в области распределения и концентрации рабочих мест в Республике Карелия.
Татьяна Морозова, директор НП Центра «Социо-Логос», член Совета НПО при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия охарактеризовала современное состояние демографической ситуации в республике.
 
Во второй половине дня состоялись заседания секции «Трудовая миграция: ситуация, тенденции, проблемы, пути решения» и секции «Проблемы социально-культурной адаптации семей мигрантов». Участники обсудили пленарные доклады и провели дискуссии по таким вопросам, как информационно-методическое сопровождение процесса трудовой миграции (правовой аспект), легализация и условия труда мигрантов, анализ рынка занятости трудовых мигрантов в Карелии и его перспективы, поддержка деятельности национально-общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий по вовлечению мигрантов в реализацию общественно значимых программ и проектов, роль общественных объединений в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, общественное продвижение идей социально-культурной адаптации семей мигрантов. Участники секционных заседаний также обсудили предложения для включения в Рекомендации международного круглого стола.
 
В конце первого дня работы были подведены итоги и создана рабочая группа по редактированию итоговых документов.
Второй день работы круглого стола проходил в Молодёжно-культурном центре города Кондопоги и был посвящен вопросам развития деятельности Центров социально-культурной адаптации мигрантов в Республике Карелия.
 
Материалы круглого стола, тексты докладов и презентаций,
а также принятые Рекомендации будут размещены на официальном сайте
Законодательного Собрания Республики Карелия.