Парламентарии Севера-Запада России встретились в Петрозаводске

9 июня 2008 г.
6-7 июня 2008 года в Законодательном Собрании Республики Карелия состоялась XXXV Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР).
К участникам Конференции – руководителям и депутатам законодательных (представительных) органов власти Северо-Запада Российской Федерации, представителям федеральных и республиканских органов исполнительной власти, Государственной Думы Федерального Собрания, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Северного Совета, Детского Фонда ООН, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, российских и карельских СМИ – с приветствием обратился Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Николай Левин. Он отметил важную роль, которую играет консолидированная позиция парламентариев Северо-Запада в принятии законопроектов на уровне России, и пожелал плодотворной работы участникам Конференции.
 
Председатель Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, Председатель Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская открыла Конференцию и вручила Почётные грамоты Ассоциации Заместителю Премьер-министра Правительства РК В. Тольскому, депутатам ЗС РК В. Красулину, В. Смородину и О. Шереметьеву, начальнику Аппарата ЗС РК А. Уханову и ряду работников Аппарата карельского Парламента. Вечером, на торжественном заседании, посвящённом Дню Республики, Марина Истиховская вручила Почётную грамоту Парламентской Ассоциации Северо-Запада России Главе Республики Карелия С. Катанандову.
 
Состояние автодорог вызывает беспокойство депутатов
Затем участники Конференции перешли к рассмотрению основных вопросов повестки дня и заслушали сообщение Председателя Псковского областного Собрания депутатов Бориса Полозова «О проблемах финансирования автодорог федерального значения и региональных автодорог с транзитным движением международного автотранспорта».
Он отметил, что парламентарии Северо-Запада обеспокоены критическим состоянием федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории их регионов. С каждым годом количество участков федеральных дорог, пришедших в аварийное состояние, увеличивается. Это приводит к увеличению потока грузового автотранспорта на региональных дорогах, которые не выдерживают дополнительной нагрузки и приходят в аварийное состояние.
После обсуждения вопроса члены ПАСЗР решили направить в Правительство Обращение, в котором предлагается предусмотреть финансирование в 2008 году капитального ремонта аварийных участков федеральных автодорог Северо-Запада, ежегодно выделять субсидии на реконструкцию и модернизацию региональных автодорог с транзитным движением международного автотранспорта, выполняющих, по сути, функции федеральных автодорог.
 
Необходим закон о приграничном сотрудничестве
Выступление Председателя постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству, Председателя комитета по законодательству и государственному строительству Мурманской областной Думы Павла Сажинова было посвящено проблемам приграничного сотрудничества. Сейчас 48 субъектов Российской Федерации имеют приграничное или приморское положение. Развивается приграничное сотрудничество и на Северо-Западе России, но его активизации мешают пробелы в российском законодательстве в этой сфере.
В связи с этим ПАСЗР подготовлено Обращение к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости ускорения разработки и принятия проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве субъектов Российской Федерации».
В нём говорится о том, что на Северо-Западе России все большая роль отводится приграничному сотрудничеству. На региональном и местном уровнях развиваются экономические и культурные связи, контакты между людьми, взаимодействие органов государственной власти и местных сообществ.
Положительное влияние на эти процессы оказали как Концепция приграничного сотрудничества, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2001 году, так и Европейская Рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которую Российская Федерация ратифицировала в 2002 году.
Опираясь на эти документы и реализуя их положения, приграничные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вносят реальный вклад в создание «пояса добрососедства» и укрепление безопасности по периметру северо-западных границ страны.
Вместе с тем, как показывает практика, большие возможности приграничного сотрудничества используются не полностью. Его развитие сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимого для этого соответствующего федерального закона, других нормативных актов и правовых механизмов.
Совет Федерации 30 мая 2008 года одобрил проект федерального закона «О приграничном сотрудничестве» и внес его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
 
«Парламентская Ассоциация Северо-Запада России, представляющая законодательные органы субъектов Северо-Запада России, просит Государственную Думу и Совет Федерации ускорить рассмотрение, согласование и принятие данного федерального закона. Его принятие и последующая реализация позволят поднять на качественно новый уровень приграничное взаимодействие нашего региона с соседними государствами» - говорится в Обращении.
 
Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления нуждается в корректировке
Затем участники заседания рассмотрели ряд вопросов, связанных с финансовым обеспечением реформы местного самоуправления.
От имени карельских депутатов член постоянного комитета ПАСЗР по экономической политике и бюджетным вопросам, председатель Комитета по экономической политике и налогам ЗС РК Валерий Дубов предложил принять Обращении к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу финансового обеспечения расходных обязательств по корректировке государственной кадастровой оценки земельных участков в субъектах Российской Федерации.
На территории Северо-Западного федерального округа, как и по всей Российской Федерации, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков по категориям земель, начатые в 2000 году, были завершены в 2005 году. В Постановлении Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Но в настоящее время кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной стоимости. В связи с этим возникла необходимость проведения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
 
 Проблема, по мнению карельских законодателей, заключается в том, что в настоящее время на федеральном уровне законодательно не урегулированы расходные обязательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в проведении работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, то есть они не наделены полномочиями по финансированию указанных работ. Есть и другие вопросы, которые требуют разрешения на федеральном уровне.
Члены ПАСЗР поддержали карельских коллег и приняли Обращение, в котором высказано предложение Государственной Думе Федерального Собрания РФ выделить средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по актуализации государственной кадастровой оценки земель, предусмотренной Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)». Правительству РФ высказано предложение о приведении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008  годы)» в соответствие с федеральным законодательством в части финансирования мероприятий по актуализации государственной кадастровой оценки земель за счет федерального бюджета.
 
Участники Конференции поддержали законодательную инициативу Калининградской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Депутаты считают, что необходимо внести изменения в данный закон, которые предусматривают, в случае принятия судами решений об отмене законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих статус муниципальных образований, при установлении вновь статуса муниципальных образований органами государственной власти субъектов Российской Федерации применение требований статьи 84 указанного Федерального закона.
Также предлагается внести изменение в статью 84 вышеуказанного Федерального закона, предусматривающее, что в случае принятия судами решений об отмене законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих статус муниципальных образований, при установлении вновь статуса муниципальных образований, требования статьи 13 (преобразование муниципальных образований) данного Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации не применяются.
 
Также были поддержаны проекты федеральных законов «О внесении изменения в статью 1391 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации», внесенные депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Самойловым.
Первый законопроект предусматривает увеличение предельного размера иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, с 10% до 20%. Это связано с необходимостью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, так как фактически существующая бюджетная сеть зачастую не соответствует численности постоянного населения, проживающего на территории муниципального образования.
Предлагаемое в законопроекте изменение поможет учесть местные условия формирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, расширить границы маневра субъекта Российской Федерации в пределах собственных возможностей и тем самым усилить роль субъекта Российской Федерации в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований, полнее учитывать их интересы.
По мнению депутатов, принятие данного законопроекта обеспечит условия для устойчивого исполнения местных бюджетов.
Второй  проект федерального закона направлен на урегулирование на федеральном уровне отдельных вопросов бюджетного процесса в Российской Федерации.
Предложение о внесении дополнения статьи 142 Бюджетного кодекса еще одним видом межбюджетного трансферта – субвенций на реализацию полномочий, передаваемых между уровнями власти муниципальных районов и входящих в их состав поселений, имеет цель конкретизировать статью 142, определяющую формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов.
Необходимость принятия данного закона возникла в связи с тем, что органы местного самоуправления в некоторых субъектах Российской Федерации не имеют возможности надлежащим образом выполнять возложенные на них бюджетные полномочия в полном объеме в связи с недостаточностью кадровых, программно-технических и иных материальных ресурсов.
Принятие этого законопроекта позволит эффективнее использовать конкретные местные условия формирования и исполнения бюджета субъекта Федерации,  расширить границы маневра субъекта Федерации в пределах собственных возможностей, полнее учитывать интересы конкретных муниципальных образований.
 
Внимание проблемам коренных народов
Конференция одобрила Обращение к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости ускорения работы по реализации рекомендаций парламентских слушаний на тему «Российский и международный аспекты правового регулирования положения коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 27 февраля 2007 года.
В Обращении от имени ПАСЗР предлагается Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
  • провести анализ федерального законодательства с целью установления необходимости внесения дополнений и изменений  в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, определяющие особенности регулирования соответствующих общественных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • законодательно закрепить требование о партнерском характере взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территориях их традиционного проживания;
  • ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • ускорить разработку проекта федерального закона о проведении этнологической экспертизы при осуществлении хозяйственной деятельности в районах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • принять необходимые меры по ускорению разработки проекта  и принятию проекта федерального закона, направленного на правовое регулирование и развитие северного оленеводства;
 
Правительству Российской Федерации:
  • ускорить разработку и утверждение проекта федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2015 года»;
  • подготовить и принять нормативные правовые акты о территориях традиционного природопользования федерального значения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и о порядке определения границ и отвода земель территорий традиционного природопользования;
  • ускорить доработку и утверждение методики расчета убытков, причиненных коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате промышленного освоения территорий их проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также порядка компенсации возмещения нанесенного им ущерба;
  • ускорить утверждение Комплексного плана мероприятий по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, предусмотрев в нем перечень первоочередных мер по совершенствованию российского законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • в целях создания условий для свободной реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера гарантируемых им Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами прав рассмотреть вопрос о возможности разработки механизма определения их национальной принадлежности.
 
Дошкольное образование нуждается в государственной поддержке
Ещё одно Обращение ПАСЗР к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации касается вопроса внесения изменений и дополнений в нормативные акты Российской Федерации в части установления правовых норм, обеспечивающих развитие системы дошкольного образования.
По мнению парламентариев, уровень дошкольного образования является одним из главных образовательных ресурсов, не уступающих последующим уровням образования. Являясь основой образования, дошкольное образование стоит у истоков развития интеллекта ребенка и, следовательно, интеллектуального будущего нашего общества.
В то же время, педагогическая, научная и родительская общественность, государственные деятели в последние годы постоянно выражают озабоченность в отношении качества дошкольных образовательных услуг, обеспеченности местами в детских садах, кадрового обеспечения дошкольного образования. Кроме того, законодательные акты Российской Федерации не содержат норм прямого действия и конкретных механизмов по реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование; отсутствует достаточная социальная защищенность дошкольных педагогов; материально-техническая база  дошкольных образовательных учреждений, особенно реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования, не соответствует требованиям времени; государственные санитарно-эпидемиологические требования к устройству дошкольных образовательных учреждений не учитывают особенности организации обучения  и питания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своём обращении Ассоциация предлагает:
 
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
  • внести дополнения  в Закон Российской Федерации  от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» в части установления механизмов получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  • внести изменение в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, включив в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
 
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке и принятии Федеральной целевой программы развития системы дошкольного образования, в рамках которой предусмотреть:
    • меры по развитию материально-технической базы  дошкольных образовательных учреждений, в том числе по обеспечению учебно-наглядными пособиями;
    • меры по строительству новых дошкольных образовательных учреждений на условиях софинансирования бюджетов всех уровней;
    • меры по повышению уровня оплаты труда и материальному стимулированию педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
    • меры государственной поддержки государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования;
 
разработать государственные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Проблемы детей-инвалидов и льготного обеспечения лекарствами – под контроль депутатов
Парламентская Ассоциация, постоянный комитет ПАСЗР по социальной политике неоднократно рассматривали на своих заседаниях вопрос о защите прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
На заседаниях отмечалось, что в последнее время Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов России все более активно рассматривается вопрос о пересмотре подходов к формированию социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности к детям-инвалидам.
Принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» способствовало повышению социального самочувствия граждан с ограниченными возможностями здоровья.
 
Следует отметить, что в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, а также в связи с установлением 2008 года Годом семьи в Российской Федерации, особенно актуальным является формирование государственной политики именно по отношению к детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
К сожалению, социальная защита данной категории граждан не является приоритетным направлением современной социальной политики в Российской Федерации. Семьи, имеющие детей-инвалидов, находятся в тяжелом материальном положении, не решаются в полной мере вопросы, связанные с воспитанием  и образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечением безбарьерности среды для таких граждан. Не вошла в общероссийскую практику и идея организации системы инклюзивного (в переводе с английского – «включенного»), интегрированного образования детей-инвалидов.
Несовершенство наблюдается и в сфере нормативного обеспечения социальной защиты данных категорий.
 
Выражая озабоченность сложившейся ситуацией по решению этих вопросов, ПАСЗР приняла Обращение к Государственной Думе Федерального Собрания РФ,  Правительству РФ с предложениями:
  • внести изменения в абзац 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исключив из него слова «в домах государственного или муниципального жилищного фонда», что позволит предоставлять меру социальной поддержки по 50-процентной скидке по оплате жилого помещения вне зависимости от вида жилого фонда, в котором проживает ребенок-инвалид или семья, имеющая детей-инвалидов;
  • с целью реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и воспитание сформировать нормативную базу для внедрения на территории РФ системы инклюзивного образования детей-инвалидов;
  • с целью реализации программно-целевого подхода расширить направление «Семья с детьми инвалидами» Подпрограммы «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172 и пересмотреть основные положения Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года № 832 в части определения одной из приоритетных целевых категорий программы – детей-инвалидов.
 
Председатель Комитета ЗС РК по социальной политике Михаил Мрыхин проинформировал Конференцию о том, что  в нашей республике принят закон о детях-инвалидах, который направлен на обеспечение интеграции в общество детей со сложными нарушениями здоровья (как дошкольного, так и школьного возраста) посредством предоставления равного доступа к обучению и воспитанию в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Таким образом, в Карелии (пожалуй, в первом и единственном из регионов РФ) уже с июля нынешнего года будет навсегда исключено и из правового поля, и из обихода такое понятие, как «необучаемый» ребенок. Право на образование будет предоставляться всем детям в равной мере.
 
Парламентарии Северо-Запада не могли пройти мимо такой актуальной сегодня темы, как обеспечение льготников бесплатными лекарствами. Эта проблема актуальна для всех регионов. После обсуждения Конференция приняла Обращение к Правительству Российской Федерации по вопросу улучшения лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
В Обращении говорится: «Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, проанализировав ситуацию с реализацией в субъектах Северо-Запада Российской Федерации программы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку, пришла к выводу, что перспектива ее реализации в 2008 году критическая, требующая незамедлительного вмешательства Правительства Российской Федерации». В связи с этим Парламентская Ассоциация предлагает Правительству РФ:
  • применить централизованно установленные районные коэффициенты при определении сумм на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг в расчете на одного гражданина в месяц;
  • увеличить подушевой норматив на обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи на одного гражданина до 1200 рублей в месяц;
  • предусмотреть увеличение финансирования в течение календарного года на граждан, вошедших в федеральный регистр в течение календарного года и имеющих право на государственную социальную поддержку;
  • законодательно исключить право граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, на отказ на получение набора социальных услуг;
  • по лекарственному обеспечению больных, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой и онкологическими заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, проводить в рамках отдельных федеральных целевых программ;
  • усилить государственное регулирование цен на фармологическом рынке с жестким контролем за уровнем цен на лекарственные средства;
  • проводить закупки лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям и на условиях конкурса, а не аукциона;
  • предоставить право реализации лекарственных средств медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов.
 
Впервые на Конференции ПАСЗР выступила заместитель представителя Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации Кемлин Ферли. Она рассказала о точке зрения ЮНИСЕФ на перспективы развития института уполномоченных по правам ребенка в России. Госпожа Ферли отметила, что она впечатлена работой, которая ведётся на Северо-Западе России в последние годы по защите прав ребёнка и выразила надежду на развитие регионального законодательства в этой сфере.
 
Законодательные инициативы регионов – в Государственной Думе
Перед участниками Конференции выступил заместитель начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадий Мартьянов. Он рассказал о взаимодействии Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. По информации Г. Мартьянова, в прошлом году из 514 законодательных инициатив, поступивших в Государственную Думу из субъектов РФ, были приняты Думой и подписаны Президентом РФ только 53, из них 8 были подготовлены в Северо-Западном федеральном округе. Сейчас в Комитетах Государственной Думы ждут своего рассмотрения 110 законодательных инициатив из региональных парламентов Северо-Западного региона. Это объясняется как объективными причинами (некачественная подготовка законопроектов), так и субъективными (иногда Комитеты Государственной Думы формально подходят к этим законопроектам), что объясняется отсутствием Федерального закона, который бы регламентировал процедуру внесения и рассмотрения в Государственной Думе законодательных инициатив, подготовленных в субъектах РФ. Проект такого закона был подготовлен и находится на рассмотрении в Думе.
Геннадий Мартьянов призвал парламентариев Северо-Запада к более активному сотрудничеству с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и обещал помощь в подготовке проектов Федеральных законов. В заключение Г. Мартьянов преподнёс участникам Конференции в подарок уникальный информационный ресурс – электронную энциклопедию (на компакт-дисках) Государственной Думы, которая содержит около 1100 действующих Федеральных законов, различную справочную и юридическую информацию.
 
В конце пленарного заседания было принято решение, что очередная XXXVI Конференция ПАСЗР пройдёт 16-17 октября 2008 года в городе Пскове на базе Псковского областного Собрания депутатов.
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия