В начале года – о важных социальных проблемах

15 января 2008 г.
Меры дополнительной социальной поддержки ветеранам и инвалидам боевых действий: требуются непростые решения и комплексный подход

На первом в новом году заседании Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по социальной политике обсудили проект республиканского закона «О ежемесячной доплате к пенсиям гражданам, проходившим службу по призыву в Афганистане и Чеченской Республике и ставшим инвалидами вследствие военной травмы».
Представляя документ, авторы законопроекта депутаты А.Степанов, А.Меркушев (фракция КПРФ) и А.Мосунов подчеркнули социальную значимость этой законодательной инициативы и высказали мнение о том, что государство в моральном долгу перед теми, кто выполнял свой воинский долг в «горячих точках».
Перед собравшимися с информацией выступил Председатель общественной организации инвалидов войны в Афганистане Геннадий Федоров. Он привел данные о пенсионном обеспечении инвалидов по военной травме (речь идет о бывших рядовых, проходивших срочную службу), о составе их затрат на телефонную связь, спецтранспорт и другие услуги. Как пояснил Г.Федоров, общественная организация просит решить вопрос о законодательном обеспечении данной категории граждан дополнительными мерами поддержки из республиканского бюджета.
Участники заседания тщательно рассмотрели аспекты обеспечения инвалидов боевых действий в Афганистане – с подробной информацией о размере пенсий (в соответствии с различными степенями ограничения способности к труду и с учетом различных «северных» коэффициентов) выступила Наталья Вартанова, Управляющая отделением Пенсионного фонда РФ по РК. Она также сообщила о праве данной категории граждан на получение одновременно двух пенсий (в случае, если человек имеет также и трудовую пенсию), о дополнительных выплатах в размере 1000 рублей (с 1 апреля 2007г.), о праве на доплату к базовой части пенсии в том случае, если в семье несовершеннолетние дети обучаются в школах, или студенты в возрасте до 23-х лет обучаются на дневных отделениях государственных вузов. Однако, из тех тридцати четырех человек, о которых идет речь в законопроекте, трудовую пенсию не получает никто.
У депутатов М.Мрыхина, Г.Разбивной, С.Токаревой, В.Миронюка (фракция «Единая Россия»), Л.Суворовой (фракция Российской партии Пенсионеров), В.Романова (фракция «Российской партии Жизни») возникли серьезные вопросы к разработчикам проекта закона – ведь для того, чтобы проект закона юридически не противоречил нормам федерального законодательства, необходимо четкое финансово-экономическое обоснование, поскольку Бюджетный кодекс России предусматривает возможность внесения изменений в региональные бюджеты только в том случае, если определено - из каких источников будут направляться средства на эти расходы.
Есть еще очень важная проблема - разработчики законопроекта предлагают ежемесячную доплату к пенсии (назначенной в соответствии с законодательством РФ) выплачивать тем, кто имеет совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Однако необходимо иметь информацию обо всех гражданах данной категории и, в первую очередь, о среднедушевом доходе семей.
Вера Сенюкова, заместитель министра здравоохранения и социального развития РК напомнила, что в Карелии 6249 ветеранов военных действий, из них инвалиды – 50 человек, из них доход ниже прожиточного минимума имеют единицы.
Члены Комитета и все участники заседания были единодушны в том, что инициатива действительно важная, однако учитывает интересы только тридцати четырех граждан, принимавших участие в военных действиях. А для того, чтобы обеспечить поддержку всех 6249 ветеранов военных действий в Карелии, решили – всем вместе подумать, какие выбрать подходы – возможно, это могут быть адресные социальные программы. К тому же, как отметила Светлана Алексеева, заместитель министра финансов РК, нужно тщательно посмотреть в Бюджетном кодексе РФ – как Республика Карелия может организовать оказание мер социальной поддержки тем категориям, которым по закону такая поддержка может оказываться только из федерального бюджета. Станислав Пекшин, начальник финансово-экономического отдела МВД по РК также поднял существенный вопрос – прежде всего надо определиться, по какому среднедушевому доходу производить доплаты (рассчитанному на всю семью, или на одиноко проживающего гражданина), ведь это повлечет за собой необходимость сбора сведений о доходе, а единой базы данных на ветеранов боевых действий нет (их учет ведут различные ведомства, некоторые базы данных являются закрытыми). Депутаты считают, что в связи с этим можно обсудить заявительный характер назначения дополнительных выплат.
Учитывая сложность решения данных проблем, авторы законопроекта приняли решение отозвать документ и начать подготовку нового (с учетом всех аспектов – и финансовых, и юридических, и моральных).
 
Депутаты обсудили вопросы обеспечения прав граждан на получение социальных услуг на дому

Члены Комитета рассмотрели законопроект «О внесении изменения в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия». Суть данной законодательной инициативы главы Петрозаводского городского округа В.Маслякова в том, чтобы при принятии решения о бесплатном социальном обслуживании на дому граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидность, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь или уход, основанием являлся среднедушевой доход этих граждан, который не превышает 150% величины прожиточного минимума, установленного в Карелии. В настоящее время основанием для бесплатного социального обслуживания является среднедушевой доход этих граждан, не превышающий 100% величины прожиточного минимума, установленного в Карелии.
Говоря о системе оказания социальных услуг на дому в Карелии, Вера Сенюкова, заместитель министра здравоохранения и социального развития РК пояснила, что у нас в республике в большинстве районов оказываются подобные услуги в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, а также утвержденными районными администрациями расценками на подобные услуги. Что касается общей статистики, то в Карелии по итогам 2006 года на дому получили социальные услуги 40869 человек, а по итогам 9 месяцев 2007 года – 44931. 13000 человек получают социальные услуги на дому бесплатно. Это те, у кого доход ниже прожиточного минимума. Если принять решение о предоставлении бесплатных социальных услуг на дому с учетом среднедушевого дохода, не превышающего 150% величины прожиточного минимума, это приведет к резкому увеличению числа граждан, имеющих право на получение данных услуг. Сразу возникнет острейший вопрос – где найти необходимое количество подготовленных специалистов для оказания таких услуг, а также дополнительные финансовые средства для реализации данного решения. Сегодня максимальные суммы, которые оплачивают за социальное обслуживание на дому граждане, не имеющие права на бесплатные услуги, это 300-400 рублей в месяц.
Участники заседания согласились с выводом о том, что подход, основанный на учете количества услуг, неверен в принципе. К тому же, решения о праве человека на бесплатные социальные услуги на дому принимаются не только на основании среднедушевого дохода, но и в том случае, если человек одинок. Следует отметить, что в Карелии (по сравнению с другими регионами, имеющими пока дефицитные бюджеты) социальная защищенность пенсионеров довольно высока: действуют льготы по оплате за жилье, Закон о ветеранах, мы – единственный регион, где сохранены единовременные денежные выплаты.
Как отметили депутаты Г.Разбивная, Л.Суворова, С.Токарева, субвенций, передаваемых в районы Карелии, не хватает даже на оплату труда действующих социальных работников, на организацию работы государственной системы социальных служб. Возможно, правильно было бы расширять программы адресной социальной помощи.
Члены Комитета приняли решение рекомендовать Законодательному Собранию отклонить данный законопроект.
 
Поддержка многодетных семей – задача государственной важности
Далее участники заседания обсудили проект закона РК «О внесении изменения в статью 1 Закона РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» (законодательная инициатива главы Петрозаводского городского округа В.Маслякова). Документ предполагает предоставить право на ежемесячное пособие многодетным семьям, чей доход не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума. В финансово-экономическом обосновании не определено – каковы источники и порядок финансирования предлагаемых новых расходов бюджета Карелии, а это противоречит Бюджетному кодексу РФ.
Исходя из того, что законопроект противоречит федеральному законодательству и создает внутренние противоречия в Законе РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», кроме того, не уточнена численность детей из многодетных семей, депутаты решили отложить рассмотрение документа. Однако, учитывая необходимость поддержки многодетных семей (кстати, сейчас в Карелии 70 процентов таких семей получают пособия), члены Комитета проанализируют существующий комплекс мер социальной поддержки многодетных семей в нашей республике и в Год семьи подготовят свои предложения по усилению такой помощи.
 
 
Члены Комитета по социальной политике отложили рассмотрение проекта закона РК «О внесении изменений в статью 3 Закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РК». Принято решение рассмотреть этот вопрос на совместном заседании с Комитетом по экономической политике и налогам, поскольку необходимо тщательно разобраться – дей ствительно ли вывоз бытовых и других отходов в соответствии с действующим жилищным законодательством не относится к коммунальным услугам, а является жилищной услугой. Это важно, поскольку от этого зависит, будут ли эти услуги входить в перечень коммунальных услуг, на которые распространяется право 50-ти процентной льготы для определенных законодательством категорий граждан.
Депутаты рекомендовали Законодательному Собранию Республики Карелия одобрить текст Обращения к Председателю Правительство РФ В.А. Зубкову по вопросу внесения изменений в методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах. Председатель Комитета по социальной политике Михаил Мрыхин напомнил участникам заседания, что действующая методика и практика расчета потребительской корзины серьезно затрагивает интересы значительного количества граждан России и не позволяет продуктивно решать социально-экономические вопросы и проблемы борьбы с бедностью. Потребительская корзина нуждается не только в количественном, но и качественном изменении. К тому же, необоснованно низкий состав потребительской корзины отражается и на величине прожиточного минимума. Карельские депутаты предлагают пересмотреть методику в сторону увеличения объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Принята к сведению информация о заключении Правительства РФ на проект федерального закона «О внесении изменения в ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенного в Государственную Думу Законодательным Собранием Республики Карелия. Правительство РФ не поддержало инициативу карельских парламентариев, которые предлагали предусмотреть возможность выплаты пособия по безработице в течение 6-ти месяцев детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, участвовавшим в программах временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости.
Депутаты рекомендовали Законодательному Собранию поддержать проекты федеральных законов и обращений, подготовленных коллегами из других регионов.
В заседании принимали участие и.о. заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия - Представитель Главы РК в Законодательном собрании РК В.Тольский, председатель Комитета Законодательного Собрания по образованию, культуре и делам молодежи Е.Ворошило, заместитель министра труда и занятости населения РК Н.Торицына и советник главы Петрозаводского городского округа Г.Погудалова.
Вел заседание председатель Комитета М.Мрыхин