Депутаты обсуждают социально значимые вопросы: размер потребительской корзины, обеспечение дровами «федеральных льготников»

26 декабря 2007 г.
25 декабря состоялось тридцатое в 2007 году заседание Комитета карельского парламента по социальной политике.
Первым депутаты рассмотрели проект постановления Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении изменений в постановление «О потребительской корзине по Республике Карелия». Представляя проект постановления, заместитель начальника Управления государственной службы занятости населения РК Наталья Торицына напомнила, что в Российской Федерации согласно стоимости потребительской корзины определяется величина прожиточного минимума (с учетом методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ). В июне 2007 года в эти методические рекомендации Правительством РФ внесены изменения, в частности, - в составе минимального набора непродовольственных товаров увеличены расходы на приобретение предметов первой необходимости, санитарии и лекарств для таких социально-демографических групп, как пенсионеры и дети. Раньше эти расходы составляли 10% от общей величины расходов на непродовольственные товары, а теперь составят до 15% для пенсионеров и 12% для детей.
Проект постановления ЗС РК предполагает увеличить в стоимостном выражении (в потребительских ценах 2 квартала 2007 г.) потребительскую корзину Республики Карелия на 33 рубля (1,0%) для пенсионеров и на 15 рублей (0,4%) для детей. Депутаты приняли решение рекомендовать Законодательному Собранию принять постановление. В то же время, все участники заседания отметили, что уровень прожиточного минимума и стоимость потребительской корзины для россиян остаются на недопустимо низком уровне. Как отметил председатель Комитета Михаил Мрыхин  – это даже не «дотягивает» до уровня биологического выживания. Депутаты намерены подготовить и направить в Правительство Российской Федерации Обращение с предложениями по решению этой острейшей социальной проблемы.
 
Далее члены комитета обсудили принятый ранее в первом чтении проект закона Республики Карелия «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате приобретения топлива и его доставки для отдельных категорий граждан». Как отметили участники заседания, настоящий «прорыв» в решении этого наболевшего для жителей Карелии вопроса стал возможен благодаря тому, что вошедшие в созданную по инициативе Комитета рабочую группу депутаты М.Мрыхин (фракция «Единая Россия», Л.Суворова (фракция Российской партии Пенсионеров), В.Романов (фракция Российской партии Жизни), а также представители Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, Министерства финансов РК, Управления Федерального казначейства по РК, Министерства здравоохранения и социального развития РК, Прокуратуры РК работали оперативно, слаженно и ориентировались на результат.
По Федеральному закону инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в государственном или муниципальном жилом фонде) и оплату услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах без центрального отопления – на стоимость топлива (приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению). В Карелии большинство людей, проживающих в домах без центрального отопления и относящихся к федеральным категориям льготополучателей, не могут приобрести топливо (дрова) со скидкой в размере 50%, т.к. высока стоимость дров и услуг по их доставке. Кроме того, в отдаленных поселках отсутствуют организации по заготовке и доставке дров.
Отвечая на вопросы председателя комиссии по социально-бытовым вопросам и льготному обеспечению Президиума республиканского Совета ветеранов Федора Мартемьянова, депутаты подчеркнули, что при решении этой проблемы в первую очередь необходимо разделить вопрос выплаты компенсации, и вопрос организации закупки дров. И на сегодняшнем заседании речь шла о первоочередных задачах. Дело в том, что раньше федеральным законодательством предусматривалась такая схема обеспечения льгот – сначала граждане, имеющие право на скидку, должны были приобрести дрова, представить документы, доказывающие факт приобретения, и только потом – получить компенсации. Естественно, для инвалидов это крайне неудобно или вообще малореально.
Теперь же, с 2008 года, субъект Российской  Федерации (в том числе, и наша республика) имеет право установить такой порядок – тем гражданам, которые имеют право на эту льготу, сразу будут выплачиваться денежные средства для приобретения и доставки топлива (и отчетных документов от граждан в этом случае не потребуют). Если человек превысит установленные нормы затрат на эти цели, то ему возместят разницу (но уже при наличии подтверждающего расходы документа).
В связи с предстоящим переходом к полной монетизации льгот (это планируется к 2010 году по всей стране), в Карелии также будет продолжен процесс отказа от натуральных льгот – людям гораздо удобнее получать «живые» деньги, в том числе, и на приобретение топлива.
Региональный закон поможет, наконец-то, в нашей лесной республике предоставить «федеральным льготникам»-инвалидам и их семьям меры социальной поддержки в обеспечении их топливом. Депутаты рекомендовали Законодательному Собранию на ближайшем заседании 27 декабря принять с учетом внесенных поправок закон во втором и окончательном чтении. Также предложено на заседании обсудить и направить в Правительство РК рекомендации по внесению изменений в действующее Постановление Правительства о порядке и форме предоставления мер социальной поддержки по оплате приобретения топлива и его доставки для отдельных категорий граждан
 
Обсудив представленный представителем прокуратуры РК протест Прокурора Карелии на отдельные положения Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», депутаты приняли решение рекомендовать Законодательному Собранию рассмотреть протест. Предлагается расширить круг граждан, имеющих право на  социальную поддержку (в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива).
Раньше к этим категориям относились проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием, социальными работниками учреждений социального обслуживания, непосредственно занимавшимися социальным обслуживанием населения, специалистами учреждений культуры, педагогическими работниками  (за исключением педагогических работников образовательных учреждений) в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия.
Таким образом, получалось, что те периоды работы в сельской местности и поселках городского типа, когда человек работал за пределами территории Карелии, не включались в стаж работы при определении права на получение этих мер соцподдержки. Члены Комитета считают, что для устранения данной несправедливости необходимо тщательно проанализировать – сколько таких пенсионеров в нашей республике, насколько возрастет нагрузка на карельский бюджет в случае принятия изменений в закон.
 
В завершение депутаты обсудили и рекомендовали Законодательному Собранию поддержать ряд проектов федеральных законов и обращений, подготовленных законодателями из других регионов.
В работе Комитета приняли участие Представитель Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании В.Тольский, заместитель Председателя Законодательного Собрания Г. Разбивная, представители Министерства здравоохранения и социального развития, Управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, Министерства финансов, Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения, Прокуратуры РК, Управления Федерального казначейства по РК.
Вел заседание председатель Комитета М.Мрыхин.