Экономическая политика: от стратегии развития Карелии до ставок налогов и сборов

26 декабря 2007 г.
26 декабря на заседании Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по экономической политике и налогам депутаты рассмотрели важные вопросы социально-экономического развития республики в различных аспектах.
 
Началось заседание с обсуждения Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Представляя данный документ, министр экономического развития РК Михаил Юринов напомнил, что Стратегия разработана на основе методики, определенной Министерством регионального развития РФ, и прошла согласование в 16-ти федеральных министерствах.
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года – как управленческий документ – содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики и, в дальнейшем, – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей  достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений. На основе комбинирования нескольких возможных сценариев развития Карелия и с точки зрения обеспечения конкурентоспособности республики предложен оптимальный вариант.
В Стратегии определены пять «точек роста» республики: Петрозаводск, Прионежский и Кондопожский районы; Сегежа-Надвоицы; Северное Приладожье – Питкяранта, Сортавала, Лахденпохья; а также коридор развития «Костомукша - Калевала – Кемь – Беломорск».
Выделено пять основных программ развития - горно-добывающая промышленность; инновационное развитие РК; развитие человеческого капитала; образование и культура; блок, включающий реализацию в Карелии 4-х приоритетных национальных проектов.
 
Депутаты подняли ряд важных проблем, которые, как они считают, должны тем или иным образом найти отражение в Стратегии. Так, депутат Л. Афанасьева обратила внимание присутствующих на то, что в документе в разделе, касающемся модернизации системы образования, не выделены в отдельный блок такие важные уровни образования, как профессионально-технические училища и техникумы, а такая важная составляющая стабильного развития, как продовольственная безопасность, не нашла прямого отражения в Стратегии. Депутат Е.Ворошило обосновала необходимость акцента на развитии спорта (ведь сохранение здоровья населения невозможно обеспечить только посредством предоставления медицинских услуг, здесь необходимо развивать физическую культуру и массовый спорт), молодежной политики и культуры (которая сегодня становится важным фактором социального развития). Председатель Комитета В.Дубов выразил твердую уверенность в том, что нельзя «закладывать» в Стратегию цифры отставания, здесь необходимо учитывать опыт других регионов, которые несмотря на сложности все же стремятся на перспективу планировать опережающие показатели экономического роста.
Позицию депутатов поддержал директор Института экономики Карельского научного центра Российской Академии наук А. Шишкин, который отметил, что для Карелии более перспективным является выбор для инновационного пути развития. Естественно, это приведет к изменению структуры рынка занятости, но отнюдь не  повлечет за собой резкого повышения безработицы в республике. Члены Комитета О.Зобин, И.Романов, О.Шереметьев призвали разработчиков Стратегии учитывать тот факт, что в современных условиях необходимым условием развития является формирование цивилизованной конкурентной среды в экономике республики.
 
Отвечая на вопросы участников заседания, М.Юринов отметил, что Стратегия определяет основные направления развития, и с учетом новейших тенденций развития Российской Федерации в целом и Карелии в частности, в документ могут вноситься необходимые изменения. Так, конкретные меры по развитию спорта, культуры, образования, молодежной политики, сельского хозяйства должны быть отражены в республиканских программах.
Министр напомнил участникам заседания что, основным фактором в инновационном развитии Карелии являются источники электроэнергии, и в развитии этой сферы для Карелии существуют объективные трудности.
Депутаты поддержали предложенное председателем Комитета решение – рекомендовать Законодательному Собранию Республики Карелия принять Стратегию при соблюдении важного условия – ежегодного внесения в документ необходимых корректировок.
 
Далее члены комитета обсудили проект закона РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». Данный законопроект предполагает снижение ставок налога на имущество организаций и транспортного налога для организаций почтовой связи. Внимательно выслушав доводы представителей почтового ведомства, прокуратуры, Министерства финансов и Управления Федеральной налоговой службы по РК, депутаты решили вернуться к рассмотрению этого вопроса в начале 2008 года, поскольку, как отметил председатель Комитета В.Дубов, с одной стороны необходимо позаботиться о жителях Карелии, чтобы в районах не закрывались отделения почтовой связи. С другой стороны, Закон о бюджете на 2008 год уже принят, и по действующему законодательству в настоящее время принять закон РК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» нельзя.
 
Члены Комитета рекомендовали Законодательному Собранию принять Закон РК «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», принятый во втором чтении. Документ предусматривает вполне приемлемые базовые ставки за единицу площади земли. Так, средняя цена одного квадратного метра в Петрозаводске на территорию, рассчитанную под строительство или оборудование магазина, составит 224 рубля, а максимальная стоимость земельного участка в 15 соток под дачный дом – 715 рублей.
 
На заседании принято решение рекомендовать Законодательному Собранию приостановить рассмотрение законопроекта о внесении изменений в статью 1 Закона РК «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена (принятого ранее в первом чтении). Как отметили депутаты, «плюсом» предлагаемых решений является ужесточение контроля за выделением земельных участков в Петрозаводске, а «минусом» - сроки рассмотрения. Для дальнейшей работы над этим документом Правительством республики в парламент Карелии будет представлена процедура согласования решений о выделении земельных участков в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.
Единогласно поддержали депутаты проекты федеральных законов и Обращений, подготовленные законодателями из других регионов РФ.