В Калининграде обсудили вопросы модернизации дошкольного образования и создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению

24 октября 2008 г.
Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия принял участие в выездном заседании рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по вопросам государственного строительства и местного самоуправления в Калининградской области. От Карелии в рабочую группу также входит Председатель Государственного комитета РК по вопросам развития местного самоуправления Михаил Анненков.
 
Члены рабочей группы посетили город Гурьевск с целью изучения опыта и осуществления контроля за ходом реализации проекта пилотной эксплуатации многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ), а также центр предоставления социальных услуг в формате «одного окна» в Балтийском районе Калининграда.
«Калининградская область является пилотным регионом реализации проекта создания МФЦ, который функционирует весьма успешно, - отметил Николай Левин, – для Карелии этот опыт интересен, ведь сейчас актуальны задачи повышения качества услуг и сокращения времени их оказания».
Гурьевский МФЦ начал функционировать в 2008 году. На его базе оказывается 40 государственных и муниципальных услуг населению. Все гости обратили внимание на калининградское ноу-хау – прозрачные стены в кабинетах центра. Ещё одно новшество, введённое главой Гурьевского муниципального образования – возможность получения в одном здании государственных, региональных и муниципальных услуг.
 
В Калининграде планируется создание трёх многофункциональных центров, уже сейчас ряд услуг можно получать дистанционно: заполнить заявление или получить необходимую информацию посредством Интернет или используя инфокиоск, большое число которых в ближайшее время будет установлено в публичных местах.
Участники выездного заседания обсудили вопросы создания МФЦ в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах СЗФО.
По предложению Карелии в Северо-Западном федеральном округе будет проведен семинар для представителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов, занимающихся вопросами создания и организации МФЦ. Решено, что такой семинар состоится в том субъекте, где уже есть практический опыт деятельности МФЦ.
«Мы также предложили изучить возможность создания  сети информационных центров муниципальных образований с использованием корпоративной библиотечной сети «Фолиант» и межшкольных методических центров», - рассказал спикер карельского парламента Николай Левин.
 
В тот же день в правительстве Калининградской области состоялось совещание по вопросам информационного обеспечения административной реформы и исполнения профильных поручений президента РФ. Представители регионов поделились практическим опытом формирования «электронного правительства». Напомним, что по оценкам экспертов уровень информационной открытости органов государственной власти Карелии очень высок.
Калининградцы рассказали о своем интересном опыте трансляции заседаний регионального Правительства в сети Интернет и в прямом эфире на телевидении.
 
Далее участники заседания обсудили задачи комплексной модернизации системы дошкольного образования в регионе.
Система дошкольного образования играет важную роль в социально-экономической жизни, прежде всего в силу того, что право на беспрепятственное устройство детей в детские сады выступает необходимым условием обеспечения возможности участия в трудовой деятельности родителей воспитанников, которые, как правило, находятся в наиболее продуктивном для такого рода деятельности возрасте.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
 
«Необходимо четко выделить образовательный компонент в пребывании ребенка в детском саду, - считает министр образования Калининградской области Н. Шерри. – Важно, чтобы качественное питание, присмотр и полноценное физическое развитие не становились единственными показателями качества дошкольных образовательных учреждений. Все-таки здесь очень важна и гарантирована государством именно образовательная сторона процесса».
 
Обозначены проблемы и пути их решения на пути к доступности дошкольного образования:
 
Во-первых, недостаток мест в действующих учреждениях или отсутствие детских садов в отдельных населенных пунктах. Вариантами решения этой проблемы могут стать строительство новых детских садов, полное использование проектных мощностей зданий дошкольных учреждений, в которых ранее были развернуты функциональные кабинеты, полное использование проектных мощностей ведомственных, частных садов на договорной основе за счет предоставления муниципального заказа, возврат в систему образования отдельных ранее закрытых зданий или перепрофилированных садов, частно-государственное партнерство, развитие негосударственного сектора системы дошкольного образования.
 
Во-вторых, недостаточная дифференциация системы, когда семья нуждается в дошкольном образовании ребенка не в полном объеме, а в определенных формах его организации или в конкретных видах образовательных услуг. Решить её поможет организация групп семейного типа и филиалов детских садов на дому, а также развитие рынка образовательных услуг, где в достаточном количестве будут представлены группы с различным режимом работы (от кратковременных до круглосуточных), организация групп выходного дня, организация семейных групп кратковременного пребывания детей, группы кратковременного пребывания, ориентированные на подготовку к школе детей 5-7 лет.
 
В настоящее время министерством образования Калининградской области разрабатывается региональный законопроект «О предоставлении услуги дошкольного образования». На уровне субъект планируется утверждать требования к качеству услуги дошкольного образования, включающие в себя сведения об услуге, перечень документов регламентирующих деятельность учреждений по предоставлению услуг в области дошкольного образования, размер родительской платы, порядок поступления детей, требования к техническому оснащению учреждения, требования к контролю за оказанием услуги, ответственность за нарушение требований стандарта качества услуги. Будет определен порядок определения норматива бюджетного финансирования на услугу дошкольного образования и его размер для софинансорвания данных услуг из областного бюджета и порядок оказания и установление платы за дополнительные образовательные услуги в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В 2009 году в Калининградской области 55% учреждений дошкольного образования планируется перевести на нормативное подушевое финансирование, 65% - на новую систему оплаты труда и 11% - в статус автономных учреждений.
 
По предложению Республики Карелии в решение рабочей группы Совета включен пункт, который рекомендует Министерству образования РФ разработать Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который бы определял минимум содержания основных образовательных программ дошкольного общего образования, максимальный объем организованных видов детской деятельности, а также требования к уровню функциональной готовности детей к усвоению образовательных программ начального общего образования, взамен Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования РФ от 22.08.1996 года № 448).
 
Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия