Кирилл Шеков: «Популизм не пройдет!»

27 сентября 2011 г.
Государство должно быть справедливым. Быть одинаково справедливым ко всем гражданам, вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, места постоянного или преимущественного проживания & Однако при этом государство ещё должно оставаться разумным. От власти ждут ответственных и, вместе с тем, последовательных и сбалансированных решений, принимаемых в интересах большинства населения и в интересах будущих поколений. Но встречаются такие политики (особенно высокая концентрация их наблюдается в лагере оппозиции), которые не умеют планировать на долгосрочную перспективу, не понимают системного характера многих проблем российской действительности и не хотят участвовать в планомерной работе по усовершенствованию нашего законодательства. Задача таких политиков – как можно громче заявить о себе перед выборами. Именно поэтому основной акцент делается ими не на качестве работы депутата, а на сопровождающей эту работу информационной «шумихе», когда ещё до рассмотрения законопроекта в стенах парламента ими организуется сбор подписей граждан в его поддержку, как будто подписи могут оправдать недостатки самого законопроекта.
 
Сегодня важно внимательно отнестись к последним инициативам депутатов карельского парламента из «Справедливой России». Меня смущают, по крайней мере, три из них. Это законопроекты, которые касаются многодетных семей (первый законопроект), детей войны (второй), и родителей детей, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (третий). Все они ставят перед собой благие цели, и все они этих целей не достигают. И не удивительно, что все они были отклонены на заседании Комитета Законодательного собрания Республики Карелия по социальной политике 13 сентября, и, скорей всего, не получат поддержи депутатов на будущей парламентской сессии 29 сентября.
 
В частности, вопросы вызывают высокая стоимость депутатских инициатив на фоне дотационного бюджета и отсутствие механизмов решения поднимаемых проблем. По сути, «эсеры» предлагают просто снять с себя ответственность за развитие республики и раздавать бюджетные деньги нуждающимся.
 
Так, авторы законопроекта по поддержке многодетных семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, предлагают ежемесячно выделять каждой такой семье в качестве компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг по одной тысяче рублей. В пояснительной записке к проекту закона указывается, что это улучшит демографическую ситуацию и укрепит институт многодетной семьи. Насколько введение такой меры социальной поддержки поможет поднять рождаемость, думаю, в современных условиях говорить излишне: стоимость содержания одного ребёнка никак не укладывается в одну тысячу рублей. Перспектива получать дополнительную тысячу рублей едва ли станет решающим аргументом для семьи с двумя детьми, которая и так находится в сложном материальном положении, при рассмотрении вопроса о рождении следующего мальчика или девочки. И, замахнувшись на улучшение демографической ситуации, авторы проекта закона явно погорячились.
 
Вместо того чтобы инвестировать денежные средства в капитальный ремонт жилого фонда и модернизацию коммунальной инфраструктуры, депутаты из «Справедливой России» играют в Дедов Морозов, торжественно раздающих дорогостоящие подарки послушным детям.
 
Не меньше вопросов вызывает и другая депутатская инициатива «эсеров», предполагающая поддержку детей войны (лиц, которым на дату окончания Второй мировой войны 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет). В частности, авторами законопроекта предлагается «выкупить» потерянное детство сегодняшних дедушек и бабушек за единовременную денежную выплату в пять тысяч рублей, после чего выплачивать им по пятьсот рублей ежемесячно. Согласно замыслу депутатов, это должно помочь улучшить трудное социальное положение и облегчит старость гражданам, чьё детство совпало с годами Второй мировой войны. Только опять бороться предлагается не с причиной, а со следствием – проблема контроля за ростом цен и тарифов «эсеров» не интересует, они предлагают включиться в погоню за ростом цен и тарифов и хотя бы отчасти увеличить ежемесячный доход пенсионеров (да и то не всех). Нам не только не предлагается решения проблемы финансового благополучия лиц, подпадающих под категорию «детей войны», «эсеры» предлагают вообще отказаться от осуществления последовательной социальной политики в отношении пожилых людей, потому что буквально перечёркивают эту политику своими спонтанными и непродуманными инициативами. Когда я спросил у авторов законопроекта, как соотносится инициатива парламентариев о поддержке детей войны с уже существующими мерами социальной поддержки пенсионеров, ветеранов и инвалидов, то получил ответ: «Мы в эти вопросы не погружались, да и какая, в общем, разница?»
 
Не решает проблемы нехватки мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и предложение о ежемесячной выплате 6500 рублей родителям детей в возрасте от 2 до 6 лет, которые не попали в детские сады. Стоимость содержания ребёнка в частном детском саду, как минимум, вдвое больше, чем сумма, предлагаемая законопроектом, а услуги нянечки станут неподъёмным бременем для таких семей – то есть выделяемых денег не хватит. При этом мы опять раздадим деньги в качестве «компенсации», чтобы не вкладывать их в строительство новых детских садов, ремонт и переоснащение старых. Следуя данной логике, мы не только не продвинемся к решению проблемы, мы отсрочим это решение на пять–десять лет. Однако «быстрым» депутатам вовсе не нужны ответственные решения, которые бы принимались на перспективу. У них решения «быстрые» и ориентированы на ближайшие выборы, не дальше.
 

Суммы денежных выплат, предлагаемые многодетным семьям, семьям с детьми от 2 до 6 лет, не посещающими детские сады, и детям войны, не имеют под собой обоснования. Можно сказать, что цифры, включаемые депутатами в тексты законопроектов, не были проработаны и попросту взяты ими с потолка. Например, можно ли считать справедливым установление единого размера компенсации стоимости жилищно-коммунальных услуг для многодетных семей, если одни живут в благоустроенных многоквартирных домах, а другие – в неблагоустроенных и полуразрушенных «деревяшках»?

«Эсеры» не могут объяснить, и почему они требуют всего пятисот рублей для детей войны. Кстати, общая стоимость законопроекта о «детях войны» для республиканского бюджета должна составить 353 миллиона 690 тысяч рублей. Авторы этой инициативы, как и во всех остальных случаях, где они предлагают раздавать средства бюджета, скромно умалчивают, откуда нам следует их брать. Видимо, они считают, что и эту «чисто техническую задачу» за них должен решить кто-нибудь другой, а они, пожалуй, займутся «более важными» вопросами и, например, подготовят ещё один предвыборный «добрый» законопроект.
 
На лицо слабое качество подготовки «социальных» законопроектов «эсерами», следствием чего стал практически полный провал защиты этих законопроектов на последнем заседании Комитета по социальной политике. Нельзя обещать людям то, чего вы не можете им дать. В основе доверия граждан к власти лежит профессионализм, ответственность и открытость власти перед обществом. Непрофессионализм и безответственность только подрывают это доверие.
 

И на будущее. Считаю полезным при работе над такими сложными проблемами, связанными с социальной политикой, заранее прорабатывать все спорные моменты. Лучше всего это делать в рамках специальной рабочей группы с участием депутатов из разных политических объединений (не только «справедливороссов»). Тогда и ошибок будет меньше, и выработанные решения не вызывали бы столько вопросов.

 

Кирилл Шеков,

депутат Законодательного Собрания Республики Карелия (фракция «Единая Россия»)