Проект обращения участников парламентского круглого стола по теме: «Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости»

30 мая 2012 г.

Обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву

от участников «Круглого стола» в Законодательном Собрании Республики Карелия по теме:

«Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости»
 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!

По инициативе фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Республики Карелия состоялся «круглый стол»  по теме «Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости». В обсуждении темы и подготовке предложений по изменению налогового законодательства Российской федерации приняли участие ветеранские организации, профсоюзы республики,   представители Общественной палаты, Торгово-промышленной палаты, Союза юристов, Союза промышленников и предпринимателей Карелии, института экономики Карельского научного центра, представители инспекции ФНС России по Республике Карелия.
Участники «круглого стола» отмечают необходимость совершенствования налогового законодательства в Российской Федерации и построения его на принципах социальной справедливости.  Участники «круглого стола», высказывая мнения представляемых ими организаций, широких общественных слоев республики,  предлагают Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработать и принять законы в сфере налогового законодательства, направленные на сокращение огромной разницы в доходах различных социальных групп населения страны.

В ходе обсуждения участниками круглого стола были высказаны следующие предложения:

1. Ввести в Российской Федерации дифференцированный налог на доходы физических лиц.

Участники круглого стола пришли к единому мнению, что для граждан России, имеющих низкий среднедушевой доход семьи, должны существовать налоговые льготы вплоть до 0 процентов налога на доходы физических лиц. 

В частности, предлагается ввести следующую шкалу ставок налога на доходы физических лиц:

 - при доходе до 10 000 рублей налогом физические лица не облагать;

-  при доходе от 10 000 до 50 000 рублей установить налоговую ставку в размере 7 процентов;

-  при доходе от 50 000 до 100 000 рублей установить налоговую ставку в размере 13 процентов;

Участники круглого стола предлагают ввести повышенные ставки налога на доходы физических лиц свыше 100 тысяч рублей, по прогрессивной шкале, в зависимости от суммы дохода -  вплоть до 50 процентов от суммы дохода. Налог предлагается начислять на заработную плату, а также иные доходы физического лица. Доходы от продажи акций, а также иной собственности, доходы на дивиденды – все эти доходы физического лица должны суммироваться и облагаться налогами по прогрессивной шкале. 

Необходимо также предусмотреть возвраты по налогу на доходы физических лиц, исходя подушевого дохода на членов семьи. Предлагается возврат всей суммы налогов в случае, если подушевой доход на каждого члена семьи не превышает 10 тысяч рублей.  

2. Принять федеральный закон об обязательном представлении деклараций на расходы всеми гражданами страны, осуществляющими покупку недвижимости, земельных участков, транспортных средств, акций и иных ценных бумаг, а также иных дорогостоящих покупок, включая услуги, свыше 1 миллиона рублей  в России и за ее пределами.

Также принять федеральные законы, наделяющие налоговые органы полномочиями и обязывающие их проводить обязательные проверки соответствия официальных доходов гражданина его расходам.  В случае, если расходы гражданина превышают его доходы, он обязан нести ответственность в виде дополнительного налогообложения.  Необходимо внести изменения в российские законы, чтобы предусмотреть данную ответственность.

Принять федеральные законы, жестко контролирующие покупки россиянами собственности или услуги за рубежом,  или же оформление собственности в оффшорных зонах,  а также проведение сделок по купле-продаже акций, получение дивидендов  в оффшорных зонах. В случае совершения вышеуказанных сделок  гражданин России  обязан представить соответствующие документы в налоговые органы с последующей уплатой налогов.

Принять федеральные законы, в соответствии с которыми дополнительными налогами на недвижимость, транспортные средства, земельные участки должны облагаться не только физические, но и юридические лица. Покупка дорогого автомобиля для бюджета и на нужды чиновников также должна облагаться налогом на роскошь.

3. Ввести прогрессивную шкалу ставок налога на имущество физических лиц (земля, квартиры, дома).

Участники круглого стола отметили, что Правительству Российской Федерации необходимо ускорить работу по составлению кадастрового реестра недвижимости. Несмотря на то, что Министерство экономического развития Российской Федерации не готово назвать конкретной даты, когда данный реестр будет составлен, полагаем, что законопроект,  по которому налог будет исчисляться исходя из стоимости объектов недвижимости, должен быть подготовлен заранее, чтобы граждане страны могли принять участие в его обсуждении.

Мы считаем, что необходимо рассмотреть возможность временного введения новой прогрессивной шкалы налога на имущество физических лиц, рассчитываемого не от стоимости объектов, а от площади.  Это позволит серьезно пополнить местные бюджеты уже в будущем году. Кроме того, после создания кадастрового реестра, при введении новых ставок налога, исходя их стоимости имущества, необходимо также учитывать размеры жилой площади, которая находится в собственности граждане. 

Сегодня граждане страны платят налог на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости имущества. После принятия кадастрового реестра налог на имущество физических лиц автоматически будет изменен. Участники круглого стола предостерегают Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации от значительного повышения налога на имущество физических лиц для большинства населения страны. Мы считаем, что необходимо установить минимальные размеры (налоговый минимум) для недвижимости и земельных участков, не облагаемые налогом. Также необходимо пересмотреть существующие ставки налога для того, чтобы при принятии кадастрового реестра,  для основной массы населения, владеющей не более чем 250 квадратными метрами недвижимости (включая загородную), налог не возрос в стоимостном выражении.

Мы считаем, что ставка налога на имущество физических лиц должна быть минимальной для большинство граждан страны, владеющих не более чем 250 квадратными метрами недвижимости,  и резко возрастать для категорий граждан, владеющих более чем 500 квадратными метрами жилья. Для физических лиц, владеющих 1000 и более квадратными метрами недвижимости (суммированными)  - ставка налога на недвижимость должна быть максимальной.

Участники «круглого стола» обсудили предложения, внесенные СППР, а также Правительством Российской Федерации, по налогу на имущество физических лиц и высказали свои предложения.

В частности, предлагается суммировать объекты жилой недвижимости,  принадлежащие физическому лицу и юридическим лицам, собственником которых является данное физическое лицо, – для использования прогрессивной шкалы налогообложения. Также предлагается суммировать земельные участки для прогрессивной шкалы налогообложения.

4. Налог на транспорт также должен быть дифференцированным.

Ставки налога должны зависеть от класса и мощности двигателя, возраста  и цели использования транспортного средства.

Предлагаем внести изменения в федеральное законодательство и установить более высокие ставки (вилки) транспортного налога для автомобилей мощностью свыше 300 лошадиных сил.

Также предлагаем внести изменения в федеральное законодательство, запрещающие регионам устанавливать ставки транспортного налога на определенные категории  автомобилей (высокой мощности, класса и возраста до 10 лет)  ниже определенной ставки, дабы избежать создания в отдельных регионах «оффшорных зон» по уплате транспортного налога. 

Предлагаем установить минимальные характеристики (налоговый минимум)  транспортных средств, не облагаемые транспортным налогом, тем более, что население уже выплачивает транспортный налог в виде акцизов на бензин.

5. Сделки по приобретению  предметов роскоши сверх определенного предела (ювелирные изделия, драгоценности, произведения искусства и т.д. )  также должны облагаться более высокими ставками налога.

В частности, прозвучало предложение установить дополнительный налог по расходам физического лица свыше 12 миллионов в год (не включая сюда покупку недвижимости и земельных участков, а также акций и ценных бумаг) в размере 28 процентов от стоимости расходов.

6. Ввести дополнительный «налог на богатство». Мы полагаем, что ставка данного налога также должна быть прогрессивной. Минимальную ставку можно определить, исходя из опыта других стран. В частности, участники круглого стола предлагают такую градацию:

- В случае, если стоимость активов физического лица превышает сумму 50 миллионов рублей, физическое лицо платит дополнительный ежегодный налог в размере 0,5 процента от стоимости имущества.

- Если стоимость активов физического лица превышает 100 миллионов – 2 процента от стоимости имущества.

Свыше 200 миллионов – 5 процентов и так далее.

Участники «круглого стола» полагают, что введение в Российской Федерации двойного и даже тройного налогообложения сверхдоходов отдельных граждан страны поможет не только пополнить местные и федеральный бюджеты, но и, что важнее, выстроит более справедливые взаимоотношения между различными слоями общества.

Участники «круглого стола» считают, что налоговая реформа в России не терпит отлагательства. Также мы уверены, что готовящиеся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Правительстве Российской Федерации законопроекты, затрагивающие интересы всего общества, требуют широкого публичного обсуждения задолго до их принятия.