ОАО «РЖД» перерезает «дорогу жизни»

16 мая 2011 г.

В конце апреля заместителю Главы Карелии, министру экономического развития В.В.Лунцевичу поступило письмо, в котором руководство Октябрьской железной дороги делится с карельским правительством своими планами. И планы эти грозят буквально оставить за бортом цивилизации жителей трех районов Карелии.

 

«Уважаемый Валентин Васильевич!

Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» информирует Вас об изменения в железнодорожном пассажирском сообщении на территории Республики Карелия с 29 мая 2011 года.

Северо-Западный филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания», осуществляющая на полигоне Октябрьской железной дороги пассажирские перевозки в дальнем и местном сообщении, из-за нерентабельности и убыточности некоторых маршрутов сокращает размеры движения и частично прекращает железнодорожное пассажирское сообщение.

Так, с 29 мая 2011 года отменяются маршруты по Республике Карелия, которые осуществляются в настоящее время вагонами беспересадочного сообщения:

Петрозаводск Лендеры,

Петрозаводск Юшкозеро,

Петрозаводск Янисъярви,

Санкт-Петербург Янисъярви.

Прошу принять к сведению указанную информацию и довести ее до населения республики.

Заместитель начальника железной дороги П.В.Бурцев».

 

Легкость этих слов – «принять к сведению» – резко контрастирует с тяжестью последствий, которые они несут нескольким тысячам жителей Карелии.

 

На период после 29 мая уже прекращена продажа билетов на эти направления, и поезда изымаются из расписания. Естественно, эта новость быстро распространилась в поселениях Муезерского и Калевальского районов, для которых железная дорога – без преувеличения единственная «дорога жизни», которая связывает их с цивилизацией. И естественно, в Петрозаводск потянулись главы сельских поселений, чтобы лично проверить тревожную информацию.

 

С одним из них – главой Лендерского поселения, в которое, кроме поселка Лендеры, входят также Кимоваара и Мотко, – Сергеем Козловым удалось поговорить на эту тему. Он убедился, что прекращение железнодорожных перевозок – это не слух, а реальность:

 

– Честно говоря, я просто не знаю, как я вернусь в Лендеры и что скажу людям, – говорит Сергей Анатольевич. – Как будет жить поселение, мне тоже непонятно. Никакого другого транспортного сообщения с населенными пунктами нет, практически нет и дорог. Теперь, чтобы сесть на поезд, людям придется добираться неизвестно на чем 140 километров в Муезерку. Или 70 километров до Суккозера по полному бездорожью через два аварийных моста. Если не будет железнодорожного сообщения, даже уголь для отопления завезти будет невозможно.

 

По словам депутата Законодательного Собрания Республики Карелия, председателя Комитета по социальной политике Михаила Мрыхина, это решение железнодорожников станет катастрофой для ряда населенных пунктов Муезерского и Калевальского районов, и жизнь там попросту прекратится:

 

– Речь идет о жизни более пяти тысяч человек, которые будут полностью отрезаны от цивилизации, – говорит Михаил Иванович. – По отдельным направлениям там еще ходят автобусы-маршрутки, но в период распутицы (а у нас это добрая половина года) дороги становятся непроезжими. Никаких других способов добраться до райцентра и далее у населения просто нет. Эти люди и так обделены всем, теперь у них отбирают и последнее конституционное право свободного передвижения по своей республике, по своей стране.

 

Скоро лето. А значит, из городов повезут детей на каникулы в районы. Туда же захотят вернуться на каникулы студенты из Петрозаводска и Санкт-Петербурга. Каково нам будет, когда сотни молодых людей обнаружат, что вернуться домой им не на чем? Тут можно ожидать всего, в том числе и спонтанных акций протеста.

 

– Михаил Иванович, ведь это уже не первый раз, когда республике приходится отстаивать сохранение железнодорожного сообщения с этими поселения?

 

– Совершенно верно. За это мы уже боролись, и в прошлый раз отстоять вагоны нам помогли, как ни странно, руководство армии и пограничных войск ФСБ. Дело в том, что с этими железнодорожными маршрутами связаны и мобилизационные планы по направлениям обороны и государственной безопасности. Но железнодорожному начальству, видимо, безразлично и то, и другое. Его волнует только вопрос прибыли.

 

– Нам говорят, что пассажирские перевозки по этим направлениям убыточны. Это действительно так?

 

– В том-то и дело, что экономика этих решений скрывается и от правительства Карелии, и от депутатов Законодательного Собрания! И сколько мы ни просили представить экономические расчеты, никто их так и не увидел. Вместо этого нам постоянно называют разные цифры и предлагают верить на слово. Например, одно время питерское железнодорожное начальство называло цифру 30 миллионов убытков в год, московское по тем же направлениям – 70 миллионов. Разницу в цифрах тут я могу объяснить только тем, что в Москве коррупционный коэффициент выше, чем в Санкт-Петербурге. Сегодня нам уже называют сумму убытков 217 миллионов в год. Но проверить ее, посмотреть расчеты, по-прежнему невозможно. То есть предлагается просто поверить, что такие убытки есть. По-моему, это совершенно ненормально. И вести переговоры с железной дорогой на такой основе невозможно.

 

– Вам кажется, что эти суммы убытков завышены?

 

– Мне кажется, что мы имеем дело с нелепой ситуацией, когда группа людей получила в руки государственную собственность и делает на ней свой бизнес, даже не вспоминая о социальной ответственности! Ни в одной другой стране мира вы не увидите такой картины, как у нас: чтобы компания, подобная «РЖД», содержала футбольные, баскетбольные, хоккейные клубы, покупала за границей дорогих легионеров для игры в них, вкладывала миллионы, но при этом экономила на перевозках людей и грузов! Я считаю, что, прежде чем говорить об убыточности маршрутов, руководству дороги надо хотя бы нормально наладить продажу билетов. Я сам много раз видел в Муезерском районе, что большинство пассажиров, которые не имеют возможности купить билет в кассе, платят деньги проводнику. Так о какой экономике нам говорят?

 

По инициативе депутата Мрыхина этот вопрос был обсужден 16 мая на заседании Совета Законодательного Собрания. Для более детального изучения ситуации решено создать депутатскую рабочую группы. Депутаты готовят обращение по этому вопросу к Президенту России Дмитрию Медведеву.