Залог успеха – во взаимодействии

14 января 2008 г.
Депутаты Законодательного Собрания РК выразили благодарность работникам прокуратуры Республики Карелия и Управления федерального казначейства по Республике Карелия за плодотворную работу над проектом закона РК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате приобретения топлива и его доставки для отдельных категорий граждан».
 
27 декабря 2007 года на Заседании Законодательного Собрания Республики Карелия парламентарии приняли региональный закон «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате приобретения топлива и его доставки для отдельных категорий граждан». Закон касается федеральных льготников-инвалидов, которых сегодня в республике – более 18 тысяч человек. Лишь 22 процента из их числа в 2007 году смогли воспользоваться этой льготами на приобретение топлива. Принятие республиканского закона поможет «федеральным льготникам»-инвалидам и их семьям в полном объеме получить меры социальной поддержки в обеспечении топливом.
 
Окончательному принятию закона предшествовала глубокая и настойчивая работа. В начале декабря в Законодательном Собрании Карелии Председатель комитета по социальной политике М.Мрыхин провел заседание рабочей группы по вопросу реализации на территории республики Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения твердым топливом (дровами) граждан (федеральных льготополучателей), проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.
 
Напомним, что проблема эта неоднократно обсуждалась в карельском парламенте. Дело в том, что по Федеральному закону инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в государственном или муниципальном жилом фонде) и оплату услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах без центрального отопления – на стоимость топлива (приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению). В Карелии большинство людей, проживающих в домах без центрального отопления и относящихся к федеральным категориям льготополучателей, не могут приобрести топливо (дрова) со скидкой в размере 50%, т.к. высока стоимость дров и услуг по их доставке. Кроме того, в отдаленных поселках отсутствуют организации по заготовке и доставке дров. Предлагаемые карельскими депутатами изменения, которые позволили бы субъектам РФ установить другую форму предоставлений этой категории граждан поддержки по оплате топлива – в виде денежной компенсации в размере 50% стоимости топлива (приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению) и транспортных услуг по доставке этого топлива, были отклонены Правительством РФ.
После этого члены парламентского комитета по социальной политике сделали вывод  - пора принимать решение на республиканском уровне, ведь положительный опыт по этому вопросу уже есть в некоторых регионах России. В рабочую группу кроме депутатов М.Мрыхина (фракция «Единая Россия», Л.Суворовой (фракция Российской партии Пенсионеров) и В.Романова (фракция Российской партии Жизни), вошли представители Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, Министерства финансов РК, Управления Федерального казначейства по РК, Министерства здравоохранения и социального развития РК, Прокуратуры РК.
Участники заседания подробно изучили положения всех федеральных и республиканских законов и нормативных актов, имеющих отношение к обеспечению топливом данной категории жителей Карелии, и пришли к выводу, что при решении этой проблемы в первую очередь необходимо разделить вопрос выплаты компенсации, и вопрос организации закупки дров. Ведь раньше федеральным законодательством предусматривалась такая схема обеспечения льгот – сначала граждане, имеющие право на скидку, должны были приобрести дрова, представить документы, доказывающие факт приобретения, и только потом – получить компенсации. Естественно, для инвалидов это крайне неудобно.
Теперь же, с 2008 года, субъект Российской  Федерации (в том числе, и наша республика) имеет право выбора – получать ли из федерального бюджета субвенции для того, чтобы компенсировать произведенные расходы, или оставить порядок прежним. Если регион решит пойти по пути получения субвенций в порядке компенсации расходов, то на органы Федерального казначейства не будет возложен контроль за использованием этих средств, и схема может стать более простой – сначала из регионального бюджета выделяются средства для выплаты «федеральным льготникам», а затем республика получает из федерального бюджета компенсацию.