В Карелии усиливают меры социальной поддержки граждан

9 октября 2007 г.

9 октября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по социальной политике. До начала обсуждения законопроектов Заместитель Председателя комитета Лидия Суворова (фракция «Российской партии Пенсионеров») рассказала коллегам о своем участии в работе «круглого стола» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, который провели 4 октября Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодёжи и Общественная молодёжная палата при Государственной Думе, где обсуждался проект федерального закона о государственной молодежной политике.

Программу экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2006 года № 395р-П, представил один из разработчиков - заместитель министра экономического развития Республики Карелия Семен Мануйлов. Программа разработана в соответствии с типовым макетом, определенным для всех субъектов Российской Федерации, прошла согласование в шестнадцати министерствах, ведомствах и учреждениях федерального уровня. В Программе учтены стратегические цели развития республики, интегрированы национальные приоритетные проекты.

Основные цели Программы – повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого экономического роста и формирование потенциала будущего развития. Суммарный объем финансирования по Программе – 100636,2 млн.руб., в том числе по источникам финансирования:

·        средства федерального бюджета – 13,1%;

·        средства бюджета Республики Карелия – 9,3%;

·        средства муниципальных бюджетов – 0,1%;

·        собственные средства предприятий – 58,1%;

·        кредиты коммерческих банков – 12,2%; другие внебюджетные источники – 7,2%.

Депутаты внимательно изучили основные показатели развития республики за период 2002-2006 годов, конкурентные позиции и основные проблемы социально-экономического развития Республики Карелия, перечень наиболее значимых мероприятий, которые будут финансироваться за счет средств федерального бюджета (в их числе – субсидирование жилищного строительства; газификация республики; строительство и ремонт дорог; строительство объектов коммунальной и социальной инфраструктуры на селе). Среди ожидаемых результатов реализации Программы к 2010 году (по сравнению с показателями 2005 года) – рост реальных доходов населения до 20%, создание 9082 рабочих мест, повышение объема производства промышленной продукции на 28,2%, и другие. Большое внимание уделено в Программе развитию курортно-рекреационных зон и туризма, развитию горно-промышленного комплекса, транспортно-энергетического комплекса, глубокой переработке сырья. Как отметил докладчик, Программу не следует рассматривать, как догму – она скорее представляет собой стратегию, которую при необходимости можно будет корректировать.

Депутаты предложили разъяснить – как в Программе экономического и социального развития Республики Карелия учтены важнейшие социальные проблемы, в том числе, потребности в доступной среде (и не только людей с ограниченными возможностями), развитие рынка труда, оказание социальных услуг жителям Карелии. Отвечая на вопросы депутатов, С.Мануйлов отметил, что в Программе сформированы максимально укрупненные блоки, а социальная составляющая более подробно представлена в Целевых республиканских программах.

Обсуждая острые вопросы оказания социальных услуг населению, члены комитета по социальной политике особое внимание уделили перспективам совершенствования законодательства в этой сфере. Дело в том, что в России только в Карелии и Калининградской области существует двухуровневая система управления социальной отраслью, а это вносит определенные трудности в решение вопросов взаимодействия социальных учреждений различных районов и уровня подчиненности. Также необходимо тщательно разобраться – почему порой пожилые оказываются в домах-интернатах, несмотря на то, что у них есть родственники, которые могут и обязаны оказывать им помощь. Однако, как подчеркнул Председатель комитета по социальной политике Михаил Мрыхин (фракция «Единая Россия»), здесь необходим индивидуальный подход и внимание к каждому отдельному случаю – ведь в таких семьях различные обстоятельства и жизненная ситуация.

Как отметила заместитель министра здравоохранения и социального развития Карелии Вера Сенюкова, пристального внимания требует проблема подготовки квалифицированных специалистов в области оказания социальных услуг – ведь в этой сфере необходимо работать по принципу «человек-человек», тем более, что на федеральном уровне принято решение о поэтапной монетизации системы поддержки семей и детей, постепенном уходе от натуральных льгот – к денежным выплатам. В Карелии программно-целевой подход в сфере социальной защиты позволит, как считают специалисты, увеличить адресную помощь в рамках программы «Дети Карелии» на 10 млн. руб., а в рамках программы «Социальная защита инвалидов» - объем адресной помощи увеличивается в 40 раз.

После обсуждения депутаты рекомендовали комитету Законодательного Собрания по экономической политике и налогам утвердить Программу экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года с учетом высказанных замечаний.

 
Вторым на заседании комитета рассматривался законопроект Республики Карелия № 45-IV «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», принятый во втором чтении. Законопроект подготовлен с целью социальной поддержки пенсионеров, проживающих за пределами городов, и проработавших не менее десяти лет в муниципальных и государственных учреждениях в сельской местности РК и в поселках городского типа врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками, социальными работниками учреждений социального обслуживания населения, а также специалистами учреждений культуры.

Форма социальной поддержки, предусмотренная законопроектом – освобождение данной категории пенсионеров от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, независимо от вида жилищного фонда. Изменения коснутся 970-ти человек из вышеназванной категории, проживающих на селе и получающих пенсию. По информации Председателя комитета М.Мрыхина, Правительство РК, понимая необходимость поддержки этой категории жителей республики, изыскало источник финансирования в размере 7 млн.рублей. Члены комитета единогласно рекомендовали Законодательному Собранию на заседании 25 октября принять поправки в обсуждаемый законопроект (в частности, предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2008 года, кроме того, будет четко определен срок принятия подзаконного акта и меры ответственности за исполнение закона) и принять его в третьем и окончательном чтении.

 
Проект закона Республики Карелия № 73-IV «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (законодательная инициатива группы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия) представила заместитель Председателя комитета Законодательного Собрания по законности и правопорядку Ольга Сергеева (фракция Российской партии Жизни).

Законопроект предусматривает увеличение на 200 рублей с 1 июля 2007 года размера денежных выплат отдельным категориям граждан, которым предоставляется социальная поддержка в соответствии со статьей 3 Закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Речь идет о ветеранах труда, тружениках тыла, бывших бойцах истребительных батальонов, минерах, реабилитированных гражданах и гражданах, пострадавших от политических репрессий, а также имеющих право на единовременную денежную выплату в размере 12293 руб. в связи с выходом на пенсию медицинских и иных работниках специализированных противотуберкулезных учреждений, подвергающихся риску заражения туберкулезом при исполнении служебных обязанностей. Как отметил член комитета по социальной политике В.Романов (фракция Российской партии Жизни), серьезной проблемой является то, что в законопроекте не определен источник финансирования, а средства требуются немалые – более 124 млн.руб. Заместитель министра здравоохранения и социального развития Карелии Вера Сенюкова сообщила участникам заседания, что Глава Республики Карелия С.Катанандов 25 октября 2007 года внесет на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия законопроект, который предполагает двухэтапное (с января 2008 и с июня 2008 года) увеличение денежных выплат вышеназванным категориям граждан. Причем, источники финансирования в законопроекте будут четко прописаны. Депутаты отметили, что такое решение свидетельствует о том, что Правительство Карелии изыскало возможность поддержки важной социальной инициативы карельских парламентариев. Поскольку, как отметили участники заседания, главным является результат, а не авторство законопроекта, принято единогласное решение отложить рассмотрение законодательной инициативы группы депутатов, принять к сведению информацию подготовке Правительством проекта закона о поэтапном увеличении единовременных денежных выплат, и рассмотреть оба законопроекта на следующем заседании комитета по социальной политике.

 
Далее члены комитета рассмотрели еще три республиканских законопроекта. Проект закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия» (законодательная инициатива депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Л.В. Суворовой) подготовлен в связи с представлением прокурора РК на отдельные положения Закона РК № 899-ЗРК. Законопроект дополняет Закон № 899-ЗРК нормами, определяющими условия и порядок прекращения органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях РК), за исключением социального обслуживания указанных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания РК.

Проект закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законодательная инициатива депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Л.В. Суворовой) подготовлен в связи с представлением прокурора РК на отдельные положения Закона РК № 921-ЗРК. Законопроект дополняет Закон РК № 921-ЗРК нормами, определяющими условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях РК.

Проект закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (законодательная инициатива депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Л.В. Суворовой) подготовлен для приведения отдельных положений Закона РК № 926-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертного заключения Отдела международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов РК Главного управления Министерства юстиции РФ по СЗФО. Ранее этот закон не содержал перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за  осуществлением отдельных государственных полномочий. Необходимо включить в Закон перечень материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий. После обсуждения депутаты единогласно решили рекомендовать Законодательному Собранию на заседании 25 октября принять законопроекты в первом чтении.

Члены комитета обсудили вопрос о направлении в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов для участия в работе «круглого стола» на тему: «Проблемы и перспективы правового регулирования мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий» члена комитета В.Романова.

 
Принята к сведению информация о проведении в Санкт-Петербурге научно-практической конференции на тему: «Система управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге. Первые результаты и проблемы развития».
 
Члены комитета обсудили 20 проектов федеральных законов, в том числе: «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации (об учете «нестраховых периодов» в общем страховом стаже при оценке пенсионных прав застрахованных лиц), «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (об увеличении размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при оценке пенсионных прав), «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (о пенсионном обеспечении тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей и иных ветеранов Великой Отечественной войны), «О минимальном размере оплаты труда» (о повышении минимального размера оплаты труда), «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (об изменении порядка определения размера дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии), «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (об установлении повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страховой стаж), «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в части предоставления скидки по оплате жилого помещения независимо от вида жилищного фонда и расширения перечня коммунальных услуг), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, льготы по оплате жилого помещения независимо от вида жилищного фонда), «О внесении изменений в статьи 17 и 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии без подачи пенсионером письменного заявления), «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (об изменении порядка расчета показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, снятии ограничения отношения зарплат при оценке пенсионных прав, а также установление размера пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе),  «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (о выплате неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно независимо от вида отдыха и места его проведения) и другие. Все законопроекты имеют ярко выраженную социальную направленность. Члены комитета рекомендовали Законодательному Собранию на ближайшем заседании поддержать проекты федеральных законов.

 

Пресс-служба Законодательного Собрания Республики Карелия