Расширенное заседание комитета по социальной политике. В центре внимания – вопросы совершенствования законодательства в области социальной защиты детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и проблемы защиты прав потребителей

4 июля 2007 г.
3 июля состоялось расширенное заседание комитета ЗС РК по социальной политике. В обсуждении первого вопроса - совершенствования законодательства в области социальной защиты детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов – приняли участие представители общественных объединений, профсоюзных организаций, министерств и ведомств, Администрации г.Петрозаводска, образовательных учреждений Карелии. Как подчеркнул Председатель комитета Михаил Мрыхин (фракция «Единая Россия»), проблемы в этой сфере настолько глубоки и остры, что необходимы кардинальные меры для преодоления «неравенства возможностей» и обеспечения полноценной социализации в обществе тех людей, которых во многих странах законодательно признают «людьми с особыми возможностями», а не инвалидами.
Вера Сенюкова, заместитель министра здравоохранения и социального развития РК, в своем выступлении отметила, что основными полномочиями по социальной защите детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов наделены учреждения органов власти федерального уровня. Региональным организациям социальной защиты отведена незначительная миссия, к тому же полномочия и ответственность раздроблены между различными ведомствами. Рассказав о функциях Министерства здравоохранения и социального развития РК по обеспечению социальной защиты этих категорий жителей Карелии, В.Сенюкова отметила основные проблемные направления: вопросы трудоустройства молодых инвалидов (пока законодательство не предусматривает возможности штрафовать работодателей за то, что они не принимают на работу инвалидов); содействие общественным объединениям, защищающим права инвалидов (нет возможности финансировать уставную деятельность этих организаций, министерство поддерживает только некоторые проектные инициативы); не сформированы в полной мере Методические рекомендации по реализации реабилитации инвалидов, на основе которых должны разрабатываться индивидуальные программы для этой категории людей; не создана полноценная система, которая включала бы в себя кроме возможности получения инвалидами бытовых, медицинских и педагогических услуг, также возможность получения психологических, правовых услуг и социального патронажа.
Министерство здравоохранения и социального развития РК в целях реализации единой согласованной политики в области социальной защиты детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предлагает законодательно определить, какой орган региональной власти должен быть основным координатором, в том числе, в создании безбарьерной среды. Также необходимо обеспечить возможность оказания услуг детям-инвалидам со сложной структурой нарушений в дошкольных учреждениях, совершенствовать качество и спектр оказания услуг в интернатах для этой категории детей. Отвечая на вопросы представителей Ассоциации общественных организаций инвалидов Карелии, Вера Сенюкова рассказала, что некоторые законодательные пробелы на региональном уровне уже устранены, - дети, не обслуживающие себя сами, теперь могут получать социальное обслуживание в полустационарных учреждениях. Проблему создания групп для детей-инвалидов со сложной структурой нарушений в дошкольных учреждениях необходимо решать совместно с органами местного самоуправления, поскольку существует «двойная» система социального обслуживания. Министерство поддержит инициативу общественных объединений по решению таких вопросов, как поддержка волонтеров во время совместных поездок с детьми-инвалидами, транспортное обслуживание детей-инвалидов. Отвечая на вопрос Игоря Зинева, отца ребенка-инвалида, о том, что делается в отношении адаптации и реабилитации детей-инвалидов, и на вопрос заместителя Председателя комитета по социальной политике Лидии Суворовой (фракция Российской партии Пенсионеров) о том, будет ли оборудовано пандусами здание драматического театра, Вера Синюкова подчеркнула, что, действительно, раньше ситуация замалчивалась, но сейчас для выравнивания качества жизни таких детей и их семей делается много, в том числе – оборудуются пандусами вновь строящиеся и реконструируемые объекты, особенно активно в этом отношении Министерство культуры. Однако, за оборудование «старых» объектов пандусами отвечают сами учреждения системы федеральных органов исполнительной власти, республиканские органы власти и местное самоуправление (где зачастую нет на это средств), причем законодательно не определены механизмы мотивации и меры ответственности за бездействие в создании безбарьерной среды.
Представитель общества родителей, имеющих детей-инвалидов, «Особая семья», выразила озабоченность тем, что молодые инвалиды практически лишены возможности оздоровительного отдыха в южных областях России, к тому же, законодательно не определено, что эта категория инвалидов имеет право на такой отдых именно в летний период (исходя из климатических условий Карелии). Также необходимо разрабатывать единые стандарты оказания социальных услуг, обеспечить возможность инвалидам покупки услуг от общественных организаций.
Первый заместитель министра образования РК Анатолий Кармазин, говоря о трех составляющих обеспечения прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов – организационной, финансовой и правовой, выделил основные проблемы в этой области и возможные пути их решения. Статус ребенка-инвалида до конца не определен законодательно, соответственно, не определены его возможности и обязанности государства по отношению к такому ребенку. Не для всех детей-инвалидов пока разрабатываются индивидуальные программы реабилитации (которые являются основанием для финансового и организационного подкрепления); необходимо продолжать работу по обучению детей с тяжелыми ментальными нарушениями (в Карелии, в отличие от многих других регионов, организовано такое обучение). Остро стоит проблема соблюдения требований по обеспечению безопасности и здоровья инвалидов.
Министерство образования предлагает подготовить законодательные инициативы, направленные на:
o возможность интегрирования образовательных услуг и ранней коррекционной помощи для детей-инвалидов (законодательно определить схемы финансирования, ответственные структуры);
o создание условий для обучения детей-инвалидов;
o обеспечение возможности субъектов РФ финансировать дополнительные затраты на обучение детей-инвалидов;
o обеспечение возможности социального обслуживания обучающихся инвалидов на базе образовательных учреждений, где они учатся.
Необходим закон об основах социального обслуживания и социальной поддержки инвалидов, где должен быть определен федеральный минимальный уровень социальной поддержки инвалидов. Требуется внести изменений в типовые положения об учреждениях образования в части создания условий для детей-инвалидов; нужны стандартизированные параметры для разработки индивидуальных программ реабилитации.
Представитель Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия» Светлана Никитина рассказала о той работе, которую ведет эта структура по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, и также обратила внимание участников заседания, что работу ведомства затрудняет отсутствие нормативов и стандартов.
Елена Малышева, начальник отдела социальной защиты комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты Администрации Петрозаводска, заострила внимание присутствующих на том, что в России не создается единый банк данных по детям-инвалидам. Полномочия по оказанию социальной помощи детям-инвалидам и семей, имеющих детей-инвалидов, переданы на уровень местного самоуправления, где недостаточно средств на содержание должностей специалистов, которые должны вести эту работу. Также вызывает вопросы – кто, и на каком основании определял – какие социальные услуги сколько стоят. Предлагается увеличить нормативы вдвое – до 60 рублей, для этого требуется закон о финансовых нормативах.
Начальник управления образования комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации Петрозаводска, Алла Кашкарова, отметила сложность проблемы организации групп в дошкольных учреждениях для детей со сложными нарушениями здоровья. Также необходимо наладить учет детей, нуждающихся в посещении таких групп, нужно развивать систему подготовки и переподготовки специалистов для работы с этими детьми как в дошкольных, так и в общеобразовательных учреждениях. Алла Кашкарова предложила учесть расходы, требующиеся на эти цели, в бюджете республики.
Галина Разбивная, вице-спикер Законодательного Собрания (фракция «Единая Россия»), подчеркнув, что проблема сложная, и требует нестандартных решений, предложила: провести анализ лицензий, выданных образовательным учреждениям на подготовку психологов, психотерапевтов и других специалистов, призванных работать с детьми-инвалидами и их семьями; вносить изменения в штатные расписания школ и детских садов; сдерживать динамику инвалидизации детей за счет ранней профилактики как родителей, так и детей. В сентябре-октябре Галина Разбивная предложила провести в Законодательном Собрании консультации со всеми специалистами, задействованными в сфере социального обслуживания детей-инвалидов и семей, имеющих таких детей, по финансовым проблемам и вопросам создания инфраструктуры, комфортной для этой категории жителей республики. Необходимо подготовить законодательные инициативы, которые дополнили бы существующее законодательство статьями: о детях-инвалидах; об уполномоченном по правам ребенка; о соблюдении прав детей-инвалидов на получение образования; об основах социального обслуживания; о занятости такой категории, как инвалиды с детства. Совместно необходимо разрабатывать специальные методики и стандарты по социальному обслуживанию, взаимодействовать с прокуратурой и судебными органами по вопросам соблюдения прав детей-инвалидов и их семей.
Представитель общественной организации «Родное слово» (родители, у которых дети с проблемами слуха) Елена Огнева призвала участников заседания к решению таких проблем, как необходимость обеспечения неслышащих детей услугами сурдопереводчика, необходимость создания коррекционной школы для глухих детей, а также разработки финансовых нормативов на обучение этих детей в подобных школах.
Подытоживая обсуждения, Председатель комитета по социальной политике Михаил Мрыхин отметил, что в Карелии впервые так открыто, остро и заинтересованно на уровне законодательной власти обсуждается весь комплекс вопросов социальной защиты детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Для безотлагательного решения обозначенных проблем предложено представителям общественных объединений, профсоюзных организаций, министерств и ведомств, Администрации г.Петрозаводска, образовательных учреждений Карелии подготовить свои предложения для формирования законодательных инициатив как в федеральное, так и в республиканское законодательство.
Переходя ко второму вопросу повестки заседания – о защите прав потребителей, - Михаил Мрыхин отметил, что проблема качества товаров и услуг напрямую связана с вопросами профилактики инвалидности, поскольку затрагивает глубинные основы сбережения здоровья граждан и должна быть обеспечена интеграция ее решения с вопросами генетического сопровождения беременности и превентивными мерами по защите здоровья населения.
Начальник отдела по защите прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по РК, Галина Смирнова выступила с сообщением о деятельности учреждения. Проблемой является отсутствие развитой системы экспертных служб, а Федеральное государственное учреждение здравоохранения по РК «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» дает экспертные заключения не на все виды товаров - это связано с недостатком оборудования и финансирования. Галина Смирнова отметила, что не отлажена система взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления (которые имеют право, а не обязанность защиты прав потребителей) – в этом направлении нужно работать вместе. Важно, чтобы повысилась активность общественных объединений, которые занимаются защитой прав потребителей. Полезно было бы создать межведомственный Координационный совет, в который вошли бы представители органов исполнительной и законодательной власти, общественности, местного самоуправления, производители товаров и услуг.
Член комитета ЗС РК по социальной политике Вячеслав Романов (фракция Российской партии Жизни) поинтересовался механизмом взаимодействия с Центром стандартизации и метрологии. Галина Смирнова сообщила, что в случаях, когда требуются их заключения, Центр оказывает такую помощь. Но 134-й Закон сдерживает Роспотребнадзор – теперь в плановом порядке можно проводить только 1 проверку организаций в 2 года.
Главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения по РК «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Александр Поутонен рассказал о структуре и функциях Центра (включающих экспертизу, обучение населения, выполнение исследований в рамках санитарного законодательства) и отметил, что отсутствие законодательства об экспертизе тормозит развитие системы защиты прав потребителей. Таким образом, на сегодня не проводится экспертиза образцов из партий товаров, поступающих в Карелию, в т.ч., по торгам для государственных учреждений. Получается, что поддерживая бизнес, государство упускает контроль за качеством.
Александр Панкратов, президент торгово-промышленной палаты РК, предложил провести мониторинг законодательства по защите прав потребителей, а также всех организаций, которые занимаются этими вопросами. Важно, считает А.Панкратов, защищать карельский рынок от некачественных услуг и товаров, для этого необходимо привлечь бизнес-сообщество.
Депутат В.Романов предложил разделить функции надзора и контроля за качеством товаров и услуг, а также координировать комплексные проверки предприятий, формируя систему «созидающего контроля».
Начальник управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке Министерства внутренних дел по РК Аркадий Хрусталев сообщил о динамике выявления нарушений на потребительском рынке в Карелии, о взаимодействии по этим вопросам с прокуратурой республики.
Председатель комитета Михаил Мрыхин, подводя итоги обсуждения, отметил, что сегодняшнее заседание это –начало целенаправленной и системной работы парламента республики в области законодательного обеспечения защиты прав потребителей товаров и услуг, в том числе – коммунальных, образовательных, медицинских и многих других. «Мы осенью соберем представителей всех структур, которые отвечают и заинтересованы в этой области, и будем сообща готовить законодательные инициативы», - сказал Михаил Мрыхин.
Далее депутаты обсудили вопрос о внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законодательная инициатива депутата М.Мрыхина) и рекомендовали обсудить данный вопрос на Заседании Законодательного Собрания.
Также члены комитета рекомендовали обсудить на ближайшем заседании карельского парламента Обращение ЗС РК к Председателю Правительства РФ М.Е.Фрадкову по вопросу увеличения суммы социального пособия на погребение (до 4 тыс. рублей) и Обращение ЗС РК к Главе РК С.Л.Катанандову по вопросу повышения прожиточного минимума для социально-демографической группы населения – дети.
В завершение заседания депутаты обсудили и одобрили целый ряд законодательных инициативы парламентариев других субъектов РФ.
Вел заседание Председатель комитета Михаил Мрыхин. В работе принимали участие Представитель Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании, и.о. заместителя Премьер-министра Правительства РК Валерий Тольский.

Пресс-служба ЗС РК