Комитет по социальной политике обсудил проблемы дополнительного лекарственного обеспечения, социальной защиты инвалидов, поддержки пенсионеров, социальной помощи гражданам и гарантий для северян

12 марта 2007 г.
На очередном заседании комитета под председательством Михаила Мрыхина депутаты и приглашенные специалисты обсудили более 30 вопросов.
Первый блок повестки дня был посвящен проблемам здравоохранения.
Члены комитета заслушали информацию о реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» по выдаче родовых сертификатов в учреждениях здравоохранения Республики Карелия за 2006 год. Начальник управления организации медицинской помощи министерства здравоохранения и социального развития РК Валентина Улич отметила, что внедрение системы родовых сертификатов в Карелии способствовало реальному повышению доступности и качества медицинской помощи будущим мамам, а также стало серьезным стимулом для медицинских работников работать более эффективно. Основная часть средств, получаемых организациями здравоохранения за счет родовых сертификатов, расходуется на оплату труда тех медиков, которые непосредственно участвуют в процессе оказания медицинских услуг беременным женщинам, остальные средства идут на приобретение оборудования для медучреждений и необходимых современных препаратов. У нас в Карелии в целом по сравнению с 2005 годом показатель рождаемости «подрос», а показатель младенческой смертности - один из самых низких на Северо-западе (меньше он только в Санкт-Петербурге). Женщины начали раньше вставать на учет в женских консультациях при беременности, карельские медики применяют прогрессивные и удобные формы стационарзамещающих технологий - дневной стационар, стационар на дому, активное патронирование. С 2007 года увеличилась и стоимость одного сертификата до 10 тысяч рублей.
Присутствовавшие на заседании заместитель Председателя ЗС Галина Разбивная и Председатель комитета по бюджету ЗС Светлана Токарева задали ряд вопросов специалисту министерства здравоохранения и социального развития РК: - Рожают ли женщины в своих районах, или по-прежнему стремятся ехать в столицу Карелии? – Как в республике организована медицинская помощь парам, желающим иметь детей? – Имеет ли женщина без родового сертификата право выбора медицинского учреждения?
Валентина Улич сообщила, что женщины предпочитают рожать у себя в районах, так как условия стали значительно лучше; на лечение желающих иметь детей пар в крупных федеральных клиниках республике не хватает квот, а лечение там дорогостоящее; любая женщина, даже не имеющая родового сертификата, имеет право выбрать медицинское учреждение, где она будет рожать.
Михаил Мрыхин предложил изучить возможность финансировать за счет бюджета Республики Карелия лечение супружеских пар, желающих иметь детей.
Геннадий Оглоблин, управляющий региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РК подытожил, что система выдачи родовых сертификатов в учреждениях здравоохранения – один из самых успешных проектов в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», поскольку основана на эффективном механизме и финансируется без дефицита.
Члены комитета единогласно решили принять информацию министерства здравоохранения и социального развития РК к сведению.
Единогласно принято решение рекомендовать Законодательному Собранию принять в первом чтении закон Республики Карелия № 44-III «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О государственной адресной социальной помощи» (законодательная инициатива депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Л.В. Суворовой) – инициатива направлена на приведение норм законодательства РК в соответствие с федеральными законами об адресной социальной помощи.
Также члены комитета решили рекомендовать Законодательному Собранию направить в Государственную Думу РФ два проекта федеральных законов. Первый из них - «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (законодательная инициатива депутата М.И.Мрыхина). Законопроект предусматривает увеличение размера стажевого коэффициента (для расчета размера трудовой пенсии) в зависимости от установленного районного коэффициента с 1.4 до 1.6., с 1.7 до 1.9., с 1.9 до 2.0. Увеличение стажевого коэффициента повысит пенсии для лиц, проживающих в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в среднем от 300 до 500 рублей. Второй - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (законодательная инициатива депутата ЗС РК М.И.Мрыхина), в котором предлагается инвалидам с детства, которые занимались трудовой деятельностью, при достижении ими пенсионного возраста выплачивать две пенсии.
Также единогласно депутаты рекомендовали на ближайшем Заседании Законодательного Собрания поддержать инициативы коллег из других регионов: проект федерального закона «О внесении изменения в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», внесенный Курганской областной Думой (предлагается отнести предоставление мер социальной поддержки врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также членам семей указанных лиц, к расходным полномочиям федерального бюджета); обращение Законодательной Думы Хабаровского края к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу организации оздоровления детей в загородных лагерях; обращение Совета народных депутатов Кемеровской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по предоставлению доступной бесплатной медицинской помощи населению (предлагается усовершенствовать действующую законодательную базу в целях полного финансового обеспечения Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях на всей территории страны, в том числе путем выравнивания условий финансирования регионального здравоохранения за счет средств федерального бюджета, который ежегодно принимается с большим профицитом).
Следующий блок вопросов, рассмотренных на заседании, был посвящен проблемам социальной защиты инвалидов.
Перед собравшимися выступил Петр Емельянов, руководитель и главный эксперт ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК», который проинформировал об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации в 2006 году. В республике для инвалидов, имеющих право на такие средства, разрабатываются программы индивидуальной реабилитации. Но есть проблемы с эндопротезированием, с обеспечением средствами ухода и гигиены, колясками, слуховыми аппаратами, а также с информированием данных категорий людей с ограниченными физическими возможностями об их правах на получение средств реабилитации, о механизмах получения этих средств.
Поскольку инвалиды являются федеральными «льготниками», финансирование программы обеспечения их техническими средствами реабилитации идет из федеральных источников, и неутешительным является то, что это финансирование сокращено в два раза. Член комитета Вячеслав Романов отметил, что в России, и, соответственно, в Карелии вообще нет органов, которые координировали бы взаимодействие между медицинскими учреждениями, инвалидами, системой медико-социальной экспертизы и Фондом социального страхования.
Геннадий Оглоблин также отметил, что тяжелое положение складывается в области обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение – из федерального бюджета идет недостаточное финансирование, о чем свидетельствует динамика предоставляемых Карелии путевок: в 2005 году – 6200; в 2006 году – 4100; на 2007 год – 2000 путевок.
Члены комитета решили подготовить совместно со специалистами ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК» обращение в федеральные органы по данной проблеме.
Также депутаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать Законодательному Собранию на ближайшем заседании внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (законодательная инициатива депутата Законодательного Собрания Республики Карелия М.И. Мрыхина). Законопроект направлен на упрощение порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате топлива и его доставки для федеральных льготополучателей. По федеральному Закону инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в государственном или муниципальном жилом фонде) и оплату услуг 9независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах без центрального отопления – на стоимость топлива (приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению). В Карелии большинство людей, проживающих в домах без центрального отопления и относящихся к федеральным категориям льготополучателей, не могут приобрести топливо (дрова) со скидкой в размере 50%, т.к. высока стоимость дров и услуг по их доставке. Кроме того, в отдаленных поселках отсутствуют организации по заготовке и доставке дров. Предлагаемые изменения позволят субъектам РФ установить другую форму предоставлений этой категории граждан поддержки по оплате топлива – в виде денежной компенсации в размере 50% стоимости топлива (приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению) и транспортных услуг по доставке этого топлива.
Члены комитета решили также рекомендовать Законодательному Собранию поддержать обращения законодателей других регионов по мерам социальной поддержки инвалидов: обращение депутатов Законодательного Собрания Вологодской области к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о проблемах обеспечения мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по оплате жилья (предлагается ускорить принятие проекта Федерального закона, который предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилого фонда) и обращение Курганской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову об обеспечении транспортными средствами инвалидов Великой Отечественной войны (о выделении большего количества автомобилей).
Четыре законопроекта депутаты решили обсудить на следующем заседании комитета в связи с необходимостью некоторых уточнений: проект закона Республики Карелия № 33-IV «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и статью 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» (законодательная инициатива группы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия), три законодательных инициативы Главы местного самоуправления г.Петрозаводска В.Н. Маслякова - проект закона Республики Карелия № 41-IV «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате топлива и его доставки для отдельных категорий граждан» проект закона Республики Карелия № 43-IV «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» и проект закона Республики Карелия № 42-IV «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия».
Члены комитета единогласно приняли решение рекомендовать Законодательному Собранию поддержать следующие законодательные инициативы: проект федерального закона № 381989-4 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», внесенный депутатом Государственной Думы Г.И. Райковым (о предоставлении права на одновременное получение двух пенсий родителями погибших (умерших) военнослужащих, которые являются инвалидами и не достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно – мужчины и женщины)); проект федерального закона № 384545-4 «О внесении изменений в пункт 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», внесенный Государственным Советом Республики Коми (о предоставлении права на снижение пенсионного возраста дополнительно на 5 лет лицам, имеющим необходимый страховой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по условиям труда и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при конвертации пенсионных прав); проект федерального закона № 378807-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», внесенный Московской областной Думой (об установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности без истребования доказательств родителям, на иждивении которых находятся дети, не достигшие возраста 18 лет) и проект федерального закона № 381225-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования), внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Также депутаты приняли к сведению и решили обсудить совместно с Правительством обращение Ассоциации садоводческих некоммерческих товариществ районов Республики Карелия к Председателю Законодательного Собрания Республики Карелия Н.И. Левину о снижении стоимости проездных билетов для пенсионеров в автобусах, электричках и водном транспорте пригородного сообщения в дачный период.
По блоку вопросов, касающихся гарантий и компенсаций для северян, принято консолидированное решение рекомендовать Законодательному Собранию поддержать проект федерального закона № 387921-4 «О внесении изменения в статью 10 Закона российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», внесенный Думой Чукотского автономного округа (о применении размера районного коэффициента к ежемесячным денежным выплатам отдельным категориям граждан, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и проект федерального закона № 389133-4 «О внесении изменений в статью 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», внесенный Сахалинской областной Думой (о предоставлении лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на суммирование стажа и дополнительное снижение возраста выхода на пенсию).
Еще один блок вопросов, посвященных дополнительному лекарственному обеспечению, рассмотрели члены комитета под руководством Михаила Мрыхина. По итогам обсуждения рекомендовано Законодательному Собранию поддержать следующие инициативы: обращение Брянской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу увеличения финансирования на дополнительное лекарственное обеспечение граждан; обращение Совета народных депутатов Кемеровской области к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу увеличения финансирования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан и обращение Орловского областного Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову об увеличении объемов финансирования Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения.
Депутаты заслушали информацию Министерства труда и занятости Республики Карелия о проводимой работе по заключению коллективных договоров в республике. По этому вопросу выступили специалисты Министерства труда и занятости РК Наталья Торицына и Татьяна Анненкова, а также специалисты Объединений организаций профсоюзов Надежда Махаева и Иван Минаев. Выступающие отметили, что ключевую роль в формировании социальной стабильности и становлении современной системы трудовых отношений играет процесс заключения коллективных договоров. Этот процесс в Карелии идет не совсем просто, что вызвано многими причинами – порой интертностью коллективов, порой – нежеланием руководства предприятий, порой – отсутствием третьей стороны (первичной организации профсоюза). Однако, в некоторых случаях руководство предприятий, даже не заключив коллективного договора, обеспечивает трудящимся их права. В целях соблюдения в Республике Карелия принципа социального партнерства в сфере трудовых отношений по предложению депутатов Лидии Суворовой, Вячеслава Романова и Михаила Мрыхина принято решение согласовать с Правительством Республики Карелия возможность совместного обсуждения этого вопроса.
В конце заседания члены комитета по социальной политике приняли решение рекомендовать депутатам карельского парламента направить подготовленное комитетом обращение Законодательного Собрания Республики Карелия к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу повышения цен на услуги телефонной связи. Инициатива направлена на снижение социальной напряженности, увеличение возможности гражданам контактировать друг с другом, регулирование роста стоимости услуг телефонной связи в соответствии с качеством этих услуг и реально производимыми затратами.
Также депутаты предложили рекомендовать на ближайшем заседании Законодательного Собрания поддержать внесенные законодателями других субъектов РФ инициативы: проект федерального закона № 378628-4 «О внесении изменений в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы В.А. Тюлькиным (об изменении длительности сроков обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора); проект федерального закона № 380840-4 «О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной думы О.В. Еремеевым, Б.Д. Зубицким, Р.М. Бадаловым, С.И. Неверовым (о возможности замены выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов денежной компенсацией) и проект федерального закона № 383083-4 «О внесении изменения в часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Крутовым, Н.С. Леоновым (о защите ребенка от рекламы).