Проблемы садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также личных подсобных хозяйств необходимо решать комплексно

13 апреля 2007 г.
12 апреля на заседании комитета ЗС РК по аграрной политике и развитию села первым рассматривался вопрос о состоянии дел в садово-огороднических кооперативах, личных подсобных хозяйствах Карелии.
С сообщением выступил председатель Ассоциации садоводческих некоммерческих товариществ районов Республики Карелия Серафим Золотов. На 1 января 2006г. в республике зарегистрировано более 600 садоводческих объединений, в которые входят около 108 тысяч участков с площадью землепользования 10,4 тыс. гектаров. Садоводы и огородники производят треть всего картофеля, половину всех овощей и более половины ягод от общего объема этой продукции, производимого в республике. Значимость этого труда велика и в экономическом, и в социальном плане. Но «малое земледелие» развивается не так, как хотелось бы – предприятия почти не оказывают таким объединениям помощь, стройматериалы и услуги дороги, высоки тарифы на электроэнергию и удобрения, сложными остаются процедуры оформления в собственность. Большие вопросы вызывает политика в области налогообложения земель. Районные власти принимают решения об установлении ставки налогов за землю по максимуму – 0,3% от кадастровой стоимости земли. Фактически, получается, как отметил С.Золотов, что чем трудолюбивее и инициативнее товарищество, тем выше кадастровая стоимость земли.
Конечно, «Дачные гранты», выделяемые на конкурсной основе по инициативе республиканских властей, позволяют облегчить труд членов товариществ – обеспечить их водой, привести в порядок территории, снять остроту транспортной проблемы. Но опять же, при определении кадастровой стоимости земли наличие развитой инфраструктуры учитывается в первую очередь, а значит, приводит к удорожанию земли и увеличению налога на землю. Сегодня садоводческие товарищества платят за землю в 10-12 раз больше, чем раньше. К тому же, для садоводов тарифы на электроэнергию установлены в размере 1,05 руб. в отличие от 1,04 руб. для горожан, обслуживание и содержание высоковольтных линий электропередач – непосильное бремя для садоводов. Не могут садоводческие товарищества в одиночку справляться и с еще одной проблемой – разбитыми тяжелой лесовозной техникой лесными дорогами (их должны восстанавливать арендаторы). Кроме того, возникает нехватка подготовленных кадров для решения организационных проблем деятельности садоводческих товариществ – пока все держится на опыте и энтузиазме старшего поколения. Слабо поставлена работа по просвещению в области земледелия, а ведь почвы необходимо грамотно удобрять, обеззараживать и т.д.
Принятый Законодательным Собранием РК закон, позволяющий создавать в районах народные дружины, не выполняется. В период массового выезда людей на дачи не решены вопросы с медицинским обслуживанием, страхованием, вывозкой мусора. Определенного интереса заслуживает опыт Ленинградской области, где крупные массивы садоводческих товариществ признаны поселениями.
Как отметил выступивший со следующим сообщением Иван Зубарев, первый заместитель Министра сельского, рыбного хозяйства и экологии РК (это ведомство курирует деятельность личных подсобных хозяйств), сейчас в Карелии более 48 тысяч семей ведут такие хозяйства, большинство которых специализируются на выращивании картофеля и овощей, мясном и молочном скотоводстве, свиноводстве и выращивании ягод. Личные подсобные хозяйства производят 58% от общего объема сельскохозяйственной продукции республики, в т.ч., 32,7% мяса, около 20% молока, почти 90% картофеля. Именно в производстве картофеля наблюдается рост, а вот поголовье скота и, соответственно, животноводческой продукции, снижается. Личные подсобные хозяйства обеспечивают занятость и поддержание доходов сельского жителя, являются не дополнительным источником дохода, а, зачастую, - главным и единственным. И.Зубарев перечислил основные проблемы в этой области – не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства; владельцы таких хозяйств испытывают дефицит финансово-кредитных ресурсов; нет эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания; остро стоит проблема получения консультативных услуг сельским населением по правовым, экономическим и технологическим вопросам.
Однако способы и механизмы решения этих проблем и составляют, собственно, содержание приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». Государство оказывает прямую поддержку таким хозяйствам – по кредитам и займам производится субсидирование процентной ставки в размере 95% ставки рефинансирования Банка России (из федерального бюджета) и 5% из бюджета Карелии. Какова же ситуация с кредитами? В 2006 году для развития личных подсобных хозяйств привлечено более 50,5 миллионов рублей. Кредиты получили граждане, проживающие во всех районах республики за исключением Муезерского муниципального района. Больше всего кредитов получено жителями Олонецкого, Прионежского, Пряжинского и Питкярантского районов. Уже в 2007 году (по данным на 1 апреля) оформлено 147 кредитов и займов почти на 12 миллионов рублей. В основном средства используются на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и малогабаритной техники. Следует отметить, что к выделяемым грантам, самими владельцами личных подсобных хозяйств дополнительно привлечено в качестве софинансирования около 30% средств от выделяемых грантов.
Характеризуя основные проблемы людей, которые ведут личное подсобное хозяйство и проживают в городских поселениях, И.Зубарев выделил такую проблему, как сложности с получением выписки их похозяйственной книги. Такие жалобы поступали из Пудожского, Медвежьегорского, Сегежского, Олонецкого и других районов. Дело в том, что законодательством РФ полномочия по ведению этих книг не закреплены ни за субъектами РФ, ни за органами местного самоуправления. Этот пробел необходимо устранять на федеральном уровне.
Как отметили все депутаты, принимавшие участие в обсуждении, в отношении кадастровой стоимости земель многое зависит от методики кадастровой оценки, которая должна учитывать то, что Карелия находится в области рискованного земледелия, поскольку зачастую у нас наблюдаются весенние заморозки. Республика Карелия должна выходить с предложениями по этому поводу на федеральный уровень. Члены комитета единогласно решили пригласить на одно из заседаний представителей энергетиков, рекомендовать Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии РК представить предложения по решению вышеназванных проблем и совместно с комитетом Законодательного Собрания по аграрной политике и развитию села подготовить предложения по внесению изменений в методику кадастровой оценки земли.
Члены комитета одобрили и единогласно решили рекомендовать Законодательному Собранию РК поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования проведения выделения земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» (законодательная инициатива Самарской Губернской Думы).
Третьим вопросом, который обсудили участники заседания, был предложенный депутатом В.Колоушкиным вопрос о дотировании звероводства в Республике Карелия. Как сообщил Валерий Колоушкин, в 2006 году предусматривалась финансовая поддержка звероводства и, соответственно, увеличение объемов производства звероводческой продукции. Зверохозяйства в надежде на это увеличили поголовье зверей, начали строительство и переоборудование ферм для молодняка. Однако, в 2007 году решение о предоставлении субсидий отменено. Зверохозяйства не имеют возможности сократить поголовье зверей, так как сейчас у них период появления щенков. Такое положение может усугубить положение в звероводстве Карелии, попросту разрушить отрасль окончательно (уже 24 звероводческих хозяйства обанкротились, остались в республике всего 2 хозяйства). Нельзя забывать и о том, что эти хозяйства обеспечивают рабочие места для жителей, выполняют социальные функции, являются налогоплательщиками. К тому же, звери являются естественными утилизаторами просроченной продовольственной продукции, чем успешно пользуются многие организации, которые поставляют просроченные продукты в зверохозяйства и существенно экономят при этом на утилизации таких отходов (стоит напомнить, что стоимость утилизации одного килограмма некачественной рыбы стоит 150 рублей!). Еще свеж в памяти пример, когда нескольких десятков тонн рыбы были свалены в неустановленном месте в нарушение закона, в результате чего пострадала экология и возникли большие финансовые затраты на исправление ситуации.
Депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать Законодательному Собранию РК направить Обращение к Главе Республики Карелия С.Л.Катанандову по вопросу оказания поддержки звероводческим хозяйствам.
Заседание вел Председатель комитета Алексей Федотов, в работе принимали участие члены комитета и представители комитета по образованию, культуре и делам молодежи, комитета по бюджету, комитета по социальной политике и комитета по экономической политике и налогам.

Пресс-служба ЗС РК