Р Е К О М Е Н Д А Ц И И парламентских слушаний «О перспективах развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Карелия в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (проект)

20 апреля 2007 г.
Участники парламентских слушаний отмечают, что в целях реализации на территории Республики Карелия приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” из бюджета республики в 2006 году было направлено 273,9 млн. рублей, а из федерального бюджета – 179.3 млн. рублей, что составляет 112 процентов к годовому плану. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 108.8 тыс.кв. метров жилья.
По итогам 2006 года в соответствии с программой ипотечного жилищного кредитования республикой выдан 1161 ипотечный жилищный кредит на сумму 923 млн. рублей, что в 3 раза больше регионального целевого показателя на 2006 год. Жилищные условия улучшили 579 молодых семей.
Вместе с тем, ситуация в жилищной, коммунальной и градостроительной сферах продолжает оставаться сложной. Несмотря на некоторое увеличение объемов жилищного строительства, рост числа участников программ ипотечного жилищного кредитования отдельная квартира или дом пока остаются лишь мечтой для многих карельских семей.
Национальный проект “Доступное жилье” поставил перед властями всех уровней три задачи: увеличение объемов строительства и объемов кредитования жилья, модернизацию коммунального хозяйства и обеспечение свободного доступа населения к ресурсу национального проекта, когда все процедуры прозрачны, понятны и удобны для рядовых граждан. Решение обозначенных задач невозможно, если действовать не системно, без эффективной поддержки местного сообщества.
Реализация проекта осложняется недостаточным платежеспособным спросом со стороны тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, однако не может себе этого позволить. Низкие доходы населения не позволяют участвовать подавляющей его части в ипотечных программах. Количество нуждающихся в улучшении жилищных условий постоянно растет из-за ветшания имеющегося жилого фонда. В случае не исправления ситуации в жилищном комплексе к лучшему это станет фактором, серьезно затрудняющим выведение республики в “коридор развития”.
Основные причины сложившейся ситуации следующие:
- методы управления и эксплуатации основных систем жизнеобеспечения и жилищного фонда, сформировавшиеся в условиях иной социально-экономической формации рассчитаны на иные экономические механизмы и в современных условиях малоэффективны;
- в основном жилищно-коммунальные системы, имеющиеся в республике, не соответствует современному уровню и не отвечают требованиям по качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- расходование бюджетных средств на решение отдельных проблем (вывод ветхого и аварийного жилья, ремонтные работы, нештатные ситуации) распыляет финансовые и административные ресурсы, не позволяя сконцентрировать их на комплексном решении вывода жилищно-коммунальной отрасли из кризиса;
- отсутствие системного подхода к комплексному развитию территорий, включая не только развитие жилищного комплекса, но, что принципиально важно, сопутствующих социально-экономических систем;
- недостаточное внимание к изучению передового опыта и внедрению его в республике, следствием чего является использование малоэффективных административных рычагов в решении жилищной и коммунальной проблем.
Очевидно, что в Республике Карелия решить задачи, определенные в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» традиционными методами затруднительно. Необходимо в корне изменить подход к решению проблемы жилищного строительства, исходя из поставленной задачи и имеющихся условий ее реализации, для чего использовать:
1.Ускоренное развитие массового малоэтажного домостроения. Строительство индивидуальных экономичных домов обеспечит население экологичным и удобным жильем, возродит класс средних собственников, укрепит хозяйственную и, что не менее важно, социально-политическую инфраструктуру.
2.Вовлечение в реализацию проекта развития массового малоэтажного деревянного жилищного строительства внутреннего республиканского производственно-сырьевого потенциала, создаст предпосылки к сокращению объемов вывоза пиловочника, позволит осуществлять глубокую переработку лесоматериалов, обеспечит выход на конечную импортозамещающую продукцию лесопромышленного комплекса.
3.Создание современных производств индустриального домостроения с использованием передовых технологий, основанных на широком применении локальных (модульных) систем жизнеобеспечения (энергоснабжение, отопление, водоснабжение, канализация).
4.Комплексное освоение территорий, строительство поселков на условиях софинансирования затрат по инженерно-коммунальной подготовке, отдельных этапов строительства и использования практики передачи построенного жилья в аренду по социальному найму с последующим выкупом на условиях рассрочки платежей.
Для успешного осуществления национального проекта необходимо: во-первых, добиться опережающего роста предложения жилья, что позволит обеспечить снижение его цены, повысит доступность для более широких слоев населения. Во-вторых, обеспечить формирование адекватного задачам национального проекта спроса на жилье.
В настоящий момент этому препятствуют следующие факторы:
- отсутствие градостроительной документации, территориального планирования, правил землепользования и комплексной застройки;
- отсутствие площадок с готовыми инженерными коммуникациями и в целом недостаток развития инженерной инфраструктуры, высокий уровень ее износа и технологическая отсталость;
- отсутствие детального анализа потребительского спроса на малоэтажное жилье (включая деревянное) с учетом демографической ситуации;
- слабая конкуренция среди застройщиков, административные барьеры в отношении получения земельных участков под строительство;
- ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства, недостаточное развитие современных технологий и производств для поточного домостроения;
- отсутствие механизмов и необходимых инструментов привлечения кредитных средств, частных инвестиций, позволяющих с приемлемым уровнем риска осуществлять кредитование строительства жилья и коммунальной инфраструктуры;
- наличие значительного количества ветхого и аварийного жилья в населенных пунктах, что отрицательно сказывается на деятельности, обеспечивающей его модернизацию.
В части совершенствования нормативной правовой базы для обеспечения ускоренной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Государственной Думой Федерального Собрания принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий» (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства). Данные рекомендации могут послужить дополнительным толчком для подготовки инициатив по внесению соответствующих поправок в указанный законопроект.
Кроме того, развитию малоэтажного деревянного домостроения, как наиболее перспективному направлению реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», препятствует слабая информированность граждан о:
- преимуществах жизни в индивидуальных малоэтажных деревянных домах;
-возможности их участия в улучшении жилищных условий, в рамках приоритетного национального проекта;
- алгоритме пошаговых действий всех участников проекта, изложенных на доступном языке.
Для решения всего спектра задач по ускоренному развитию массового малоэтажного жилищного строительства в Республике Карелия участники парламентских слушаний рекомендуют:

Законодательному Собранию Республики Карелия:
1.Рассмотреть и в случае необходимости направить в Государственную Думу Федерального Собрания поправки в принятый в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу малоэтажной жилищной застройки территорий» (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства).
2.Выйти с инициативой о подготовке нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решений о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд на основе документов территориального планирования, определяющих правовой механизм предоставления земельных участков для строительства социального жилья, упрощающих установление на местности границ земельных участков и их согласования с целью возможности декларативного установления границ для целей государственной регистрации с последующей возможностью детального согласования.
3.Подготовить и принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о включении Республики Карелия в число регионов, где намечено проводить эксперимент по развитию строительства малоэтажного жилья в рамках программы «Свой дом» (проект разработан рабочей группой партии «Единая Россия) национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
4.Внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации вопрос о пересмотре механизма реализации подпрограмм «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры» с целью увеличения прямого субсидирования взамен предоставления государственных гарантий по полученным кредитам и частичное погашение процентов за кредит.
5.Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об оптимизации перечня документов на ведение отдельных этапов строительства, упрощения процедуры согласования и минимизации сроков проведения экологической экспертизы при рассмотрении проектной документации (в настоящий момент экспертиза проводится дважды: при выборе земельного участка и при рассмотрении проектной документации)
6.Подготовить и направить Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову обращение по вопросу привлечения дополнительных средств федерального бюджета на финансирование затрат по организационной и инженерной подготовке территорий массовой малоэтажной застройки, в том числе предоставления регионам на возвратной основе ссуд из федерального бюджета на формирование земельных участков в целях малоэтажного жилищного строительства.
7. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 250 о распространении правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на работников лесозаготовительной отрасли, проживающих в лесных поселках.

Правительству Республики Карелия:
1.Обеспечить проведение мониторинга всех групп населения Республики Карелия, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предмет их участия в реализации проекта массового малоэтажного жилищного строительства, а также получить достоверную информацию о наличии и состоянии ветхого и аварийного жилья в разрезе районов.
2.Изучить возможности имеющейся базы стройиндустрии малоэтажного домостроения. При необходимости провести инвестиционный конкурс на размещение на территории Республики Карелия высокотехнолгичного производства домов из деревянных конструкций, других строительных материалов, модульных домов с учетом имеющегося национального и мирового опыта. Инициировать на уровне Росстроя и федеральных надзорных органов работу по гармонизации российских норм и правил по строительству деревянных домов в части требований безопасности, надежности и энергосбережения с зарубежными стандартами.
3. Способствовать созданию конкурентной среды на рынке малоэтажного жилищного строительства, для чего разработать программу и условия проведения открытого конкурса:
- эффективных проектов для малоэтажного жилищного строительства, в том числе с учетом использования локальных источников теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- застройщиков (инвесторов) на условиях: качество, сроки, цена;
- подрядных организаций на проведение работ по строительству на участках малоэтажной застройки и инженерному обустройству территорий.
4. Рассмотреть возможность долевого участия Республики Карелия в индивидуальном строительстве жилья, как одной из форм софинансирования малоэтажного жилищного строительства.
5.Внести изменения в республиканскую целевую программу «Жилище» на 2004-2010 годы, предусмотрев выделение целевых субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство коммунальной инфраструктуры, а также в программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Республике Карелия на 2003-2010 годы», «Социальное развития села в Республике Карелия до 2010 года» с целью повышения доступности жилья и увеличения объемов жилищного строительства с учетом ускоренного развития массового малоэтажного жилищного строительства. Разработать подпрограмму «Развитие производственной базы стройиндустрии на 2007-2010 годы» (в рамках республиканской целевой программы «Жилище»)
6. Обеспечить участие Республики Карелия Республики Карелия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в части предоставления субсидий из федерального бюджета на покрытие затрат на уплату процентов по заимствованиям, осуществляемым для финансирования затрат по обустройству земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также в проекте Минрегиона РФ по развитию полносборного и объемно-модульного быстровозводимого малоэтажного жилья.
7. Предусмотреть выделение целевых субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия на завершение разработки генеральных планов и схем территориального планирования, на строительство инженерной инфраструктуры по итогам исполнения республиканского бюджета за первое полугодие и 9 месяцев 2007 года. В целях повышения уровня обеспеченности местных бюджетов внести коррективы в Закон Республики Карелия «О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов» с включением в нормативы расходов на обеспечение инженерной подготовки земельных участков для малоэтажного жилищного строительства.
8. Осуществить разработку нормативных правовых актов, устанавливающих механизмы налоговых преференций участникам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Республики Карелия, а также льгот гражданам, участвующим в индивидуальном жилищном строительстве.
Рассмотреть разработанные в ходе подготовки парламентских слушаний законопроекты «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории республики Карелия», « О пригородных зонах в Республике Карелия», « О государственно-частном партнерстве в Республике Карелия», «О зонах регулируемого экономического развития в Республике Карелия».
9. Предусмотреть увеличение ежегодного объема выделяемого в краткосрочное пользование местному населению леса на корню на нужды индивидуального жилищного строительства.
10. С целью реализации практических мер по кадровому обеспечению малоэтажного деревянного домостроения рассмотреть возможность на базе одного из учебных заведений организовать центр по подготовке специалистов: инженерно-технических работников, конструкторов и архитекторов.
11. Образовать межведомственную комиссию для координации деятельности министерств, ведомств и органов местного самоуправления по реализации мероприятий по развитию массового малоэтажного строительства. Проанализировать выполнение целевой комплексной программы «Жилище», входящих в нее подпрограмм в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 2006 год, первое полугодие 2007 года и внести на рассмотрение Законодательного Собрания в срок до 1 сентября текущего года.
12. Обеспечить оказание методической, организационной, финансовой помощи органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам, задействованным в реализации проекта ускоренного массового малоэтажного жилищного строительства, в части решения землеустроительных, архитектурно-планировочных и градостроительных проблем, разъяснения правил землепользования и застройки.

Органам местного самоуправления:
1.Проанализировать потребности населения (в том числе бюджетников, молодых семей, сельских специалистов и т.д.) в строительстве индивидуальных жилых домов, упорядочить учет проживающих в ветхом и аварийном жилфонде. Определить общую потребность в малоэтажном жилищном строительстве в разрезе отдельных населенных пунктов с целью разработки муниципальной программы индивидуального жилищного строительства и определения этапов ее реализации.
2.Провести инвентаризацию земельных участков, планируемых для выделения под массовую комплексную малоэтажную застройку, состояния их инженерной подготовки, наличия землеустроительной и архитектурно-планировочной документации, с целью установления контрольных параметров в разрезе городов и населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство и закрепления этих участков за застройщиками. Обеспечить опережающее предложение подготовленных земельных участков для массового малоэтажного жилищного строительства.
3.Обеспечить создание упрощенной системы оформления необходимой правоустанавливающей документации, разрешений и согласований на индивидуальное жилищное строительство по принципу «одно окно».
4. При разработке генеральных планов и схем территориального планирования предусмотреть комплексное обеспечения участков массового малоэтажного жилищного строительства полным набором социальных услуг, включая транспортную инфраструктуру, с целью повышения качества жизни жителей. В первоочередном порядке обеспечить разработку схем электроснабжения и строительство питающих линий.
5. Развернуть информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации о перспективах развития малоэтажного жилищного строительства, преимуществах проживания в экологически чистых и экономичных домах. Проработать вопрос по отбору земельных участков на территории муниципальных образований для устройства демонстрационных зон.