"Курьер Карелии", 19 августа, №155(806)

19 августа 2004 г.

Как уже сообщалось, 26 августа, в разгар парламентских каникул, состоится внеплановое заседание Законодательного Собрания Республики Карелия. В повестке один вопрос - о внесении изменений в закон "О бюджете Республики Карелия на 2004 год". В парламент уже поступил соответствующий законопроект от Главы Республики С.Катанандова.
Как депутаты готовятся к заседанию? Согласны ли они с решением руководства ЗС РК, что необходим созыв внеплановой сессии? Успеют ли собраться все в столице республики, то есть будет ли обеспечен кворум? На эти и другие вопросы отвечает председатель комитета по бюджету Николай Зайков, который прервал свой отпуск и одним из первых начал знакомиться с представленными материалами.


- Честно говоря, мы еще раньше ожидали этого приглашения на заседание ЗС РК, зная, что комитет по агропромышленной политике и развитию села обратился с соответствующей просьбой к председателю ЗС РК Н.Левину. Другие поправки в бюджет еще бы подождали своего часа, но сельскому хозяйству помощь нужна немедленно. Не зря говорят - летний день год кормит. По итогам работы в первом полугодии в доходную часть бюджета поступило около миллиарда рублей. Как правильно распорядиться этими средствами? Правительство внесло свои предложения. Будем думать, с какими из них можно согласиться, с какими надо повременить.
Уверен, что депутатский корпус поддержит предложение увеличить расходы по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" на сто миллионов рублей, о чем была достигнута договоренность между комитетом по агропромышленной политике и развитию села ЗС РК и Правительством республики, ведь мы знаем, в каком плачевном состоянии находится эта отрасль, нужная всем. Указанные средства предусмотрены для выплаты субсидий и субвенций на животноводческую продукцию, частичное возмещение затрат на выращивание норки и крупного зверя, повышение продуктивности коров и свиней, улучшение почвенного плодородия, приобретение племенного яйца и цыплят в целях сохранения стабильного поголовья кур-несушек на птицеводческих предприятиях личного направления, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования и другие цели. Будут выделены ассигнования на мероприятия по выводу их кризиса и финансовое оздоровление отдельных сельскохозяйственных организаций.
Кроме вышесказанного, около 450 миллионов рублей дополнительно средства предлагается направить на финансирование расходов по оплате труда и выплате единого социального налога работникам бюджетных учреждений. Необходимо также перераспределить ассигнования, ранее предусмотренные для упраздняемых структур исполнительной власти республики.
На 61,5 миллиона рублей предлагается увеличить бюджетные ассигнования в рамках Адресной инвестиционной программы РК на 2004 год. Из них 30 млн предназначены на реконструкцию строящейся больницы в Пряже, 17 млн - на строительство модульной котельной в поселке Ляскеля, 10 млн – на троллейбусный маршрут на Древлянку, 4,5 миллиона – на аэровокзальный комплекс в аэропорту "Бесовец".

- Найдут ли какое-то отражение в бюджете-2004 изменения, внесенные
только что в федеральные законы о льготах? Этот вопрос уже задают нашим депутатам многие ветераны. После дискуссии в средствах массовой информации о способах реализации существующих льгот осталось много непонятного, тем более что новый федеральный закон о замене льгот денежными выплатами еще не опубликован.

- Государственной Думой принят Закон о внесении изменений в очень большое количество законодательных актов Российской Федерации. На бюджет Карелии текущего года он не влияет, потому что вступает в действие с 2005 года. Сейчас пока все остается так, как было. Ну, а в будущем… Закон о замене льгот денежными выплатами еще не подписан Президентом России, не опубликован и потому сейчас невозможно детально проанализировать, в какой степени в окончательной редакции закона учтены предложения субъектов Федерации. Наш парламент вел активную работу в этом плане. На определенном этапе была встреча в Законодательном Собрании с Валентиной Николаевной Пивненко, она выслушала мнение депутатов и представителей общественности. ЗС РК принял и направил в Государственную Думу целый пакет поправок ко второму чтению законопроекта, поручил нашему депутату его отстаивать. Мы просили оставить полностью на федеральном бюджете закон "О ветеранах". Отдельная просьба была высказана по увеличению сумм денежных компенсаций для инвалидов.
Конечно, были большие споры по поводу того, оставить льготы в натуральном виде или заменить их денежными выплатами. Я считаю, что для Карелии в денежном выражении эти льготы более эффективны, поскольку большинство сельского населения своим правом на льготы не пользовалось – не было возможности. А так хоть деньги получат. На финансирование федеральных льгот уже заложено 140 миллиардов, эти льготы уже обеспечены.
Также большие споры были по закону о северных льготах, предлагалось разделить финансирование: для федеральных государственных служащих – из федерального бюджета, для республиканских – из республиканского, для муниципальных служащих – из муниципальных. Законодатели сами должны были принимать эти решения. Хорошо, что все осталось как было – северные льготы по-прежнему будут финансироваться нам из федерального бюджета.
В Закон о замене натуральных льгот денежными компенсациями было внесено более 5 тысяч поправок. Это было непросто сделать. Появилось много нового, например, социальный пакет, который вводится пока только на 2005 год, чтобы люди могли его оценить и в 2006 году отказаться от него или принять постоянно. В социальном пакете люди получают более эффективные льготы, на лекарственное обеспечение, на проезд в железнодорожном транспорте. На железной дороге проездные документы на пригородные перевозки для них будут стоить значительно дешевле. Правительству, я думаю, пришлось провести определенную работу и с управлением железной дороги, и с фармацевтическими фирмами.
К сожалению, Государственная Дума передала субъектам Российской Федерации финансирование федерального закона "О ветеранах", как ни просили регионы, и Республика Карелия в том числе, оставить его на федеральном бюджете. Стоимость этого закона очень большая, к тому же у нас есть и свой закон "О ветеранах Республики Карелия", для реализации которого также необходима значительная сумма. Поэтому в 2005 году нам потребуются большие дополнительные затраты. Федеральный закон "О ветеранах" - самый объемный по затратам. Мы не имеем права ухудшать положение ветеранов, поэтому будем искать решение. Где-то что-то надо будет урезать, уменьшить расходы, например, на госуправление, пересмотреть другие статьи расходов, чтобы финансировать этот федеральный закон. Думаю, что перед нами даже встанет вопрос – сохранять ли карельский закон? Или вообще принять один закон, в котором совместить и российский, и карельский? Фактически ветеранами Республики Карелия становятся все пенсионеры – жители Карелии, выработавшие необходимый трудовой стаж, особых ограничений для присвоения этого звания нет. А финансировать два закона сразу сложно.
Надеюсь, что наш бюджет тоже найдет необходимые средства. Самые большие суммы понадобились бы на ЖКХ, но ЖКХ оставили в натуральных льготах, поэтому нам остаются транспортные услуги, лекарственное обеспечение, ну и ряд других моментов. Я думаю, что на эти цели мы средства найдем. Мы уже обговаривали эти моменты с министром финансов, встречались и с Главой Республики. Как только будет подписан Закон Президентом России, мы приступим к конкретной работе.