"Карелия", 19 августа 2004 года, №91(1222)

19 августа 2004 г.

Государственной Думой принят закон о замене льгот денежными компенсациями. Даже после доработки, включающей увеличение некоторых выплат в 2-4 раза, он вызывает серьезную критику и недоверие со стороны населения.
Согласно Конституции России, если закон затрагивает интересы субъектов РФ, то Госдума обязана собрать отзывы каждого из субъектов. У карельских парламентариев были свои претензии к спорному законопроекту, которые были изложены в обращении к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борису Грызлову. О работе карельского парламента с данным законопроектом рассказал нашему корреспонденту председатель комитета по бюджету ЗС РК Николай Зайков.
- Николай Николаевич, данный законопроект представляет собой довольно объемный документ – около 600 страниц, а сроки, предоставленные для работы с ним, были, мягко говоря, сжатыми…
- Несмотря на это карельский парламент вел кропотливую работу - документ требовал постатейного разбора. Мы прекрасно понимали, что не сможем обеспечить эти законы без финансовой помощи России. Поэтому депутаты ЗС для обсуждения федерального закона предложили создать рабочую группу, в которую бы вошли представители органов государственной власти всех субъектов федерации, общественных и ветеранских организаций.
В первую очередь необходимо было разработать предложения по выявлению источников финансирования и перераспределения ресурсов, в частности, с помощью принятия федерального закона о государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции, введению системы рационального использования государственной собственности, в том числе природных ресурсов. Депутаты высказали предложение провести предварительный эксперимент по данной проблеме в нескольких субъектах Российской Федерации. В связи с тем, что обсуждение данного проекта пришлось на летнее время, мы также предложили провести трансляцию обсуждения данного закона.
- Какие статьи данного законопроекта вызвали во время обсуждения наибольшую полемику?
- Большие споры возникли по вопросу сохранения натуральных льгот или их денежного выражения. Я считаю, что для Карелии денежная компенсация более эффективна, так как у нас больше сельского населения в районах и положенными им льготами оно не могут воспользоваться в полной мере.
- Наибольший протест вызвал новый законопроект у ветеранов – они неоднозначно отреагировали на попытку отобрать у них льготы.
- Для бюджета Карелии особенное значение имеет тот факт, что Государственная Дума не взяла на обеспечение российский закон о ветеранах, который ложится теперь на плечи субъектов российской федерации, то есть на республиканский бюджет, при этом стоимость закона очень высокая. Регионы могут устанавливать варианты поддержки ветеранам по своему усмотрению: либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньгами. При этом не стоит забывать, что у нас есть и свой закон о ветеранах, который потребует также значительных сумм для финансирования. В этой связи в 2005 году нам потребуются большие дополнительные затраты, чтобы финансировать еще и российский закон о ветеранах. Федеральное законодательство предоставляет нам право выбрать - какие льготы мы будем давать ветеранам по российскому законодательству. Ухудшать положение ветеранов мы не имеем право, поэтому будем думать, с каких статей расходов что-то урезать, чтобы финансировать этот федеральный закон. Или будем вынуждены принять только один закон. Финансировать два закона сложно.
- На встрече с представителями профсоюзных, общественных и ветеранских организаций Карелии Валентина Пивненко подчеркнула, что для того, чтобы Москва услышала мнение региона, необходимо официальное заявление от органов исполнительной и законодательной власти. То есть заключение по данному законопроекту будет считаться отрицательным от субъекта федерации в том случае, если исполнительная власть также выскажет отрицательное мнение.
- Глава республики также направил свое заключение по данному законопроекту, поэтому в этом вопросе законодательная и исполнительная власть выступили единым фронтом – мы сделали все, что от нас зависело.
- А как голосовала по данному вопросу в Госдуме Валентина Пивненко?
- Насколько я знаю, она голосовала "за". В этот закон внесли более 5 000 поправок, изменения были огромные, в частности социальный пакет, связанный с лекарственным обеспечением и пассажирскими перевозками.
- Однако несмотря на значительные поправки сокращение масштаба социальной помощи очевидно?
- На льготы, которые будут финансироваться из федерального бюджета, уже заложено 140 миллиардов рублей, поэтому они будут обеспечены. Труднее придется субъектам Федерации, так как нам придется искать дополнительные источники финансирования. Я думаю, что карельский бюджет деньги найдет. Самые большие финансовые затраты пошли бы на ЖКХ, но здесь сохраняются натуральные льготы, поэтому нам остается профинансировать транспортные услуги, лекарственное обеспечение и ряд других моментов. Как только президентом закон будет подписан, придется принимать решения по его обеспечению.

Беседу вела Алена Двинина